Домой Здоровье Маяковский письмо к женщине. Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине". Кому адресовано стихотворение? Сергей Есенин и Айседора Дункан: романтическая история в реальной жизни и на страницах книг

Маяковский письмо к женщине. Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине". Кому адресовано стихотворение? Сергей Есенин и Айседора Дункан: романтическая история в реальной жизни и на страницах книг

Письмо к женщине

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля – корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне…

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помняший всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле…

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Годы молодые с забубенной славой,

Отравил я сам вас горькою отравой.

Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,

Были синие глаза, да теперь поблекли.

Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно.

В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно.

Руки вытяну и вот – слушаю на ощупь:

Едем… кони… сани… снег… проезжаем рощу.

«Эй, ямщик, неси вовсю! Чай, рожден не слабым!

Душу вытрясти не жаль по таким ухабам».

А ямщик в ответ одно: «По такой метели

Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели».

«Ты, ямщик, я вижу, трус. Это не с руки нам!»

Взял я кнут и ну стегать по лошажьим спинам.

Бью, а кони, как метель, снег разносят в хлопья.

Вдруг толчок… и из саней прямо на сугроб я.

Встал и вижу: что за черт – вместо бойкой тройки…

Забинтованный лежу на больничной койке.

И заместо лошадей по дороге тряской

Бью я жесткую кровать мокрою повязкой.

На лице часов в усы закрутились стрелки.

Наклонились надо мной сонные сиделки.

Наклонились и хрипят: «Эх ты, златоглавый,

Отравил ты сам себя горькою отравой.

Мы не знаем: твой конец близок ли, далек ли.

Синие твои глаза в кабаках промокли».

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных

напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Амплуа - первый любовник автора Волина Маргарита Георгиевна

Глава 9. «Повесть о женщине» - негласный «Театр Менглета» «Дайте мне телефонную книжку, и я поставлю по ней спектакль» (афоризм - не Дикого, но часто приписывается ему).«Повесть о женщине» - пьеса Л. Левина - была «телефонной книжкой», и Менглет поставил по ней

Из книги Я, Есенин Сергей… автора Есенин Сергей Александрович

Письмо к женщине Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

УМНОЙ ЖЕНЩИНЕ Не говори мне о Шекспире, Я верю: у тебя талант, И ты на умственном турнире Искуснее самой Жорж-Занд. Но красотой родной и новой Передо мной ты расцвела, Когда остались мы в столовой Вдвоём у чайного стола. И в первый раз за самоваром Тебя узнал и понял я. Как

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Сергей Есенин Письмо к женщине Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене; Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело

Из книги Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир автора Скороходова Ольга Ивановна

Почему я думала об одной женщине, что она хороша Однажды меня познакомили с одной незрячей женщиной - учительницей школы слепых. В то время я еще была подростком. Эта женщина очень понравилась мне. У нее были ласковые, приятные руки; казалась она мне подвижной, веселой и

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

«Мужчина в женщине» А как выглядела Виттория Колонна и была ли она красавицей?Марсель Брион описывает ее так:«Писатели того периода слишком много сказали нам о целомудрии Виттории Колонна, о ее уме и о ее таланте, чтобы не дать понять, что она вовсе не была красивой. Но она

Из книги «No Woman No Cry»: Моя жизнь с Бобом Марли автора Марли Рита

Глава двенадцатая «Woman Feel the Pain, Man Suffer, Lord» («Мужчина страдает - женщине больно») В сентябре 1975 года, во время игры в футбол, один из игроков в шиповках наступил Бобу на большой палец правой ноги. Травма была довольно тяжелая, но он не стал обращать на нее большого внимания,

Из книги Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) автора Ли Куан Ю

ЖЕНИШЬСЯ НА ЖЕНЩИНЕ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ - БУДЕШЬ РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ - Сможет ли талантливый ребенок таксиста в наше время - не раньше, а теперь - иметь те же возможности, которые помогли подняться Лим Чи Онну?- Если это талантливый ребенок, и он будет учиться в школе, то сможет.

