Домой Как выбрать Разрешение на строительство при реконструкции линейного объекта. Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них

Разрешение на строительство при реконструкции линейного объекта. Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них

Сегодня ведется много разговоров в отношении действующих с 2016 года правил, касающихся выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) сооружений линейного назначения. В частности, ходят слухи о полной отмене разрешения. Но так ли это на самом деле? Какие изменения вступили в силу с начала 2016 года? Какие документы требуется предъявить для получения бумаги? Рассмотрим ключевые вопросы более подробно.

Если поднять ФЗ-190 и внимательно изучить статью 51, можно найти подробное описание термина «разрешение на строительство». Из него вытекает, что такое разрешение — специальный документ, который свидетельствует о соответствии существующего проекта (пояснительной записки и чертежей) требованиям еще двух проектных решений — в отношении межевания участка и его планирования. Наличие такого разрешения позволяет застройщику реализовать проект восстановления объектов линейного типа, а также осуществлять возведение (реконструкцию) объектов капстроительства.

Описанная выше норма, касающаяся линейных и капитальных объектов, была включена в Федеральный закон еще с середины 2011 года. При этом администрации регионов устраивал существующий порядок, и им достаточно было наличия градостроительного плана на надел земли под возведение сооружения.

Но в ГрК РФ существует еще один интересный пункт, который направлен на регулирование вопросов строительства (реконструкции) объектов линейного типа. Согласно одного из пунктов градостроительного кодекса, до конца 2016 года действует особое правило, касающееся наделов земли, предоставляемых для строительства (реконструкции) сооружений линейного типа. Так, с учетом этого положения осуществляется выдача ГПЗУ в порядке, который устанавливается ГрК РФ.

Иначе обстоит ситуация, если проект готовится на базе ГПЗУ. В этом случае для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик обязан обратиться в уполномоченную структуру (федеральный или местный орган РФ). Интересен тот факт, что в разработке и выдаче проекта планирования участка, где возводится (реконструируется) линейный объект, нет необходимости. Из сказанного выше стоит сделать вывод, что с января 2016 года местный орган власти или другая уполномоченная для выдачи разрешения структура (для строительства или реконструкции объекта) должна запрашивать у подающей заявление стороны реквизиты проектного решения в отношении межевания участка и проекта планирования.

Опять же, заглянув в статью 46 ГрК РФ, можно найти особенности получения документов по планированию участка. Этой работой занимается орган исполнительной власти (на федеральном или местном уровне) или же другое лицо, которое привлечено к выполнению работ на основании договора между сторонами.

При этом соглашение должно заключаться на государственном или муниципальном уровне с четким соблюдением действующего законодательства РФ в отношении контрактной системы закупок.

Документы по планированию земельного надела для строительства (реконструкции) объекта могут готовиться как компаниями, так ИП за личный счет. Прямых требований законодательств в отношении личной разработки проектной документации своими силами в законодательстве нет. Это значит, что при отсутствии проекта межевания и планирования участка, где планируется возведение (реконструкцию) линейного сооружения, а также при отсутствии времени у застройщика (при выжидании выделения средств со стороны уполномоченных органов власти) строительная компания может провести работы по планированию и межеванию участка лично. Порядок организации таких мероприятий подразумевает следование действующему законодательству.

В каких случаях требуется разрешение?

В 2016 году разрешение на возведение (реконструкцию) стоит получать не только в отношении линейного объекта — перечень сооружений шире. Так, выдача разрешительного документа обязательна для объектов капстроительства, применения атомной энергии, космической инфраструктуры и прочих. Если речь идет о восстановлении объекта культурного наследия, но при этом вносятся серьезные изменения в конструкцию сооружения, то здесь также придется получить разрешающий документ. Порядок оформления в этом случае идентичен и производится с учетом действующего законодательства.

Что касается органов, которые занимаются выдачей таких документов, то в 2016 году их перечень не изменился. В частности, эти полномочия могут брать на себя федеральные органы, исполнительные структуры субъектов РФ, органы управления на местах.

Особенности получения и требуемые документы

Перед началом возведения (восстановления) сооружения строительная компания (застройщик) составляет заявление и передает его в уполномоченную структуру. Одновременно с этим заявитель собирает документы, которые требуются для получения разрешения. Само заявление может быть подано лично или через многофункциональный центр.

Как упоминалось выше, заявление на получение одобрения со стороны уполномоченных инстанций ничего не стоит без представления полного пакета документов. Сразу хочется отметить, что перечень необходимых бумаг можно уточнить в уполномоченной структуре, где будет выдаваться разрешение. Чаще всего требуются документы, подтверждающие право владения земельным наделом, на котором будет осуществляться строительство или реконструкция.

Также потребуется предъявление градостроительного плана и материалов из проекта, а именно схем и пояснительной записки. Разрешение невозможно получить без предъявления положительного заключения в отношении проекта (экспертизы) и без согласия на проведения строительства со стороны лиц, обладающих правами на земельный участок.

В ряде случаев могут потребоваться и другие документы, среди которых — свидетельство об аккредитации юрлица, разрешение общего собрания (для многоквартирного дома) и др.

Во избежание возврата документов и отказа в выдаче разрешения нужно заблаговременно уточнять перечень документов, которые требуются для получения одобрения соответствующих структур и последующей регистрации объекта.

Как организуется порядок проверки претендента?

После поступления заявления со стороны застройщика уполномоченная структура имеет 10 суток на проведение основных работ. В частности, проводится проверка переданных документов на факт состава и соответствия требуемому перечню.

Кроме того, проверяется, насколько предоставленные документы соответствуют требованиям ГПЗУ. Если имеет место отклонение от установленных параметров, то документы могут быть возвращены для доработки. После этого требуется повторная подача бумаг для проверки.

Как только мероприятия по изучению переданных бумаг проведены, уполномоченная структура решает, выдавать разрешение или отказать в выдаче. В последнем случае у застройщика есть законное право направиться в судебную инстанцию и оспорить подобное решение.

Что дальше?

Как только застройщик получил одобрение со стороны уполномоченных структур, у него есть 10 суток на передачу в выдавшую документ организацию информации об этажности объекта, высоте, а также подводимых сетях инженерно-технического планирования. После этого производится регистрация объекта в соответствующих структурах.

Важно учесть, что разрешение выдается на весь период строительства объекта. Исключением являются случаи, касающиеся ИЖС. Здесь разрешающие документы выдаются на период до 10 лет. При этом у застройщика всегда есть право продлить имеющееся на руках разрешение. Для этого достаточно за два месяца обратиться в инстанцию, которая выдавала разрешение. При этом представители организации могут отказать в продлении, если за все время строительство объекта не было начато.

В процессе подачи и регистрации документов стоит учесть критерии уполномоченной инстанции, от соблюдения которых зависит вероятность получения одобрительного решения. При этом застройщику может быть отказано в следующих случаях:

  • Документы переданы не в полном объеме.
  • Имеют место грубые исправления или ошибки в предоставленных бумагах.
  • Передачу заявления производит лицо, которое не уполномочено на выполнение таких действий и так далее.

После выдачи разрешения может потребоваться внесение изменений в документ. Здесь возможен отказ в следующих случаях:

  • Размещение объекта не соответствует требованиям ГПЗУ.
  • Информация, прописанная в документах перехода права собственности, не правдива.
  • Отсутствует уведомление о переходе права на участок земли.

