Домой Интересное Потребительские культуры полупустынь и пустынь африки. Песчаная буря в австралии. Животный мир пустыни: Одногорбый верблюд

Потребительские культуры полупустынь и пустынь африки. Песчаная буря в австралии. Животный мир пустыни: Одногорбый верблюд

В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались барельефами и скульптурами изнутри и снаружи. Романский стиль не предполагал единых норм. Вход внутрь разделял земной и небесный мир, поэтому над ним часто изображали картину страшного суда. Наряду с религиозными сценами в романском стиле присутствуют сказочность и фантазия -барельефы изображают фантастические существа, не связанные с религией.


Скульптура романского стиля Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии засовершенные грехи Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.








Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. государством Меровингов), культуры "Каролингского возрождения. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. государством Меровингов), культуры "Каролингского возрождения. ФранцииМеровинговФранцииМеровингов В конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны. В конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны.


В скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.).


Христос. Скульптура собора в Шартре. Христос. Скульптура собора в Шартре гг. Франция гг. Франция.




В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. «Адам и Ева». Рельеф дверей Собор в Хильдесхейме.Адам и Ева». Рельеф дверей Собор в Хильдесхейме.


В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений. В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений.




Фигуры выглядят естественно просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний. Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен - Пьер в Муссаке.




Скульптура готики Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.


Главные черты готической скульптуры: Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира; Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира; Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Меняются лишь образы, они наделяются чертами глубокой человечности; Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Меняются лишь образы, они наделяются чертами глубокой человечности; Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует так же; Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует так же; Иконографическая программа расширяется. Иконографическая программа расширяется.


Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г.


Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Марбургский всадник. Марбургский всадник – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.




Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); (сами себе и вечности сродни); и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и сразу замирает, недвижим, и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. обогнанный столетьями на воле. Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, где целый мир, но он неведом им,- где целый мир, но он неведом им,- мир спутанный, без собственной опоры, мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. и, корчась никогда не сходят с мест. Э.М.Рильке. «Портал». Э.М.Рильке. «Портал».


Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция. Cкульптура Реймского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.




Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении. Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.


Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священного Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.




Скульптура позднего средневековья, связанная эстетически и по содержанию с готическим стилем полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения сакральных фигур.

Фактически, в готические времена скульптура, как самостоятельное искусство не рассматривалось. Она была призвана не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических конструкций, и, разумеется, объектом почитания, наряду с иконами.

Произведения средневековое искусство вообще, и готического в частности, полны символического значения, своеобразного кода, который заключает в себе библейские смыслы, значение подвигов во имя Веры христианских святых.

Кроме библейских ветхозаветных персонажей, Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, в готической скульптуре изображались короли, правители, государственные деятели.

В готических скульптурах средневековая сдержанность, статичность и отстраненность уступает место эмоциональности, динамизму и индивидуализацией черт. Разумеется, все эти изменения лишь намечаются и пройдет несколько веков, пока средневековую схематичность, нарочитую упрощенность сменит гуманизм и достоверность Возрождения.

Готическая скульптура внесла изменения в трактовки образа Иисуса Христа. Если в раннем средневековье Спаситель трактовался как грозный судья и вседержитель, то теперь все чаще он предстает, как мудрый пастырь, добрый наставник и учитель. Смягчаются черты лица, на лице можно увидеть полуулыбку.

Все эти изменения не касаются скульптур на распятиях. В это время авторы пытаются всеми силами изобразить страдания Спасителя на кресте максимально достоверно и ярко.

У скульпторов эпохи готики возникает интерес к внутреннему миру своих героев, художники всех европейских стран ищут возможности для передачи особенностей характера, внутреннего мира человека. Авторы подмечают индивидуальные черты лица, добиваются реализма в изображении складок одежды, позы и жестов. С уверенностью можно утверждать, что эпоха Возрождения зарождалась в мастерских ваятелей 12-14 веков.

Внешняя схематичность и простота готических скульптур объясняется, главным образом, тем, что мастера в своих поисках опирались не на античные традиции, а на эстетические и технологические традиции варварского мира, уходящие в языческие времена.