Из книги Темный круг автора Чернов Филарет Иванович

«Мечтать о женщине… искать ее во всех…» Мечтать о женщине… искать ее во всех Мелькнувших ангелах… мелькнувших и пропавших… И вот найти ее средь ангелов, но павших, Где чувство - горький яд, где ласка - темный грех… Тоска, и боль, и скорбь! Как горько сознавать, Что

Из книги Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали автора Бенуа Софья

Глава 14. Двадцать пять - число любви к русской женщине… девочке в шубке… Когда Сальвадор встретил женщину своей мечты, ему было двадцать пять лет. Гала в это время исполнилось тридцать пять. Несмотря на возраст, Дали еще не знал женщин, он был девственником. Сам художник

Из книги «Возможна ли женщине мертвой хвала?..»: Воспоминания и стихи автора Ваксель Ольга Александровна

ОЛЬГА ВАКСЕЛЬ. «Возможна ли женщине мертвой хвала?..»: ВОСПОМИНАНИЯ И СТИХИ Александр Ласкин. От составителя Кто такая Ольга Ваксель? До недавнего времени твердо можно было сказать, что она - приятельница Осипа Мандельштама зимы 1925 г. Еще было известно, что в сентябре

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Женщина – женщине («В Крыму, вдали от площади Арбатской…») В Крыму, вдали от площади Арбатской, Под рокот волн, на пляже, при луне, Душой и телом, так сказать, вдвойне Я связь креплю с республикою братской. Я не скулю как неврастеник датский: «Быть иль не быть?!.» Здесь быть

Из книги Сибирь. Монголия. Китай. Тибет [Путешествия длиною в жизнь] автора Потанина Александра Викторовна

Из книги Гала и Сальвадор Дали. Любовь на холсте Времени автора Бенуа Софья

Глава 14 Двадцать пять – число любви к русской женщине… девочке в шубке… Когда Сальвадор встретил женщину своей мечты, ему было двадцать пять лет. Гала в это время исполнилось тридцать пять. Несмотря на возраст, Дали еще не знал женщин, он был девственником.

Из книги Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Том 1 автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Из книги автора

XVI. Второй приезд Гоголя в Москву. - Еще большая перемена в нем. - Чтение "Мертвых душ". - Статья "Рим". - Грустное письмо к М.А. Максимовичу. - Мрачно-шутливое письмо к ученице. - Беспокойства и переписка по случаю издания "Мертвых душ". - Гоголь определяет сам себя, как писателя. -

“Письмо к женщине” Сергей Есенин написал в 1924 году. Это одно из самых известных лирических стихотворений автора. В стихотворении Есенин обращается к своей бывшей женеЗинаиде Райх, которую поэт бросил, когда она носила его второго ребенка. Бросил, ради интрижки на стороне, завертевшейся в хмельном угаре.

Казалось бы, подлец, подлец – такое предательство пережить немыслимо! Есенин, конечно же, не собирался уходить из семьи, но на разрыве настояла именно Райх, которая так и не смогла простить измену. Но, при этом, она настолько болезненно отреагировала на предательство обожаемого мужа, что ей пришлось после проходить лечение в психиатрической клинике. Ее любовь оказалась слишком сильна. Любовь Райх совсем не походила на любовь Есенина. Любовь женщины была огромной, и тяжелой, как каменная старинная ваза, наполненная водой. Поднять ее и утолить жажду было невозможно. можно было лишь встать на колени, чтобы напиться этой влаги и остаться до конца жизни рядом с ней, потому что в путь, в свой жизненный путь, ее не возьмешь. Неподъемная любовь! Любовь – кандалы. Такая со временем выжигает в душе все, что живо и после в этой пустыни больше ничего не растет. Неужели же большая любовь хороша? Если ее нельзя взять с собой, а можно лишь навечно остаться рядом и зависеть от нее? А любовь Есенина была легкой и пьянящей, как бокал доступного вина. Она не утоляла жажды, но ненадолго погружала в ощущение эйфории.