Так, в 2016 году закон получил незначительные изменения, касающиеся объектов линейного строительства. При этом основные моменты остались прежними. В любом случае, во избежание отказа от выдачи разрешения и для ускорения процедуры требуется заблаговременно подготовить документацию и четко следовать уже проверенному времени алгоритму.

Источник: Журнал «Нефть, Газ и Право»

К настоящему времени в России многие земли «поделены» между разными лицами, «свободных» или «неинтересных» земель осталось мало. Ужесточилось законодательство в части оформления строительства на разных землях. Редкий площадной объект обходится без подключения к линейным объектам, и необходимость скорейшего строительства различных линейных объектов абстрактно признают все.

Возможно, главный вопрос при размещении линейного объекта: необходимо ли для него оформлять земельно-правовые документы, если он строится под землей? Ответ на него мы постарались обосновать в предлагаемой статье.

Нужна ли земля?

Данная статья посвящена строительству/реконструкции (далее — строительство) линейных объектов без оформления прав на чужие земли, с поверхности которых строительные работы не ведутся. Под чужой землей в статье понимаются также земельные участки, под которыми строится (будет строиться) линейный объект, под правами на них — правоустанавливающие документы, технические условия (согласования) или разрешения на размещение линейных объектов без разрешений на строительство, оформляемые с 2015 г по региональным нормативным актам в отношении «нечастных» земель.

В технических заданиях, замечаниях на проектную документацию на линейный объект от организаций градостроительной экспертизы, приостановках/отказах Росреестра в регистрации прав на линейные объекты, некоторых других ненормативных документах разными словами постоянно указывается на необходимость оформления прав на землю под линейные объекты. Безуслов-но, это обязательно в отношении земли, с поверхности которой строится линейный объект или на поверхности которой останутся части линейного объекта: колодезные люки, входы в метро и др. Однако оформлять права на землю, под которой будет строиться линейный объект и которая не будет затронута таким строительством, в соответствии с законодательством не обязательно. Почему? Ответ на этот вопрос решающим образом зависит от законодательного определения понятия «земельный участок».

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально опре-деленной вещи». Как видно, здесь отсутствуют какие-либо указания на глубину земельного участка. Она имеется только у земельных участков с почвенным слоем и равна его глубине исхо-дя из пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации , согласно которому право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой. Обычно почвенный слой заканчивается на глубине до полуметра от поверхности земли, реже доходит до метра и совсем редко есть глубже. Есть много земельных участков, где почвенного слоя нет, например под дорогами.

Сразу под земной поверхностью начинаются недра, поскольку согласно первому абзацу преамбулы Закона Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон о недрах) «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков». Многочисленные судебные решения подтверждают положения разных законов о том, что земля (земельный участок) и недра — отдельные объекты. При этом не имеет значения, есть ли в недрах полезные ископаемые.

Обязательно ли для размещения линейного объекта оформлять недропользование? В законодательстве нет однозначного ответа на этот вопрос в отношении всех линейных объектов и на практике зачастую, особенно вне месторождений полезных ископаемых, оно не оформляется без неблагоприятных последствий со стороны «недровых» структур. Даже если прийти к выводу, что для подземных линейных объектов обязательно оформление недропользования, то оно обязательно независимо от того, с поверхности земли либо без ее использования линейный объект размещается под землей.

ГНБ-«панацея»

Большинство линейных объектов — различные трубопроводы и кабельные линии — без работ с поверхности земли строятся по технологии горизонтально направленного бурения или «прокола» (далее — ГНБ). Наиболее часто встречающиеся на практике земли, при которых используется ГНБ:

  1. Под земельными участками частных собственников — вследствие недостижения соглашения с частным собственником по разумной цене заключить договор аренды земельного участка (обычно на 11 месяцев) для строительства подземного линейного объекта.
  2. Под полосами отвода дорог, особенно железных, — чтобы не прерывать движение по ним.
  3. Под дном водного объекта или «языком» леса — чтобы не оформлять, соответственно, водопользование или лесопользование.

ГНБ используется уже много лет, в условиях отсутствия свободных земель или трудностей оформления землепользования распространяется больше, но вплоть до 2016 г не было общедоступных юридических документов о нем как об освободителе от оформления землепользования над подземными частями линейного объекта. Ситуация изменилась с изданием Письма Минэкономразвития России от 4 марта 2016 г № 6013- ПК/Д23 и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально направленного бурения», в котором подтверждено, что «образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными. Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена. Указанная позиция также поддержана на межведомственном совещании, состоявшемся в Минэкономразвития России 19 февраля 2016 г с участием представителей Минтранса России, Минэнерго России, Росреестра, Росавтодора и Роснедр (протокол совещания от 19 февраля 2016 г № 11-ПК). Таким образом, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.

Письма Минэкономразвития России не обязательны к исполнению, данное письмо формально касалось только регистрации прав на уже введенные в эксплуатацию линейные объекты, в одном письме невозможно охватить все аспекты ГНБ. Но в данном письме ничего нового, по сравнению с законодательством, не установлено. В нем выражена позиция всех ключевых федеральных ведомств, так или иначе вовлеченных в размещение линейных объектов. После него стали появляться определения Верховного Суда Российской Федерации, которые могут быть использованы для обоснования освобождения от оформления под линейный объект той земли, которая не будет использоваться при его строительстве. К настоящему времени к ним следует отнести Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2016 г № 301 - КГ16-17856, согласно которому «эксплуатация канализационного коллектора и газопровода возможна без оформления прав на землю, наличие наземной части газопровода на спорном земельном участке не меняет квалификацию сооружения и не наделяет собственника исключительным правом на землепользование», и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2016 г № 303-ЭС16-10723, которое подтвердило незаконность отказа Росреестра в регистрации права на подземную сеть связи, установив, что «земельным законодательством, действовавшим в период строительства спорного сооружения, представления документов об отводе земельных участков для строительства подземного сооружения связи не требовалось». И по действующему законодательству такие документы требуются только на ту землю, «на» — не «под» и не «в» которой — строится линейный объект.

Решений высших судов Российской Федерации, обязывающих получать права на землю, если она не затрагивалась строительством линейного объекта, до сих пор не принималось и, надеемся, не будет, поскольку в законодательстве нет для этого оснований. Наоборот: постепенно законодательство, не всегда выверенными формули-ровками, но освобождает от оформления прав на землю над линейным объектом.

Например, Федеральный закон от 21 июля 2011 г № 257-ФЗ ввел в статью 90 ЗК РФ пункт 8, со-гласно которому «на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется». Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 208-ФЗ ввел в Водный кодекс Российской Федерации (далее — ВК РФ) статью 51.2, согласно которой «использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование». А ведь еще недавно суды утверждали, что, «размещая подводные линейные объекты, в том числе газопроводы, их собственники и иные законные владельцы используют акваторию водного объекта для размещения охранной зоны таких объектов, т.е. в конечном итоге для удовлетворения собственных нужд по эксплуатации газопровода. Наличие охранной зоны вдоль подводного перехода трубопровода накладывает ограничения на использование в установленном порядке акватории водного объекта непосредственно над такой зоной. Учитывая нормы части 3 статьи 11 ВК РФ, которая устанавливает закрытый перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, указанные лица обязаны заключить договор водопользования» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 309-АД15-16620). Невыверенность формулировок выражается, в частности, в том, что в пункте 8 статьи 90 ЗК РФ вместо слова «где» должны быть и на практике подразумеваются слова «под которыми».