Среди шедевров готического искусства можно назвать собор Нотр-Дам в Париже.

Галерея царей над одним из фасадом изображает ветхозаветных иудейских правителей, подчеркивая неразрывную связь Заветов. Благообразные лица, добродушно и с улыбкой смотрят на прохожих. Удивляет разнообразие лиц, характер каждой из скульптур.


Всем известны скульптуры горгулий и чудовищ, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.


Интересны скульптуры, украшающие раку с мощами волхвов в алтаре Кельнского собора. Каждое изображение индивидуально, каждое выполнено с необыкновенной точностью.


Порталы Шартрского собора позволяют познакомиться с готической скульптурой наиболее близко. Ветхозаветные персонажи, картины страшного суда, изображения Христа и Богородицы - каждая работа скульпторов достойно особенного внимания, каждая уникальна по своему исполнению, содержанию. Отдельно нужно сказать о деревянных скульптурах, которые отлично сохранились в соборе. Поражает мастерство авторов, отлично чувствовавших все возможности дерева, как материала для скульптуры.


"Царством скульптуры" называют Реймсский собор. Здесь можно увидеть тысячи рельефов и сотни скульптур. Мастера, создававшие Реймсский собор, вложили в свои произведения столько внутреннего содержания и динамизма, что даже отодвинули архитектурные красоты на второй план. Скульптура "Улыбающегося ангела" просто завораживает.


Скульптурная группа "Неразумные девы" Магдебургского собора выполнены в реалистичной манере, они полны эмоционального драматизма и образуют самостоятельную группу, привлекающую внимание посетителей.


Нельзя не сказать о погребальных скульптурах эпохи готики. Усыпальница герцогов в Дижоне полна скульптурных изображений самого разного содержания.


Выразительность и художественная стройность готической скульптуры вдохновляют и современных скульпторов. На одном из фасадов Вестминстерского аббатства находится галерея мучеников 20 века, все фигуры выполнены в соответствии с канонами готической скульптуры.

Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду и ее символическое значение.


«Каролингский ренессанс» (от франц. «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).


Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать.


Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными, изображения – плоскостными.


После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Церкви строили по образцу римских базилик. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.


Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.


В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.



  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик...


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто.


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто иллюс... подробнее ».


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто.


  • Театр, живопись , архитектура , скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры. Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров и маски...


  • Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взро. Живопись , архитектура и скульптура серебряного века.


  • Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелым. Живопись , архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в. Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений.


  • Живопись , архитектура и скульптура ХХ в. Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями


  • Живопись , архитектура , скульптура и вазопись античной культуры. Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.

Найдено похожих страниц:10


Постепенно раннесредневековое искусство утрачивает утонченность и совершенство форм античности. Почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека, были утрачены навыки обработки камня. Лишь в Южной Европе сохранялись позднеантичные традиции, в частности, каменное зодчество, искусство мозаики. В центре же и в северных областях Западной Европы преобладало деревянное зодчество, образцы которого, за редким исключением, не сохранились.

Что касается каменного строительства, то это были небольшие, грубо отесанного камня церкви, тем не менее, перенимающие план римских базилик. Стали изображать христианских святых – сначала в прежней тератологической манере , погружая их в орнаментальную вязь из переплетенных жгутов и причудливых зверей.

Тяготение к торжественности и парадности художественного образа сказалось в церквях, перестраивавшихся из античных зданий, но особенно в новых церковных постройках. Эта тенденция отчетливо видна в архитектуре больших по размерам базилик конца IV и V вв.: Сан Паоло Фуори ле Мура (386) и Санта Мария Маджоре . Им свойственна внушительность внутреннего пространства, размеренно торжественный ритм рядов колонн. В отделке широко использован материал, производящий впечатление своим богатством: мрамор колонн и полов, резьба и позолота потолка, расчлененного глубокими кессонами и нависающего тяжелой массой, яркие краски мозаики.