Так почему же Есенин решил поговорить в стихотворении с Райх? Они причинили друг другу много боли не потому, что были дурными людьми. А всего лишь потому, что были людьми. Есенин в этом стихотворении, наконец, отпускает ее, бывшую любимую и говорит о том, что страданиям положен конец. Он больше не будет мучить ее упреками. Он более не будет тревожить ее сердце воспоминаниями и не будет на нее взваливать вину за разрыв отношений. Это очень важно – сказать о том, что ты виновен. Ведь, если не просить прощения, боль будет тянуться всю жизнь, даже, если твои пути с человеком разошлись навек. Есенин этим стихотворением просит прощения, прощает сам и отпускает боль убитой их же руками любви. Что может быть неизбежней одиночества? Лишь выбор. И итог…

Текст стихотворения полностью можно прочесть на нашем сайте онлайн.

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.

Земля – корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был –
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
. . . . . . . . . . . . . . .

Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!

Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне…
Я знаю: вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.

Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

«Письмо к женщине» - не единственный, но, пожалуй, наиболее яркий пример любовной лирики поэта. Написанное в 1924 году, оно стало отражением одной из важнейших доктрин молодого Советского Союза: личное есть политическое и общественное. В стихотворении Есенин не выносит свое личное, больное, любовное на всеобщий суд — но и отделить собственное увлечение от судьбы страны не может.

Основано «Письмо», как и остальная есенинская лирика, на реальных событиях и обращено к реальной женщине — бывшей возлюбленной поэта, которая на время написания стихотворения уже была замужем за другим. Зинаида Райх, которую несколько лет назад Сергей бросил в то время, как она была беременна вторым ребенком от него, стала супругой знаменитого театрального режиссера Мейерхольда. В 1924 она жила вполне счастливо, Мейерхольд признал есенинских детей своими, но поэт все равно чувствовал себя виноватым перед бывшей любовью. Так — в качестве покаяния — и появилось письмо.

Главная тема стихотворения

Центральной темой произведения является любовь — к женщине и к России. Лирический герой, которым является сам Сергей Есенин, в самом начале стихотворения вспоминает обстоятельства, приведшие к разрыву. Стоит отметить, что с его точки зрения инициатором является женщина, которая хочет идти дальше, к нормальной жизни, в отличие от мужчины, который на момент расставания живет не очень подобающе.

В некотором смысле это противоречит историческим реалиям: Райх ради новой женщины оставил сам Есенин. Она очень тяжело переживала разрыв, даже попала в клинику с душевным расстройством. Впрочем, современники отмечали, что Зинаида умела представлять самые разные события в нужном свете, так что не исключено, что «шальная жизнь», которая ее «измучила», как и речи об этом, действительно имели место быть.

Важно то, что тема любви — во всяком случае, к женщине, - в произведении является односторонней. Есенин говорит «Меня вы не любили», признавая тем самым отсутствие доверительных отношений между ним и Райх. Он не упрекает ее — лишь отмечает разочарование от того, что пытался связать собственную судьбу с человеком, который по сути своей ему чужд.

В стихотворении Есенин признает свою вину в том, что семья не выдержала испытаний, но отмечает, что все беды были от того, что он не понимал «куда несет нас рок событий» - революция, свершившаяся в России. Затем говорит о том, что изменился — стал спокойней, стал, по сути, другим человеком. И эти изменения связаны не столько с ним как с отдельной личностью, сколько со всей страной. «Смутное» время, когда Советы только зарождались, прошло, народ окреп, привык жить по-новому. И вместе со всеми жить по-новому привык лирический герой «Письма».

Он не пытается возродить былые чувства, признавая, что женщине, которую он когда-то любил, лучше без него — она замужем, муж ее «серьезный, умный». При этом поэт сохраняет теплые воспоминания о былой любви, подписываясь «Вас помнящий всегда».

Структурный анализ стихотворения

В произведении четко выделяются 2 части, разделенные и типографским способом — отточием, и содержанием, и эмоциональной наполненностью. «Тогда» описано в самых мрачных, неприятных красках. Есенин не жалеет сравнений, метафор и эпитетов. На строках «чтоб не смотреть людскую рвоту» перед внутренним взором читателя возникает все самое отвратительное и низменное, что только может быть.