На какой глубине проектировать/строить трубопровод или кабельную линию? Законодательство и решения высших судов не дают ответа на этот вопрос. Мы предлагаем при ГНБ на глубине около четырех метров от поверхности земли, поскольку:

  1. На такой глубине нет почвенного слоя как части земельного участка и, соответственно, нет корней растений, и им невозможно причинить вред.
  2. На такой глубине обычно нет самовольно размещенных чужих линейных объектов, которые можно было бы случайно повредить при размещении «своего» линейного объекта.
  3. При такой глубине ГНБ поверхность земли не проседает.
  4. При размещении линейного объекта глубже пяти метров требуется оформлять недро-пользование.
  5. При размещении на глубине около четырех метров линейных объектов, охранная зона ко-торых два метра от оси линейного объекта, она из-под земли не «достанет» до земельного участка и тем самым юридически не обременит его, избавит от обязанности возмещения убытков правообладателю земельного участка, под которым размещен линейный объект. Следует отметить, что этот аспект не учтен ни в законодательстве, ни на практике, и повсеместно приводит к установлению на поверхность земли так называемой «непрерывающейся» охранной зоны вдоль всего подземного линейного объекта независимо от его глубины. При таком абсурдном подходе формально двухметровая охранная зона линейного объекта, размещенного на глубине, например, десять метров, тоже якобы «обременяет» земельный участок. Для исправления такого подхода или признания распространения охранной зоны подземного линейного объекта на земную поверхность независимо от глубины его залегания полагаем необходимыми соответствующие законодательные изменения.

Где именно делать ГНБ под чужим земельным участком? Конечно, не под постройками на земельном участке.

Линейные объекты с нормативным размером охранной зоны в два метра на любой глубине целесообразно проектировать и строить ГНБ под краями чужих земельных участков (при условии неповреждения ограждения земельных участков и объектов, которые там ранее построены, например колодцев), а именно там, где охранная зона не обременит их либо обременение не при-ведет к невозможности разрешенного использования земельного участка. Если земельный участок будет застраиваться (либо уже застроен или строительство осуществляется), то застройщик должен отступать необходимые расстояния от границы своего земельного участка для строительства с земной поверхности своего объекта. Такие отступы обычно указываются в правилах землепользования и застройки публичных образований, градостроительных планах земельных участков, проектах организации и застройки садоводческих или дачных объединений и стандартно составляют два метра.

Самое известное и редкое исключение составляет территория Москвы: согласно пункту 3.4.2 Правил землепользования и застройки Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, «минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельных участков во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются». Но даже при таких правилах отступать от границ земельных участков проектировщикам и застройщикам иногда приходится для соблюдения различных минимальных расстояний между разными наземными объектами: противопожарных, санитарных и др.

Не противоречит ли строительство ГНБ под чужим земельным участком без согласия его правообладателя части первой статьи 19 Закона о недрах, согласно которой «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков... строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»? Такого противоречия нет, поскольку это право не указано как исключительное и правообладатели земельных участков вправе что-то строить в недрах на глубину до пяти метров, если эти недра свободны от чужого объекта.

Если под земельным участком размещен чужой линейный объект, то строить свой объект правообладатель земельного участка вправе без повреждения этого линейного объекта, с соблюде-нием режима его охранной зоны. В свою очередь, владелец линейного объекта заинтересован в скорейшем установлении его охранной зоны на чужой земельный участок, чтобы правообла-датель такого земельного участка не делал вид, будто не знал о наличии под ним линейного объекта и повредил его «случайно».

... И под полосами отвода дорог

Почему при строительстве ГНБ трубопроводов и кабельных линий под полосами отвода дорог не обязательно получать технические условия или согласования от «дорожников»? Для ответа на этот вопрос достаточно вникнуть в содержание основных понятий из «дорожного» законодательства и сопоставить его с земельным. Чаще ГНБ делается под полосами отвода автодорог.

Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса». Как видно, полоса отвода автодороги представляет собой совокупность земельных участков, понятие которых в пункте 3 статьи 6 ЗК РФ сведено исключительно к поверхности земли. Под дорогой нет почвенного слоя и никакой глубины у полосы отвода дороги нет. Сама автодорога пунктом 1 статьи 3 этого Федерального закона определяется как «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».

Соответственно ГНБ под полосой отвода автодороги нужно делать там, где нет конструктивных элементов дороги. Они обычно есть в местах разноуровневых транспортных развязок. Но никто на нашей памяти не прокладывал трубопроводы или кабели под транспортными развязками. Поэтому при условии неповреждения конструктивных элементов дороги и вне транспортных развязок ГНБ под ее полосой отвода законно без согласования и/или получения технических условий от «дорожников». Наличие или отсутствие конструктивных элементов дороги под ее полосой отвода можно установить не только по проектной документации дороги.

Согласно статье 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» «полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) — земельные участки, при-легающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта». Как видно, определение полосы отвода железной дороги аналогично определению полосы отвода автодороги — это совокупность земельных участков без подземного пространства (без недр).

Тем не менее ОАО «РЖД» своим Распоряжением от 16 мая 2014 г. № 1198р утвердило «Инструкцию о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями» (подобной инструкции Минтранса России в отношении автодорог нет) и по ней навязывает свои технические условия на «пересечение железной дороги». Это десятки пунктов, выполнение которых занимает множество ресурсов всех видов и является одной из причин нарушения сроков строительства трубопроводов и кабельных линий, с соответствующими последствиями. Встречается в них и такое: «прокладку (размещение) кабельной линии вдоль железнодорожных путей осуществить вне полосы отвода железной дороги, без использования земельного участка, правообладателем которого является ОАО «РЖД».

Какое в принципе может быть пересечение железной дороги или использование земельного участка ОАО «РЖД» при размещении кабеля вне полосы отвода железной дороги? Наоборот — это подтверждение незаконности навязывания технических условий на несуществующее пересечение железной дороги. Практическая ценность таких технических условий состоит в том, чтобы, однажды их получив, больше за ними не обращаться и строить ГНБ-трубопроводы и кабельные линии под полосами отвода железных дорог без создания угрозы безопасному движению поездов, без повреждения подземных частей железной дороги.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 254.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 8.

Библиография

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ//Российская газета. 2001. № 211-212.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//Российская газета. 1994. № 238239.
  3. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-I// Российская газета. 1995. № 52.
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета. 2006. № 121.
  5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об авто-мобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 254.
  6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О желез-нодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 8.
  7. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от4 марта 2016 г. № 6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально направленного бурения».
  8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 301-КГ16-17856.
  9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2016 г. № 303-ЭС16-10723.
  10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 309-АД15-16620.
  11. Правила землепользования и застройки Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП.
  12. Инструкция о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями, утвержденная Распоряжением ОАО «РЖД» от 16 мая 2014 г. № 1198р.

Если вы хотите без проблем зарегистрировать право собственности на построенный объект недвижимости, вам придется ввести его в эксплуатацию в установленном порядке.

А первым документом, который потребуется предъявить при вводе здания, строения, сооружения в эксплуатацию, является разрешение на строительство.

Положения о выдаче разрешения на строительство подробно расписаны в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Однако, существуют исключения, при которых разрешение на строительство не нужно.

В каких случаях не требуется разрешение на строительство, рассмотрим в настоящей статье.

Разрешение на строительство не требуется в случае:

  • Постройки гаража физическим лицом, на земельном участке, предоставленном ему для строительства индивидуального жилого дома, дачи, садоводства и других целей, не связанных с предпринимательством
  • Строительства киоска, навеса, других мобильных сооружений, которые не являются объектами недвижимости
  • Если на земельном участке возводятся объекты вспомогательного назначения. Таковыми являются сооружения, которые не имеют самостоятельной хозяйственной функции. Они призваны обслуживать основное здание.