В архитектуре преобладал базиликальный тип построек. Такова конструкция базилики, построенной при остготах в Равенне в 512-549 гг. - церкви Сант Аполлинаре ин Классе . При остготах строили также здания иных типов. Важнейшимиз них является центрическое сооружение - церковь Сан Витале в Равенне, заложенная в 520 и завершенная в 549 гг.

Наиболее своеобразный памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526-530 гг. Стоящая неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, она своей монументальностью производит впечатление суровое и сильное. Гробница представляет собой двухэтажное центрическое сооружение: нижний этаж в плане десятиугольный, с диаметром 13,5, верхний - круглый, несколько меньшего диаметра, так что над первым образуется наружный обход шириной 1,2 м. Нижний этаж заключает внутри крестообразную в плане усыпальницу, перекрытую сводами , как и в мавзолее Галлы Плацидии. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).

Если с внешней стороны гробница Теодориха как будто повторяет обычную в античном мире форму мавзолея, то, по существу, в ее художественных особенностях уже выражен новый тип архитектурного мышления, отвечавший суровой эпохе переселения народов. Внутри здания стройные пропорции античного центрического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильную форму.

Лангобарды, приняв участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на Италию и в 518 г. завоевали большую ее часть, но осели главным образом в Северной Италии. Поддержанные рабами и колонами, лангобарды уничтожили крупное римское землевладение. Преобладающим слоем населения стало свободное крестьянство. В королевстве лангобардов начался процесс феодализации. Уже в VII в. стала выделяться землевладельческая знать, сраставшаяся с остатками римских господствующих классов. Это выразилось, между прочим, и в принятии лангобардами во второй половине VII в. католичества (вместо прежнего арианства). Государство лангобардов просуществовало до 774 г., когда было завоевано Карлом Великим, принявшим титул короля франков и лангобардов.

К тому времени лангобарды были, вероятно, самым культурным народом Западной Европы; влияние их учености и искусства явно ощущается и в IX в.

Для строительства лангобарды привлекали местных каменщиков, так называемых «мастеров с озера Комо». Это были строители, сохранявшие римские архитектурные приемы, но неизвестно, были ли они римлянами или лангобардами. Во всяком случае, это были корпорации, выполнявшие строительные работы, и в дошедших до нас списках встречаются и лангобардские имена. В королевстве существовали регламентированные правила строительства. Тем не менее, сохранившиеся постройки весьма примитивны, например, так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Более значительна церковь Сан Джордже в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале XVIII в. Это небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя апсидами на восточной стороне.

Покрытие - наиболее оригинальная часть гробницы. Это один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (диаметр 10,5 м, высота 2,5 м). Камень был добыт на противоположном берегу Адриатического моря, в Истрии, там выдолблен для уменьшения веса и доставлен, подвешенный между кораблями, в Равенну. Была устроена земляная насыпь до высоты гробницы, и на нее поднят монолит, очевидно, теми же примитивными средствами, какими пользовались при возведении дольменов и других грандиозных сооружений в доисторические времена. По-видимому, среди народов, оседавших на развалинах Римской империи, еще сохранялись такие строительные навыки.

В отличие от базилик, строившихся ранее, церковь Сан Джордже имела перекрытую полукуполом апсиду также с западной стороны, то есть со стороны входа. Другая особенность заключается в том, что здесь намечается применение различных по типу опор. В западной части использованы четырехугольные столбы, тогда как в восточной части применены и колонны. Капители колонн, которые в то время уже только в редких случаях можно было брать из уже расхищенных римских построек, показывают, как заимствованные формы римского, коринфского или композитного ордера теряют свою пластичность, становятся более грубыми и плоскостными.

При лангобардах началось также строительство большой базилики Сант Амброджо в Милане. В конце VIII в. была возведена восточная ее часть, в конце IX в. - обширный атрий; строительство продольного трехнефного, лишенного трансепта, корпуса продолжалось до конца XII столетия. Для последующего развития средневековой архитектуры важно расположение трех ее апсид: они по ширине точно соответствовали ширине среднего и боковых нефов. Таким образом, хор , образованный тремя апсидами, приобретал значение более или менее самостоятельного пространства.