Вторая часть спокойней и плавней, она пропитана светлыми чувствами и ощущением ясности сознания: поэт спешит сообщить бывшей жене благую весть о том, что он смог исправиться, смог изменить свою жизнь, обрести новую цель и новый смысл. Даже рифма здесь становится будто бы плавней и мелодичней, количество восклицаний снижается. А единственное по-настоящему экспрессивное выражение, «яростный попутчик», относится к приверженности Есенина идеалам советской власти.

«Письмо...» - значимое произведение, сочетающее в себе две непростые темы. Любовь личная и любовь общественная, женщина и отчизна, путь человека в непростую годину революции — обо всем этом пишет Сергей Есенин.

Давыдова Светлана, 11 класс, МБОУ Гимназия №17

Комплексный анализ стихотворения С.А. Есенина «Письмо к женщине»

С.А. Есенин – один из ярчайших представителей Серебряного века, (не зря его называют золотым голосом русской природы). В творчестве поэта есть стихотворения о Родине, о предназначении поэта и поэзии, философские и, конечно же, любовные. Одно из самых известных лирических произведений Есенина – это, несомненно, его «Письмо к женщине», посвященное З.Н.Райх.

По жанру это стихотворение можно отнести к посланию, письму. Используя прием троекратного повтора, поэт трижды (как в произведениях фольклора, например, любовных песнях) обращается к адресату письма: «Любимая!». В последних строках автор подписывается собственным именем, выступая в качестве лирического героя, и в этом проявляется его лирическое эго («я»). Нужно отметить еще одну особенность: автор динамичен, в то время как героиня, женщина, которой посвящено письмо, остается статичным персонажем.

«Письмо к женщине», относящееся к любовной лирике Есенина, открывается воспоминаниями поэта о его последней встрече с любимой, пожелавшей расстаться c ним. И уже с первых строчек Есенин противопоставляет себя этой женщине (антитеза):

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате…

Он дает оценку своим и ее чувствам, приходя к горькому, неутешительному выводу:

Меня вы не любили.

В этом и заключается печальный итог их отношений. Она не захотела примириться с его «шальной жизнью» и настроена решительно, что передано метафорой «И что-то резкое в лицо бросали мне». Но тут же Есенин оправдывает женщину, несколько раз подчеркивая:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте,

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несет нас рок событий…

Оправдание ее сменяется попыткой (пусть спустя время) объяснить собственное поведение:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Cовершенно неожиданно после элегического начала Есенин отходит от темы любви. Используя столь необычные для любовного послания сравнение и эпитеты, поэт ярко и точно рисует состояние своего героя. Перед нами его философские размышления, попытка разобраться и осмыслить происходящее.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы можно по-настоящему оценить случившееся. Такую попытку и делает Есенин в следующих строках своего письма, используя развернутую метафору:

Земля – корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Обратим внимание на год написания стихотворения – 1924 – и вспомним историю того времени. Под кораблем «в плачевном состояньи» подразумевается мир после I Мировой войны, под «русским кабаком» - Россия, под «кипящей морской гладью» - период революций 20-х годов, в том числе и Октябрьской в России, а большевики, пришедшие к власти, названы «кем-то», кто изменил в стране все.

Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой

Cпустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту...

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Почему-то всплывают в памяти строки стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»: «И пьяницы с глазами кроликов «In vina veritas!» - кричат»; «Я знаю, истина – в вине»… Какую страшную жизненную истину открывали для себя оба поэта? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой, терзают героя стихотворения. Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых.

При этом следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения: автор строит письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.

Первое пятистишие второй части наводит на размышления о единстве времени и места (хронотопе по М. Бахтину). В «Письме к женщине» время повернуто интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в настоящем.