Например, на территории частного домовладения, жилой дом будет основным строением, а сарай, надворный туалет – вспомогательными постройками.

На территории предприятия производственный корпус будет основным строением, а газораспределительный пункт – вспомогательным строением.

При этом, вспомогательное сооружение может даже иметь неразрывную связь с земельным участком, то есть формально соответствовать признакам объекта капитального строительства. Если его единственная функция — обеспечивать эксплуатацию основного объекта, то разрешение на строительство не требуется.

Так, судебная практика оказалась на стороне организации, которая организовала парковку и ограждение на принадлежащем ей земельном участке. Данные объекты были признаны относящимися к благоустройству, выполняющим вспомогательные функции для земельного участка. (дело N А26-10116/2010).

  • Разрешение на строительство не требуется в случае капитального ремонта объекта недвижимости, либо внесения в него таких строительных изменений, которые не скажутся на его несущих конструкциях.

    Закон также разрешает вносить без отдельного разрешения строительные изменения, в пределах допустимых градостроительными регламентами. Но в настоящее время таких регламентов не много. Возможно, в будущем, при их разработке допустимые пределы строительных работ без оформления разрешения конкретизируются.

  • С марта 2015 года не требуется получать разрешение на строительство буровых скважин

    Подразумеваются буровые скважины, которые запроектированы в соответствии с законодательством о недрах. Особенность в том, что для освоения полезных ископаемых предусмотрена разработка специального технического проекта и другой документации, применяемой при разработке месторождений.

Общие требования

В целом, разрешение на строительство не требуется в случае осуществления работ, которые не оказывают влияния на надежность и безопасность объектов недвижимости.

При этом, производимые работы должны соответствовать СНиПам (строительным нормам и правилам).

Полномочия местных администраций

Помимо перечисленных видов работ, которые прямо указаны в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство не требуется в иных случаях, которые могут устанавливать местные органы власти.

Например, Московская областная дума приняла закон от 25.09.2014 №15/99-П, в соответствии с которым, разрешение на строительстве не требуется в случае:

  • строительства электросетевых сооружений напряжением до 20 Кв (киловольт)
  • реконструкции тех же сооружений, за исключением линейных объектов
  • нового строительства или строительных изменений линейно-кабельных устройств связи, кабельных линий электрической связи
  • строительства газопроводов и устройств газораспределения и газопотребления, давление в которых не превышает 0,6 мегапаскалей
  • при реконструкции инженерных сетей, включая линии электропередачи, связи, газо- и водопроводы, сети канализации, если их охранные зоны не увеличатся по результату реконструкции
  • если объектом строительства или реконструкции являются тепловые сети

В случае, если строится особо опасный или сложный объект, перечисленные пункты не применяются. Для особо опасных и технически сложных объектов разрешение на строительство требуется в любом случае.

А в Ленинградской области, также на основании областного закона от 18.05.2012 №38-оз, разрешение на строительство не требуется в случае:

  • строительства на рекреационных землях объектов физкультурно-оздоровительного назначения до двух этажей в высоту и площадью до полутора тысяч кв м;
  • пляжей и открытых площадок, в том числе для выгула собак;
  • колодцев, прудов и водохранилищ объемом до ста кубов
  • частных автодорог необщего пользования
  • а также инженерных коммуникаций, примерно совпадающих по списку с перечисленными в предыдущем пункте.

Возможно в вашем регионе существует свой список, в котором перечислены объекты, при строительстве которых разрешение на строительство получать не нужно.

Разновидности вспомогательных объектов

Предвидя вопросы о том, следует ли отнести к вспомогательным объектам, для которых не требуется разрешение на строительство, то или иное сооружение, приведу здесь небольшой перечень зданий, строений и сооружений, которые суды признавали вспомогательными объектами:

  • сооружения уличного освещения
  • помещение для размещения инженерных коммуникаций
  • блочный пункт ГРПШ на газопроводе
  • производственная площадка с покрытием из вибропресованной плитки
  • блок модуль для размещения комплектного распределительного устройства

Список можно продолжать, но я оставлю простор для вашей фантазии.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

Обсуждение: 7 комментариев

    Для обслуживания парусной школы и хранения маломерных судов в зимнее время нами построен эллинг. Земельный участок, на котором построен эллинг не имеет кадастрового номера, так-как образован в результате отсыпки береговой линии пруда, согласно разработанному проекту постройки причальных сооружений. Здание эллинга сборно-каркасное, смонтировано на бетонной плите и представляет из себя объемное сооружение высотой 13 метров и общей площадью около 1500кв.м., разделенное вертикальной стеной. В одной части хранятся катера и яхты, в другой — мастерские для ремонта маломерных судов и помещения обслуживающего персонала. Вопрос. Как правильно оформить этот объект недвижимости. Разрешение на строительство не получали, так-как земельный участок в силу выше указанной причины не имеет кадастрового номера. По сути он как бы построен на воде. Спасибо за ответ.

    Ответить

    1. Исходя из вашего же комментария, имеется разработанный проект постройки причальных сооружений.

      Следовательно, один из его разделов должен предусматривать перемещение земляных масс и дальнейшее формирование границ этих самых сооружений в осях.

      Если при реализации проекта вы не вышли за пределы конструктивных решений, то проблем со вводом в эксплуатацию быть не должно.

      Если же в ходе стройки вы решили, что «вот так будет еще лучше» и внесли не предусмотренные проектом изменения — извините, но это требует дополнительных разрешений и корректировок.

      Насколько я понимаю из вашего описания, эллинг является объектом капитального строительства, то есть не может быть перемещен без причинения ущерба его назначению.

      К тому же, указанная вами площадь в 1500 кв м является критичной. Объекты свыше 1500 кв м или выше трех этажей подлежат обязательной экспертизе. Слава богу, сейчас монополии на ее проведение уже не существует, экспертных организаций достаточно.

      Поэтому полагаю, что проблема не столь малозначительна, как вы ее хотите представить. По факту — имеем самовольно возведенный объект капитального строительства.

      Как правило, для таких объектов применяется следующая последовательность: 1) составление независимого заключения о возможности эксплуатации при отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан
      2) рассмотрение возможности сохранения на межведомственной комиссии при местной администрации
      3) решение вопроса о предоставлении земельного участка для эксплуатации объекта.
      Ключевым, как вы понимаете, является вопрос о земельном участке, в свете положений ст.222 ГК РФ.
      Особенности формирования созданного вами земельного участка регулирует Земельный Кодекс РФ, в части положений об искусственно созданных объектах.
      В целом — необходимо изучать документы для выработки рекомендаций. Одним комментарием данный вопрос на разрешить.

      Ответить

    Здравствуйте. У меня вопросик. Собираюсь купить дом с участком. Участок с домом в собственности.На участок и дом есть все документы и адрес есть на нём. Идёт как жилой. Дом после пожара,надо менять несущую стенку из бруса, перекрытие потолка.Можно ли обойтись без огласки на переделку дома, если в итоге дом будет абсолютно такой же как и в документах. Тобишь планировка,брус,фундамент,не измениться, все размеры останутся как заявлено в документах? Смогу ли я там жить после оформления документов на себя и его ремонта? И ещё один момент. Что написали пожарники про этот дом я не вкурсе. Не начнутся ли потом проблемы?