Весьма возможно, что именно лангобарды ввели во всеобщее употребление так называемую крипту - полуподвальные помещения со сводами и подпирающими их столбами, обычно строившиеся под восточной, алтарной частью церкви. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Там же находились усыпальницы знатных лиц. Эти церковные подземелья представляют собой характерные формы зодчества Раннего Средневековья.

Вестготы . Судьба средневековой Испании была чрезвычайно драматична, что отразилось и на монументальном зодчестве, и на искусстве в целом. Вестготы основали в 419 г. Тулузское королевство, власть которого распространялась на Южную Галлию и Испанию. После того как франки в 507-510 гг. отняли у них Аквитанию, их владения ограничивались одним Пиренейским полуостровом. В процессе интенсивной феодализации стиралась грань между вестготской и римской знатью. Вестготы, раньше бывшие арианами, в конце VII в. приняли католичество. В 711-713 гг. почти весь Пиренейский полуостров захватили мавры, оттеснившие вестготов на север, в Астурию, откуда и началась позднейшая «реконкиста», т.е. «отвоевание» Испании. Естественно, что в таких условиях строительство велось в весьма ограниченных масштабах. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рамиро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо - однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.

Особенностью вестготских культовых сооружений раннего периода является прямоугольное завершение хора; против трех нефов находятся три апсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри (церковь Сан Хульяно де лос Прадо близ Овьедо, построенная вестготом Тиодой в VIII в.). Для более поздних базилик характерна открытая арочная галерея с южной стороны, первоначально массивная и тяжеловесная, как, например, в церкви Сан Сальвадор де Вальдедиос близ Вальядолида (893); позднее это - легкая, на тонких колоннах, поддерживающих подковообразные арки, как в церкви Сан Мигуэль де Эскалада, близ Леона (освящена в 913 г.).

О художественном уровне пластики можно судить по рельефам па плитах из Нарбонны (столицы вестготского короля Амалариха). Одна из них, служившая, по-видимому, надгробием, украшена большим декоративным крестом и двумя крайне примитивными по исполнению человеческими фигурами. Эти изображения, так же как декоративные мотивы других нарбоннских памятников, родственны лангобардским рельефам. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго сохранялись пережитки родового строя. Кельтское население Британии, предоставленное самому себе после ухода римских легионов, было к середине V в. покорено на большей части территории германскими племенами, преимущественно англами и саксами, которые образовали несколько независимых государств.

Кельты . Культурный уровень кельтов, оттесненных англосаксами, был значительно выше, чем уровень завоевателей. Между двумя этническими элементами надолго сохранилось взаимное недоверие. Тем не менее, в ходе дальнейшего экономического и политического развития возникло далеко идущее взаимодействие. В идеологической области почвой для него послужила общность религии - принятие христианства, которое у кельтов совершилось еще до англосаксонского завоевания.

Одним из центров распространения церковной культуры была кельтская Ирландия. Ее много-численные и обширные монастыри славились по всей Европе. Так, монастырь Клонар эн Мет, основанный в 520 г., насчитывал около 3000 монахов. Ирландские монахи были известны своей ученостью, по тем временам довольно значительной. В монастырях изучали латынь, греческий язык и те элементы естествознания, которые сохранились после крушения римской цивилизации. Одним из обычных занятий монахов были украшение и переписка рукописей.

Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Со своей стороны англосаксы продолжали держаться первобытной религии древних германцев.

Лишь в конце VI в. начинается новая христианизация Британии, на сей раз из центра католической церкви - Рима. Вступив в союз с наиболее могущественными «варварскими» племенными вождями - «королями», папство вело борьбу за искоренение язычества и кельтской «ереси». Победа римской церкви долгое время оставалась непрочной, и еще в VII в. нередки были случаи возвращения к язычеству. При всех попытках подчинения местной культуры путем создания системы католических монастырей и школ, языческие представления и образы долгое время сохраняли свое влияние па духовную жизнь народа.