Отдельного внимания заслуживает в стихотворении изображение места. В первых строках Есенин рисует комнату, где происходило объяснение, затем она то расширяется до масштабов Земли-корабля, то сужается, уже до трюма-кабака, и снова вырастает до масштабов страны, в которой «теперь» совершенно иначе ощущает себя герой, готовый «за знамя вольности и светлого труда… идти хоть до Ла-Манша».

Cтроки «Теперь года прошли, я в возрасте ином» вызывают ассоциацию с пушкинскими «Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье». Есенин ясно говорит о том, что с изменением власти и порядков в стране изменился и он сам:

И чувствую и мыслю по-иному…

Хвала и слава рулевому.

Ему есть что сказать женщине, которую он, как мне кажется, до сих пор любит и мнение которой ему небезразлично. Мы узнаем причину написания письма. Особо бросается в глаза, что поэт вспомнил не отношения с этой женщиной, не разрыв с ней, а именно ее «грустную усталость», оставшуюся в его душе немым укором. Поэт горд собой, рад, что несмотря на «предсказание» любимой женщины о том, что его «удел катиться дальше, вниз», в конце концов он «избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне… самый яростный попутчик». Теперь, когда автор-герой «стал не тем, кем был тогда», он понимает, что все могло бы сложиться по-другому. Герой хорошо знает, как сложилась судьба любимой и с горечью констатирует:

…вы не та –

Живете вы

С серьезным, умным мужем:

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

С помощью антитезы Есенин вновь, как и в начале стихотворения, противопоставляет теперь уже обновленного себя и любимую женщину, приходя к выводу, что и сейчас их счастье невозможно. И дело не только в том, что героиня замужем: они разные люди, и у каждого своя жизненная дорога. Но главное – слово произнесено: «Простите мне…» .

Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински: как благословение этой женщине.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

Строки, которыми подписался поэт, дают полное представление о его чувствах, не остывших со временем, но вместе с тем, деликатных и не компрометирующих любимую.

«Письмо к женщине», написанное Есениным в последний год жизни, по праву считается вершиной его поэтического наследия о любви и произведением, занимающим особое место не только в лирике поэта, поэзии Серебряного века, но и в наших сердцах.

Проведем анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине". К кому же обращался поэт? И что он хотел сказать своим произведением? Многих интересует вопрос: "Кому адресовано "Письмо к женщине" Есенина?". Прочитав эту статью, вы узнаете ответ.

Жанр письма в поэзии

В прозе давно был известен жанр письма. Вспоминается, например, знаменитый роман "Юлия, или Новая Элоиза" Жан Жака Руссо. Однако в поэзии письмо сделал популярным именно Серебряный век. В это время были созданы "Письма..." Есенина, Маяковского, а позднее Андрея Вознесенского и других выдающихся мастеров лирики.

Однако самыми трепетными являются произведения, которые поэты адресуют любимым женщинам. Свои послания Александр Сергеевич Пушкин называл не иначе как посвящениями, как будто не женщине, а богине. А вот Сергей Есенин свое творение назвал буднично и просто - "Письмо к женщине". В этой статье мы проведем анализ этого стихотворения.

Чему посвящено произведение?

Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае - конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны.

Женщина, которой адресовано письмо

В 1924 году написал Сергей Есенин "Письмо к женщине". Произведение адресовано было Зинаиде Райх, которая являлась, по сути, единственной супругой поэта. родила Есенину двух детей. После расставания с ним она стала супругой Всеволода Мейерхольда, режиссера, а также актрисой его театра. Именно после расставания с ней написал "Письмо к женщине" Есенин. Кому посвящено это произведение, вы теперь знаете. Рассмотрим некоторые важные особенности интересующего нас стихотворения.

Переплетение двух линий

Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине" показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее "шальная жизнь". Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену.

Две части в стихотворении

Можно выделить 2 части, проводя анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине". Они разделены отточием, а также противопоставлены в эмоциональном и содержательном плане. "Теперь" и "тогда" разделяет не только соотношение временное - это как будто две расколовшиеся половинки души лирического героя: надежда обрести смысл жизни, связанная с осознанием им своего "Я", и мучительное непонимание того, что происходит вокруг.