    Ответить

    1. Здравствуйте.
      Я рекомендовал бы вам потребовать обновления технической документации на дом в текущем состоянии перед покупкой. Продавец сам должен быть в этом заинтересован.
      Опять таки, из практики, никогда не знаешь, куда тебя заведет ремонт. Будет ли это косметическая отделка или реконструкция. А реконструкция, по закону, требует проекта.
      Акт о пожаре тоже может получить существующий собственник.

      Ответить

    Здравствуйте! Скажите, пож-та, нужно ли получать разрешение на строительство бытовки 4х8 с отступом от красных линий в три метра (забор соседа и наш забор от дороги)? В Дальнейшем планируется строительство основного дома. Спасибо!

    Ответить

    Здравствуйте.
    Подскажите, пожалуйста, нужно ли разрешение на возведение сборного купольного домика на облегченном фундаменте? Планируется сдавать в аренду пару домиков взведенных возле основного частного дома. Чисто теоретически можно такие домики разобрать и без особых проблем возвести заново на другом месте — или это все равно будет объект недвижимости?

    Ответить

    нужно ли получать разрешение на строительство газопровода низкого давления менее 005 мп так как он вычеркнут из росреестра как опасный производственный объект?

    Ответить

Прохождение специальных инстанций и органов контроля для выполнения строительных мероприятий принято воспринимать как хлопотное, излишнее и финансово затратное дело. Сложно спорить с тем, что получение необходимых справок и документов в России сопровождается массой неприятных нюансов, на которые приходится тратить время и деньги. Однако жесткая регуляция сферы строительства имеет весомые основания, поскольку эксплуатация построек и сооружений не должна нести риск для безопасности людей. И все же далеко не каждый объект может представлять опасность для жизни и здоровья, поэтому следует изначально определиться с тем, нужно ли разрешение на строительство в конкретном случае. Бывают ситуации, когда ответственные строители обращаются за получением подобной документации даже без обязательств перед законом. Но в большинстве случаев, особенно индивидуальные застройщики, все стремятся обойти эту норму.

Для чего нужно разрешение на стройку?

Процедуру получения сопровождают мероприятия по сверке проектной документации с техническим планом, в соответствии с которым будут осуществляться рабочие операции. Это необходимо для того, чтобы ответственное лицо реализовало именно тот объект, на который и получалось разрешение. Но есть и другие обоснования целесообразности этой процедуры. Дело в том, что отклонение от разрешения на строительство избавляет застройщика от регуляции его деятельности. Таким образом, он может возвести многоквартирный дом в зоне, которая для этого не предназначена - очевидно, что это будет противоречить градостроительному плану. Кроме этого, к такого типа предъявляются высокие требования со стороны органов технического надзора. Поэтому отсутствие даже в случае возведения таунхауса может повлечь серьезные проблемы. Впрочем, если по факту все остальные нюансы оформления были соблюдены, и объект сооружался на частном и предназначенном для этих целей участке, то разрешение можно получить и после сооружения.

Какой орган выдает разрешение?

Существуют разные процедуры в получении этого документа - отдельные нюансы ее выполнения зависят от характеристик объекта и его расположения в соответствии с планом. В свою очередь, вид разрешения на строительство определяет и орган его получения. Основная масса обращений по этому вопросу поступает в местное самоуправление, где заявления рассматриваются по общему правилу. Но встречаются и особые случаи, когда требуется и обращение, например, в территориальное ведомство природных ресурсов. Потребность в прохождении этой инстанции может возникнуть, если планируются работы с земельными недрами.

Особый порядок оформления документов предполагается и в случае, если объект должен будет использовать атомную энергию. В такой ситуации следует обращаться в службу по технологическому, экологическому и атомному контролю. Разумеется, подобные случаи являются редкостью, и в большинстве своем застройщики обращаются в местный орган, выдающий разрешение на строительство по общим правилам. А теперь стоит подробнее рассмотреть, в каких ситуациях эту процедуру и вовсе не нужно проходить.

Возведение инженерно-технических сетей

Одним из главных направлений строительных работ, которые избавлены от необходимости получения разрешения, является прокладка, распределение, монтаж, реконструкция и ввод в эксплуатацию сетей инженерно-технической инфраструктуры. Но только при определенных условиях. Например, выполнение подобных работ без специальной документации допускается, если объект поступит во владение физическим лицом, которое не будет осуществлять предпринимательской деятельности в процессе эксплуатации сети. Таким образом, разрешение на строительство не требуется в случае прокладки коммуникаций от зоны сопряжения с центральной системой обеспечения до сооружаемого или реконструируемого объекта на земле, не предназначенной для коммерческого использования.

Техническое обеспечение автодорог

Сразу надо отметить, что в этом случае речь идет лишь об инфраструктурном обеспечении автодорог из категории общего пользования в зонах, где выполняется подъезд к земельному участку. Как правило, это благодаря которым обеспечивается коммуникационное снабжение переходно-скоростных зон, примыкающих участков, выездов, площадок для стоянки, съездов и т. д. Типичный пример такого проекта предусматривает организацию кабельных электролиний, которые подключаются к линейным объектам капитального строительства. Кроме этого, разрешение на строительство не требуется в случае обеспечения инженерно-технической инфраструктурой, связывающей подъездные автодороги и примыкающие сооружения с системами основного транспортного и коммунального комплекса.

Организация внутриканальных сетей

Сооружение распределительных внутриквартальных сетей, которые входят в комплекс инженерно-технической инфраструктуры, в некоторых случаях также не требует специального разрешения. Речь идет о воздушных, кабельных и комбинированных электролиниях, среди которых электроустановки до 10 кВт и системы блочной канализации. Помимо этого, разрешение на строительство не требуется в случае монтажа водопроводных коммуникаций, если внутренний диаметр труб не превышает 30 см. К этой же категории можно отнести и напорные канализационные сети для водоотведения. Есть свои ограничения и при устройстве газопроводных внутриканальных сетей. Без разрешения можно организовывать каналы с уровнем давления в диапазоне от 0,005 до 0,3 МПа. При этом внутренний диаметр газопроводящих труб должен составлять не более 20 см. В дополнение к этому стоит отметить возможность установки антикоррозийной электрохимической защиты в трубопроводах и газорегуляторных станций.

Строительство вспомогательных объектов

Это один из самых популярных видов частного строительства, из-за которого нередко возникают судебные споры. В эту категорию можно отнести постройки, которые сооружаются на участках, не предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности, а также земли для дачного хозяйства и ведения садоводства. Чаще всего это объекты, которые являются частью общей инфраструктуры, обслуживающей основное жилое здание. На сегодняшний день не требуется разрешение на строительство таких вспомогательных сооружений, как бани, сараи, гаражи, колодцы и т. д. Правда, бывают и спорные ситуации, когда сараи рассматриваются в качестве отдельного объекта недвижимости. К сожалению, строгих разграничений в определении вспомогательного объекта нет - принято считать, что это сооружение, целью которого является хозяйственное содержание жилого дома.

Сооружение скважин

Строительство буровых скважин - это как раз тот случай, когда может потребоваться получение разрешения от органов надзора за природными ресурсами. Исключением являются скважины, которые предусмотрены и утверждены законодательством о природных недрах. Это относится также и к проектам разработки полезных ископаемых. В границах частного участка не требуется разрешение на строительство, если речь идет о создании скважины глубиной до 5 м. Этого достаточно для формирования колодцев, но если планируется устройство артезианской скважины, глубина которой может достигать 80 м, то могут потребоваться соответствующие документы. Впрочем, и тут все неоднозначно, поскольку использование подобных объектов для собственных нужд избавляет от необходимости получать разрешение.