Строительство христианских культовых сооружений в Ирландии началось еще в V в., но древнейшие деревянные постройки не дошли до нашего времени. Для каменного зодчества раннего ирландского Средневековья характерны небольшие однокомнатные оратории без окон и с одной дверью, например Ораторий Галлерус на юго-западе Ирландии с ложным сводом, образованным постепенно сближающимися рядами камня. В более поздних каменных ирландских церквях сохраняются некоторые приемы мегалитической кладки: так, дверные и оконные проемы выполняются из нескольких цельных каменных глыб.

Англосаксы. Церкви, построенные англосаксами в VII-XI вв. из камня, ясно указывают на связи с предшествовавшим этапом деревянного зодчества. Это видно по многим деталям. Так, например, колонки из камня напоминают деревянные балясины. Даже конструктивные приемы, характерные для построек из дерева, переносятся в каменное строительство (система клети). Так называемая Башня Бартона в Норсгемптоншире построена из камня так, что в ней отчетливо выделяются вертикальные стояки и горизонтальные поперечины, равно как и угловая вязка.

Скандинавия . Чем далее мы удаляемся от очагов античной культуры, тем ярче проявляются традиции «варварского» искусства и тем дольше они держатся. Это имеет место, в частности, в Скандинавии. Одним из самых распространенных проявлений художественного творчества скандинавских народов была резьба по дереву, применявшаяся не только в украшении предметов бытового назначения, но и в архитектуре. Для знакомства с искусством Скандинавии исключительно важное значение имеет обнаруженное в начале текущего столетия большое погребение в Осеберге, близ Осло, в Норвегии. В погребении этом (по-видимому, королевы Осе, первая половина IX в.) сохранился большой корабль, на котором лежали покрытые резьбой телега и несколько саней, утварь, ткани и другие предметы (Осло, Музей).

Франки. Из многих королевств, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, наиболее жизнеспособным оказалось франкское. Его культура сыграла важную роль в период сложения и развития западноевропейского искусства Раннего Средневековья. Занимая землю, принадлежавшую римскому государству, франки не отнимали ее ни у местных жителей, ни у церкви. Прежние тяжелые налоги натурой фактически не собирались. Естественно поэтому, что население поддерживало франков. В дальнейшем родовые связи франкских племен быстро разрушились, и их родовая община превратилась в соседскую.

Вместе с тем росло и имущественное расслоение среди свободных. Ему способствовала конфискация бывших римских государственных земель и поместий так называемых «бунтовщиков». Эти земли становились собственностью короля; по словам Энгельса, «они расточались так же быстро, как росли, на дарение церкви и частным лицам - франкам и романам, дружинникам короля (антрустионам) или каким-нибудь другим его любимцам».

В 496 г. король франков Хлодвиг, который был раньше лишь одним из племенных вождей, принял христианство, так как ему важно было опереться в своих завоеваниях на галло-римское духовенство. Хлодвигу удалось объединить под своей властью все земли, захваченные франками, и стать первым королем. Однако после его смерти власть его наследников сохранялась лишь формально, франкское государство стало дробиться, и местные вожди вели ожесточенную междоусобную борьбу, не останавливаясь перед применением самых жестоких и коварных средств. Культура пала настолько, что грамотные люди встречались редко даже среди высшего духовенства. Тем не менее, франкское государство сохранилось, пережив этот период внутреннего распада.

В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. В искусстве преобладали черты наивно-фантастического понимания действительности, особенно ярко проявившиеся в орнаментике. Довольно высоко была развита техника обработки металлов, которая восходила еще к дохристианским временам и была примерно одинаковой у франков и у других народов германского происхождения.

Почти единственным образцом для возникавшей архитектуры франкского государства служи-ли базилики, однако, их стиль по сравнению с позднеримскими меняется. В 470 г. была построена церковь Сен Мартен в Туре, ныне полностью разрушенная. В свое время она была, вероятно, самым большим сооружением Галлии. Внутренность церкви украшали 120 мраморных колонн, взятых из зданий античного времени. На основании письменных документов установлено, что апсиду в восточной части окружала арочная галерея на колоннах, в чем, может быть, можно видеть прообраз позднейшего хора с обходом.