Построение стихотворения

Необычно даже само построение стихотворения, которое создал Сергей Есенин ("Письмо к женщине"). Впечатление прямого, непосредственного рассуждения создает вольный ямб. Разбивающая строфы лесенка выделяет ключевые слова. Это концентрирует на наиболее значимых моментах внимание читателя.

Тип героя

Тип героя также интересен. Под письмом он подписывается как "Знакомый ваш, Сергей Есенин". Однако ясно, что лирический герой - не поэт. Он, во-первых, не так юн, как Сергей Есенин, которому было в тот момент всего лишь 29 лет. "Роковое" время герой встречает уже сложившейся личностью. Ему сложно принять "новое время". К тому же, становится понятно, что герой от лирики далек. Следовательно, он является не лирическим двойником поэта, а эпическим воплощением образа ищущего свой путь человека, вовлеченного в конфликт с "судьбой", "роком".

Время перемен

Сегодня особенно интересно читать "Письмо к женщине" (Есенин). История непростого послереволюционного времени, которую многие из нас знают лишь по школьным учебникам, отразилась в нем. Герой ощущает себя, подобно загнанной лошади, пассажиру гибнущего в шторме корабля. Он ищет сочувствия, понимания, любви. Сам лирический герой при этом страдает и не может найти поддержки у тех, кто оказался рядом. Прежде всего, это относится к любимой, ведь "маета" духовных исканий отпугнула ее, и герой ей больше не нужен. Вся Россия сравнивается здесь с кораблем во время морской качки. При этом люди страдают больше всего. Для того, чтобы передать их болезненное состояние ярче и сильнее, поэт использует вульгаризмы и просторечия. Время перемен, отмечает поэт, - это всегда тяжелое время, проверка людей на прочность, которую не выдерживают многие. Очень страшно смотреть на слабость человека ("людскую рвоту"). Этого не выдержала тонкая душа героя. Она спряталась, в русском кабаке ("корабельном трюме") найдя отдохновение.

Новое мирощущение лирического героя

Лирический герой, пройдя через "угар", падения, мучения, пришел, наконец, к иному мироощущению. Проведя анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине", вы заметите, что он принял то, что необходимость поиска "новой славы", "новой жизни" исторически закономерна. Он увидел, как ни странно, стремление воплотить в жизнь извечные ценности, такие как "светлый труд" и "вольность" в общественных преобразованиях. Лишь находясь далеко от родины, он смог это понять.

Конечно, с изрядной долей самоиронии звучат слова лирического героя о том, что он теперь является "самым яростным попутчиком" в "Советской стороне". Слово "попутчик", кстати, на языке идеологии означало политическую незрелость, классовую чужеродность. И Сергей Есенин с подобными определениями в свой адрес был согласен. Поэтому голос лирического героя здесь как будто старается заглушить, перекрыть и печаль прощания, и неуверенность в собственном обновлении.

Финал произведения

В финале герой просит у своей любимой прощения. Он говорит с горечью о том, что не нужен ей. У нее теперь новая семья, "умный" и "серьезный" муж. А герой для нее стал всего лишь знакомым. Ведь именно так, как вы помните, подписывает письмо Сергей Есенин. В традициях классической русской литературы он желает счастья своей любимой.

Эксперимент Есенина

Почти век назад написал Есенин "Письмо к женщине", анализ (по плану) которого мы только что провели. Однако произведение это актуально и сегодня. Оно входит в школьную программу по литературе и любимо многими нашими соотечественниками.

Во 2-й половине 20 века героя будет принято называть точным своим именем: это Эдичка из произведения "Это я, Эдичка", Веничка Ерофеев в произведении В. Ерофеева "Москва-Петушки". Однако в первой половине 20 столетия было смелым экспериментом, впрочем, оправдавшим себя, "Письмо к женщине" (Есенин).

Кому посвящено произведение, вы теперь знаете. Анализ его мы также провели. Надеемся, информация, представленная в этой статье, была вам полезна.

Новое на сайте

>

Самое популярное