Реконструкционные работы

Реставрационные и реконструкционные мероприятия часто сопрягаются с полноценным строительством, но, конечно, ответственность таких работ не столь велика. Собственно, все операции такого рода могут выполняться свободно, если не планируется отвод границ охранных зон. Например, разрешение на строительство не требуется в случае реконструкции линейного объекта, который при этом останется в прежних полосах отвода. Сами рабочие мероприятия могут затрагивать и коммуникации, связанные с капитальными зданиями. Это может быть и система водоснабжения, и канализационная инфраструктура, а также автодороги местного значения.

Особенности временного разрешения

Данный формат разрешительного документа рассчитан на облегчение рабочего процесса. Дело в том, что прохождение основной процедуры в некоторых случаях может затягиваться на долгий срок. Чтобы не задерживать рабочий процесс, можно получить временное разрешение на строительство, которое позволит завершить отдельные и менее ответственные этапы общего проекта. Например, это может быть проведение геодезических операций, подготовка стройплощадки для закладки фундамента, очистительные мероприятия и др. При этом застройщик не может начинать, к примеру, возведение стен. Такой подход позволяет экономить время и деньги особенно в процессе реализации масштабных проектов.

Что грозит при строительстве без разрешения?

В зависимости от характеристик проекта и условий его реализации могут быть предприняты разные меры в рамках административной ответственности. Например, распространенным инструментом борьбы с самостроем является конфискация. Данная мера относится к индивидуальным постройкам, которые не были завершены своевременно. Это же относится к объектам, которые изначально не имели разрешительной документации. Но лишение прав собственности допускается исключительно в рамках судебной процедуры. Кроме этого, работы без разрешения на строительство не финансируются банками по кредитным программам. Но даже если строительство будет благополучно завершено, есть риск, что здание не подключат к центральным коммуникациям, а также не присвоят почтового индекса. Наиболее жесткие меры предполагают снос постройки, но, опять же, по решению суда.

В каких случаях требуется согласование?

Помимо разрешения, в некоторых случаях требуется и согласование строительных работ. В первую очередь соответствующая договоренность о проведении таких мероприятий должна быть с правообладателем соседнего участка. Это вовсе не означает, что придется договариваться со всеми ближайшими собственниками - речь идет только о владельцах земель, которые находятся от планируемого объекта сооружения на расстоянии до 3 м. Если же такое согласование получено не было, то ничем серьезным это тоже не грозит. Во всяком случае, отсутствие разрешения на строительство сулит куда большие неприятности. С соседями можно будет согласовать стройку и в процессе ее выполнения. Другое дело, если речь идет о согласовании с пожарными инстанциями - но это уже относится к объектам специального назначения.

Заключение

Большинство вопросов относительно документов, позволяющих осуществлять строительные мероприятия, относятся к частным домам. Очень часто желающие обзавестись собственным коттеджем стремятся всячески обойти и уклониться от установленных правил. Но, как показывает практика, строить без разрешения на строительство невыгодно во всех отношениях. На такой шаг застройщики решаются ради экономии времени и денег. Но последствия в результате выявления самостроя могут обернуться еще большими затратами. И это при том что в большинстве случаев для законного получения разрешения нет никаких барьеров. Разумеется, выполнять подобные работы следует на предназначенном для этих целей участке и с наличием грамотно составленной технической документации.

Название документа:
Номер документа: 432-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 27 августа 2012
Дата начала действия: 12 сентября 2012
Дата редакции: 22 мая 2018

О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется *


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 13.11.2012);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 19.05.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 23.03.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.05.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 24.10.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 24.05.2018).
____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 108-ПП ..

В соответствии с частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса города Москвы Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 108-ПП .

постановляет:

1. Установить, что получение разрешения на строительство не требуется в следующих случаях:

1.1. Строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

1.2. Строительство и реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 МПа включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно.

1.3. Строительство и реконструкция водопроводных сетей, линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения.
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие с 4 июня 2018 года постановлением Правительства Москвы от 22 мая 2018 года N 463-ПП .

1.4. Строительство и реконструкция сетей газопотребления и газораспределения в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно.

1.5. Реконструкция инженерных сетей и сооружений (объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения), не указанных в пунктах 1.1-1.4 настоящего постановления, в случае если реконструкция будет проводиться без увеличения установленных в отношении таких инженерных сетей и сооружений технических (охранных) зон.

1.6. Размещение объектов благоустройства территории, виды, параметры и характеристики которых определены в приложении 1 к настоящему постановлению.

1.7. Выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
(Пункт 1 в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 108-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.8. Строительство и (или) реконструкция линейно-кабельных сооружений связи (в том числе с установкой железобетонных и (или) полиэтиленовых кабельных колодцев связи) путем прокладки асбесто-цементных и (или) полиэтиленовых труб низкого давления диаметром до 100 мм методом прокладки траншеи или методом горизонтально направленного бурения с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.
(Пункт 1.8 дополнительно включен с 5 июня 2017 года постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2017 года N 296-ПП)

1.9. Строительство и (или) реконструкция антенно-мачтовых сооружений связи:

1.9.1. В виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

1.9.2. В виде металлических антенных опор высотой до 50 м с использованием железобетонных пригрузов и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 0,5 м.
(Пункт 1.9 дополнительно включен с 5 июня 2017 года постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2017 года N 296-ПП)

1.10. Строительство и (или) реконструкция сооружений связи в виде инвентарных объектов заводского изготовления, объектов контейнерного типа, объектов модульного типа общей площадью основания до 30 кв.м, в том числе с подключением к сетям электроснабжения, линейно-кабельным сооружениям связи и организацией оснований (включая каменные или бетонные) с заглублением до 0,5 м, - без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения.

(Пункт 1.10 дополнительно включен с 4 ноября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2017 года N 798-ПП)

2. Установить, что:

2.1. Размещение объектов благоустройства территории, указанных в приложении 1 к настоящему постановлению, и выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, осуществляются с соблюдением действующих требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Москвы (в том числе требований технических регламентов, законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об особо охраняемых природных территориях), в том числе в части разработки проектной документации с учетом заключения, указанного в пункте 2.2 настоящего постановления, ее согласования, получения соответствующих разрешений, включая оформление ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок в установленном порядке.

2.2. Производство работ, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.

3. Пункт утратил силу с 3 апреля 2016 года - ..

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Виды, параметры и характеристики объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство

1. Временные сооружения для организации и проведения уличных мероприятий (собрания, митинги, шествия и т.д.), а также торжественных, праздничных, спортивных, культурных, официальных и иных мероприятий, возводимые на период проведения указанных мероприятий.

2. Временные сооружения, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности на территории города при возникновении аварийной или чрезвычайной ситуации, возводимые на период устранения указанных ситуаций.

3. Производственные, складские, вспомогательные сооружения без устройства фундаментов (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимые на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

4. Открытые спортивные, игровые, детские и хозяйственные площадки, площадки для отдыха, площадки для выгула и дрессировки собак, контейнерные площадки - без устройства дренажа, в том числе с тентовым покрытием.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП .

5. Отстойно-разворотные площадки наземного общественного пассажирского транспорта.

6. Открытые площадки для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытые площадки для грунта, размещаемые на период производства работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, - без специального покрытия и устройства дренажа.

7. Пешеходные дорожки, велосипедные дорожки.

8. Площадки для легкового автотранспорта (плоскостные парковки, парковочные карманы) - без устройства фундаментов.