В VII-VIII вв. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Такое нововведение было вызвано увеличением численности клира, находившегося во время богослужения в восточной части церкви, и ростом его значения, а также соображениями символического порядка. Последнее вообще характерно для эстетических представлений Раннего Средневековья. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».

От меровингских времен сохранились крипты (например, крипта в Жуарре). Это небольшие и тесные помещения с колоннами, имеющими плоско трактованные капители, прообразами для которых служили римские капители коринфского или композитного ордера.

В крипте Сен Лоран в Гренобле встречается древнейшее во Франции перекрытие цилиндрическим сводом, тогда как апсида перекрыта полукуполом, состоящим из трех распалубок.

Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. К восточной его части пристроена низкая, четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри, апсида.

С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые апсиды. С западной стороны находится большой пятиугольный притвор, расположенный ниже баптистерия и служивший входом в него, но построен он был значительно позднее. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами . Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора.

Поэтому нередко под меровингским искусством разумеют не только франкское, но и вообще всякое «варварское» искусство VI-VIII вв.

Чередованием различных способов кладки меровингские зодчие стремились создать определенный декоративный эффект. Баптистерий в Пуатье, несмотря на малые размеры и примитивность техники, построен еще в духе античной традиции, например, его карниз представляет собой подражание античному антаблементу.

Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, VII-VIII вв.), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Связь с рельефами на стелах провинциального галло-римского искусства выступает иногда достаточно явно. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец VII в.), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика.

Параллельно с каменными рельефами были распространены рельефы из обожженной глины, предварительно оттиснутые в форме и пройденные резцом. Они применялись для украшения церквей и в значительном количестве сохранились в Центральной Франции; такие рельефы встречаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки. Изображения фантастических животных, человеческих голов и целых фигур на этих памятниках всецело принадлежат кругу народных представлений.

Впоследствии в уже зрелое средневековое искусство вошли и прочно в нем удержались элементы народного творчества свободных варваров: фольклорные мотивы, языческая фантастика, животный эпос, тяготение к яркой узорности, экспрессивность изображения.

История мировой и отечественной культуры Константинова С В

16. Живопись, архитектура и скульптура Средневековья

Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду и ее символическое значение.

«Каролингский ренессанс» (от франц. «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными, изображения – плоскостными.

После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Церкви строили по образцу римских базилик. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.

Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.

В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

7. Музыка, живопись, архитектура и скульптура Древнего Египта Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками

Из книги Этруски [Быт, религия, культура] автора Макнамара Эллен

10. Живопись, архитектура, скульптура и вазопись античной культуры Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

12. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров и маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств.

Из книги автора

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Из книги автора

20. Литература, Общественная мысль, музыка, мода, живопись, архитектура и скульптура эпохи нового времени Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на

Из книги автора

22. Живопись, архитектура и скульптура ХХ в Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями:1) авангард (импрессионизм, модерн, кубизм, фовизм);2) реализм;3) поп-арт;4) паблик-арт и др.Термин «поп-арт» (англ. «популярное,

Из книги автора

31. Живопись и архитектура в России в XVI в В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к

Из книги автора

39. Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления В первой половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре был барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины,

Из книги автора

45. Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина) 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. Оказавшись без мастерских и без

Из книги автора

47. Живопись, архитектура и скульптура серебряного века В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление, представителями которого были И. Репин, Товарищество передвижных выставок и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к

Из книги автора

49. Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие

Из книги автора

54. Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950-1980-х гг В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти

Из книги автора

56. Литература, кино, театр, СМИ, живопись, архитектура и скульптура России 1991–2003 гг Продолжает развиваться литература. Появляются новые имена:1) Петрушевская (новый стиль – «серым по серому»);2) Сорокин («натурализм»);3) Пелевин (модернизм);4) Б. Акунин (детективный

Из книги автора

Из книги автора

Скульптура и живопись Египетское искусство, подобно искусству других стран, развивалось неравномерно. Не в каждом периоде появлялись великие художники и новые направления в искусстве, поэтому было необходимо определить характерные черты произведений искусства,

Новое на сайте

>

Самое популярное