9. Малые архитектурные формы - без устройства фундаментов и прокладки подземных коммуникаций.

10. Ограждающие конструкции, шлагбаумы - с организацией оснований с заглублением до 0,3 м.

11. Инвентарные объекты заводского изготовления, объекты контейнерного типа, объекты модульного типа общей площадью основания до 25 кв.м, в том числе с подключением к сетям электроснабжения, телефонной, кабельной линий связи и организацией оснований (включая каменные или бетонные) с заглублением до 0,4 м, - без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения.

12. Объекты из сборно-разборных конструкций, в том числе с подключением к сетям электроснабжения и заглублением до 0,5 м, без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения (за исключением насосных станций, устраиваемых на участках дорожного полотна для целей организации автоматической противогололедной системы).

13. Распределительные пункты, трансформаторные подстанции (для электро-, газовых, кабельных, телефонных сетей) модульного типа общей площадью до 25 кв.м с организацией оснований (в том числе каменных или бетонных) с заглублением до 0,4 м - без устройства фундаментов.

14. Насосные станции из сборно-разборных конструкций, устраиваемые на участках дорожного полотна для целей организации автоматической противогололедной системы - с организацией оснований (в том числе каменных или бетонных) с заглублением до 0,5 м.

15. Технические средства организации дорожного движения, технические средства регулирования дорожного движения.

16. Опоры контактной сети (за исключением случаев размещения указанных объектов при создании новых дорог).

17. Опоры наружного освещения (за исключением случаев размещения указанных объектов при создании новых дорог) и архитектурно-художественная подсветка.

18. Фонтаны - с устройством ограждающих конструкций гидротехнических систем - с заглублением до 0,5 м.

19. Объекты, являющиеся произведениями монументально-декоративного искусства высотой до 25 м от уровня земли, - без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе электроснабжения, и организации технических и вспомогательных помещений внутри объекта или под ним.

20. Голубятни - объекты из облегченных конструкций общей площадью до 20 кв.м без устройства фундаментов, предназначенные для содержания голубей.

21. Ценовые табло (стелы) автозаправочных станций - объекты из сборно-разборных конструкций, в том числе с подключением к сетям электроснабжения без организации подключения к инженерно-техническим водопроводным сетям, канализации, газо-, теплоснабжения, не превышающие по высоте - 10 м, по длине - 3 м, по ширине - 0,8 м.
(Пункт дополнительно включен с 30 мая 2015 годам постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2015 года N 275-ПП)

Приложение 2. Виды работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры...

Виды работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство

1. Работы по изменению объектов капитального строительства многоквартирных домов и (или) их частей (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке):

1.1. Работы по переустройству, перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

1.2. Замена инженерных систем, замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического, газового, электрического, сантехнического и т.д.), являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей в пределах габаритов наружных стен многоквартирных домов.

1.3. Замена лифтового оборудования, замена отдельных элементов конструкций (кроме несущих конструкций) лифтовых шахт - за исключением случаев, когда конструкции лифтовых шахт являются ядром жесткости.

1.4. Устройство систем наружного утепления фасадов многоквартирных домов.

1.5. Полная или частичная замена отдельных элементов кровли многоквартирного дома на аналогичные или иные элементы, улучшающие эксплуатационные показатели кровли, - без увеличения высоты отметки конька кровли и изменения ее уклона.

1.6. Усиление конструкций фундаментов и оснований многоквартирных домов, в том числе с частичным изменением элементов конструкций, - без нарушения прочностных и деформативных свойств.

1.7. Замена отдельных панелей самонесущих наружных стен с проведением мероприятий по обеспечению устойчивости положения вышележащих панелей.

1.8. Частичная замена отдельных элементов конструкций стен (кроме стен, выполненных из бетонных и железобетонных панелей) без ослабления несущих элементов.

2. Работы по изменению объектов капитального строительства объектов индивидуального жилищного строительства, жилых домов блокированной застройки и (или) их частей (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке):

2.1. Замена инженерных систем объектов капитального строительства, замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического, газового, электрического, сантехнического и т.д.) объектов капитального строительства - без увеличения допустимых нагрузок и воздействий и изменения характера их приложения.

2.2. Замена лифтового оборудования, замена отдельных элементов конструкций (кроме несущих конструкций) лифтовых шахт, за исключением случаев, когда конструкции лифтовых шахт являются ядром жесткости.

2.3. Устройство систем наружного утепления фасадов.

2.4. Полная или частичная замена отдельных элементов кровли на аналогичные или иные элементы, улучшающие эксплуатационные показатели кровли, - без увеличения высоты отметки конька кровли и изменения ее уклона.

2.5. Усиление конструкций фундаментов и оснований, в том числе с частичным изменением элементов конструкций, - без нарушения прочностных и деформативных свойств.

2.6. Замена отдельных панелей самонесущих наружных стен с проведением мероприятий по обеспечению устойчивости положения вышележащих панелей.

2.7. Частичная замена отдельных элементов конструкций стен (кроме стен, выполненных из бетонных и железобетонных панелей) без ослабления несущих элементов.

2.8. Демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.

2.9. Устройство полов (без понижения отметки пола подвала с выемкой грунта), изменение конструкций полов в зданиях с железобетонными перекрытиями - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения.

2.10. Частичная замена отдельных элементов конструкций перекрытий - без понижения отметки пола подвала и выемки грунта.

2.11. Заделка проемов в несущих и ненесущих стенах, перегородках и перекрытиях.

2.12. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) - без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства.

2.13. Создание и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 10 кв.м - без устройства фундамента.

2.14. Создание веранд, террас из сборно-разборных конструкций общей площадью не более 30 кв.м - без увеличения высоты здания, организации отопления и оснащения инженерным и санитарно-техническим оборудованием.

2.15. Создание и (или) изменение тамбуров в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством приямка) или на первые этажи зданий с устройством ограждающих конструкций тамбуров из сборно-разборных конструкций без устройства фундамента (без устройства капитальных пристроек) общей площадью не более 10 кв.м.

2.16. Создание навесов, остекленных навесов (в пределах существующих границ террасы), не предусматривающее увеличение высоты здания, отопления и оснащения инженерным и санитарно-техническим оборудованием вновь устраиваемых помещений, - без надстройки стен, в том числе наружных, нижерасположенного этажа, создания капитальных надстроек.

2.17. Устройство (не предусматривающее организацию помещения) навесов и козырьков в пределах габаритов существующих внешних элементов здания (крылец, площадок, приямков, лестниц, стилобатах и т.п.).

2.18. Устройство лоджий на первых этажах зданий - без устройства фундаментов и помещений, в том числе подземных, под лоджиями и организации отопления.

2.19. Установка элементов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов (за исключением случаев установки лифтового оборудования на фасаде здания), подъемников, двухрядных поручней и т.д. без устройства фундамента.

3. Работы по изменению объектов капитального строительства нежилого назначения и (или) их частей:

3.1. Замена инженерных систем объектов капитального строительства, замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического, газового, электрического, сантехнического и т.д.) объектов капитального строительства - без увеличения допустимых нагрузок и воздействий и изменения характера их приложения.

3.2. Замена лифтового оборудования, замена отдельных элементов конструкций (кроме несущих конструкций) лифтовых шахт - за исключением случаев, когда конструкции лифтовых шахт являются ядром жесткости.

3.3. Устройство систем наружного утепления фасадов.

3.4. Полная или частичная замена отдельных элементов кровли на аналогичные или иные элементы, улучшающие эксплуатационные показатели кровли (за исключением случаев производства указанных работ при создании мансарды в чердаке), - без увеличения высоты отметки конька кровли и изменения ее уклона.

3.5. Усиление конструкций фундаментов и оснований, в том числе с частичным изменением элементов конструкций (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье), - без нарушения прочностных и деформативных свойств.

3.6. Замена отдельных панелей самонесущих наружных стен с проведением мероприятий по обеспечению устойчивости положений вышележащих панелей.

3.7. Частичная замена отдельных элементов конструкций стен, кроме стен, выполненных из бетонных и железобетонных панелей (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без ослабления несущих элементов.

3.8. Демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения , нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.

3.9. Устройство полов (без понижения отметки пола подвала с выемкой грунта), изменение конструкций полов в зданиях с железобетонными перекрытиями (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке) - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения.

3.10. Частичная замена отдельных элементов конструкций перекрытий (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке) - без понижения отметки пола подвала и выемки грунта.

3.11. Заделка проемов в несущих и ненесущих стенах, перегородках и перекрытиях (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке).

3.12. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании мансарды в чердаке) - без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства.

3.13. Создание и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 15 кв.м (общая площадь входных групп, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв.м) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье) - без устройства фундамента.

3.14. Изменение входных групп (лестничных сходов, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в пешеходные тоннели (переходы) и путепроводы (в том числе с размещением конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, общей площадью не более 40 кв.м и (или) с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен сооружения над приямками) - без организации помещений и изменения габаритов существующих конструктивных элементов.

3.15. Полная или частичная замена отдельных элементов конструкций лестничных сходов подземных пешеходных тоннелей (переходов) - без изменения габаритов существующих конструктивных элементов.

3.16. Создание и (или) изменение тамбуров в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством приямка) или на первые этажи зданий с устройством ограждающих конструкций тамбуров из сборно-разборных конструкций без устройства фундамента (без устройства капитальных пристроек) общей площадью не более 15 кв.м (общая площадь тамбуров, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждения здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв.м) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье).

3.17. Создание навесов, остекленных навесов (в пределах существующих границ террасы) на эксплуатируемых кровлях, не предусматривающее увеличение высоты здания, отопления и оснащения инженерным и санитарно-техническим оборудованием вновь устраиваемых помещений, - без надстройки стен, в том числе наружных, нижерасположенного этажа, создания капитальных надстроек.

3.18. Устройство (не предусматривающее организацию помещения) навесов и козырьков в пределах габаритов существующих внешних элементов здания (дебаркадеров, крылец, площадок, приямков, лестниц, стилобатах и т.п.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье).

3.19. Создание витрин в пределах габаритов существующих элементов здания (с выносом не более 1 м относительно внешних стен здания), в том числе с точечным опиранием на землю и заглублением не более 0,3 м, не предусматривающее организацию помещений.

3.20. Устройство лоджий и террас на первых этажах зданий - без устройства фундаментов и помещений, в том числе подземных, под лоджиями и террасами и организации отопления.

3.21. Установка элементов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов (за исключением случаев установки лифтового оборудования на фасаде здания), подъемников, двухрядных поручней и т.д., без устройства фундамента.

3.22. Полная или частичная замена подземных инженерных коммуникаций (за исключением газопроводов с рабочим давлением более 1,2 МПа), в том числе с устройством байпасов, - без изменения трассировки (планово-высотного положения) подземных инженерных коммуникаций (за исключением случаев производства указанных работ при создании новых магистральных трубопроводов).

3.23. Санация трубопровода (за исключением случаев производства указанных работ при создании новых магистральных трубопроводов).

3.24. Полная или частичная замена подземных инженерных коммуникаций, проложенных в подземных каналах, коллекторах (за исключением случаев производства указанных работ при создании новых магистральных трубопроводов).

3.25. Прокладка кабельных линий и линий связи в подземных коллекторах.

3.26. Пункт утратил силу с 3 апреля 2016 года - постановление Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 108-ПП ..

3.27. Пункт утратил силу с 3 апреля 2016 года - постановление Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 108-ПП ..

3.28. Замена колодцев подземных инженерных коммуникаций, тепловых камер подземных инженерных коммуникаций, их отдельных элементов.

3.29. Полная или частичная разборка конструктивных элементов дорог (существующих конструкций дорожной одежды, отдельных участков бортового камня, габионных сооружений, лотков поперечных и продольных, горловин люков колодцев, защитных дорожных сооружений), в том числе с восстановлением конструкций дорожной одежды, заменой конструктивных элементов дорог на аналогичные.

3.30. Устройство на существующих дорогах горловин люков колодцев (в том числе с установкой опорных разгружающих плит и заменой элементов ливневой канализации), водосточных и дождеприемных колодцев на существующих сетях водоотведения, элементов защитных дорожных сооружений, тротуаров, обочин, бортового камня, элементов земляного полотна.

3.31. Уширение проезжей части существующих автомобильных дорог не более чем на 10% от существующих границ полотна дороги (за исключением случаев производства указанных работ при создании искусственных дорожных сооружений, в том числе пешеходных тоннелей, путепроводов).

3.32. Устройство на существующих автомобильных дорогах заездных карманов для наземного общественного пассажирского транспорта, парковочных карманов, отстойно-разворотных площадок наземного общественного пассажирского транспорта, посадочных площадок, перронов, пассажирских платформ, в том числе с заменой подземных инженерных коммуникаций с изменением их трассировки (планово-высотного положения) без увеличения диаметра - без изменения полосы отвода дорог, класса и категорий автомобильных дорог (за исключением случаев производства указанных работ при создании новых дорог, искусственных дорожных сооружений, в том числе пешеходных тоннелей, путепроводов).

3.33. Устройство на участках дорожного полотна систем эксплуатации автомобильных дорог, автоматизированных систем управления, мониторинга и организации дорожного движения (автоматическая противогололедная система, системы видеонаблюдения и видеофиксации и т.п.).

3.34. Устройство дополнительных разворотных колец трамвайных путей без изменения полосы отвода дорог.

3.35. Устройство на участках железнодорожного полотна систем эксплуатации железных дорог, автоматизированных систем управления, мониторинга и организации железнодорожного движения.

3.36. Устройство на участках трамвайных, железнодорожных путей систем автоматизированного перевода и обогрева стрелок, их частичная или полная замена.

3.37. Полная или частичная замена трамвайных, железнодорожных путей, их частей без изменения границ полос отвода дорог.

3.38. Замена опор контактной сети.

3.39. Замена опор наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки.

3.40. Полная или частичная замена отдельных элементов конструкций берегоукрепительных сооружений.

3.41. Аварийные работы на подземных инженерных коммуникациях.

3.42. Аварийные работы на дорожном покрытии, дорожном полотне (устранение провалов и просадок проезжей части дорог и тротуаров, оползней откосов земляного полотна).

3.43. Полная или частичная замена покрытий водоотводящих зонтов наклонных ходов метрополитена.

3.44. Полная или частичная замена облицовки путевых стен, облицовки вестибюлей метрополитена.

3.45. Усиление элементов конструкций тоннельных обделок тоннелей метрополитена.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется (с изменениями на 22 мая 2018 года)

Название документа: О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется (с изменениями на 22 мая 2018 года)
Номер документа: 432-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 49, 01.09.2012
Дата принятия: 27 августа 2012
Дата начала действия: 12 сентября 2012
Дата редакции: 22 мая 2018

Новое на сайте

>

Самое популярное