Домой Здоровье Большая водяная ракета с парашютом. Системы спасения моделей ракет Как сделать выброс парашюта из ракеты

Большая водяная ракета с парашютом. Системы спасения моделей ракет Как сделать выброс парашюта из ракеты

Т.е. чтобы разглядеть открытие парашюта, надо очень постараться. Но все равно полет красивый.

Когда писалась статья о проекте РК-1, проект РК-2 был только в самом зародыше. Но уже тогда, я высказал мнение, что система спасения - самая сложная в ракете, не несущей других полезных грузов. Как в воду глядел. Больше всего времени потрачено именно на отработку этой системы. Была, правда, допущена и тактическая ошибка. Для таких тонких и ответственных систем надо, конечно, проводить сначала серию наземных тестовых испытаний, прежде чем проводить полеты. Именно после такой серии стендовых испытаний и был осуществлен успешный запуск.

Однако хватит воды. Расскажу о том, что получилось, и в чем уверен. Схема системы спасения ракеты РК-2-1 представлена на Рис.1. Она получилась простой и надежной. Давайте по порядку. Позиции элементов на схеме буду указывать цифрами в скобках. Например, фюзеляж (1).

Крепление
Напомню, что система крепится к поперечно вкрученному в фюзеляж (1) винту М5 (3). Снизу в этот силовой винт упирается двигатель своей мортиркой (2). Двигатель имеет оригинальную систему уплотнения, которая предотвращает прорыв газов от вышибного заряда между корпусом движка и фюзеляжем ракеты. См. статью Двигатель . Тонкостенный пластиковый фюзеляж должен быть в обязательном порядке изолирован изнутри двумя-тремя слоями офисной бумаги проклеенной силикатным клеем или эпоксидкой, по крайней мере в области мортирки и пламегасителя.
К силовому винту крепится пламегаситель (4). Этот простой элемент - гордость моей схемы. Я не встречал чего-то подобного, поэтому буду считать его своей разработкой /27.11.2007 kia-soft/. С появлением пламегасителя работа системы спасения сразу пошла на лад. Конструкция его элементарна. На ось из 2-х миллиметровой стальной проволоки надевается кусок, отодранный от металлической мочалки для чистки сковородок. С двух сторон он поджимается шайбами, сделанными из однокопеечных монет. При внутреннем диаметре фюзеляжа 25 мм, диаметр шайб - 15мм.
Проволока загибается с каждой стороны в виде металлического уха. Одним ухом крепится к силовому винту, а ко второму уху крепится гибкий трос (5). Длина рабочей части 30-40мм. Значение пламегасителя в пиротехнической системе спасения трудно переоценить. Как следует из самого названия, изначально планировалось погасить факел вышибного заряда. Но результат превзошел все ожидания. Элемент не только погасил факел, но и предотвратил выброс несгоревших порошинок к парашюту, и сыграл еще роль радиатора, заметно снизив тепловую нагрузку на остальные элементы. Плюс ко всему пламегаситель выполняет функцию фильтра, практически устраняя образование налета несгоревших частиц на внутренней рабочей поверхности. После трех срабатываний системы была проведена ревизия: вся гарь осела в пламегасителе, все элементы системы остались чистыми и неповрежденными, даже тросик в месте крепления к пламегасителю.
Трос

Изначально у меня была мысль использовать металлический трос в качестве соединения системы с силовым винтом. Однако практика показала полную бесперспективность идеи. Единственное достоинство металлического троса - его термостойкость. В остальном он проигрывает синтетике, как в прочности, так и в пластичности. Применение пламегасителя позволило отказаться от металлического соединительного троса. В рабочей схеме я использовал плетеную ленту, шириной ~10мм, по-видимому, из тонкого стекловолокна. Я говорю, "по-видимому", поскольку затрудняюсь точно назвать состав, из которого выполнена лента. Она оказалась у меня случайно. Знаю только, что прочность ее не менее, если не более, чем у капроновой, такая же гибкость, легкость и довольно высокая термостойкость. Я пытался оплавить зажигалкой, но все чего я добился - небольшое обугливание, не приведшее к серьезной потере прочности. Но на всякий случай, трос я сделал из двойной ленты. Могу только приложить фотку, может поймете о чем идет речь. Если такого троса у вас нет, то думаю вполне можно применить обычный капроновый. Возможно только придется увеличить рабочее тело пламегасителя. Тут надо будет поэкспериментировать.

Одним концом трос (5) соединен с пламегасителем (4). Другим - со следующим элементом системы - поршнем (6). Длина троса должна быть такой, чтобы поршень выходил за пределы фюзеляжа на 10-15см.


Поршень (6) под давлением газов вышибного заряда выходит из фюзеляжа и выталкивает парашют. Он выточен из деревянной пробки от шампанского. Подгонка под диаметр фюзеляжа должна быть довольно точной. Поршень должен свободно ходить внутри фюзеляжа, но при этом не иметь больших зазоров со стенками. Уплотнительным элементом служит шайба из войлока толщиной 4-5мм. По аналогии с пламегасителем поршень с прокладкой одевается на ось из стальной проволоки диаметром 2мм. С двух сторон конструкция также поджимается копеечными шайбами. Ось с обоих сторон загибается на крепежные ушки. Поршень в сборе должен перемещаться с небольшим трением. В качестве проверки можно вставить поршень в фюзеляж и дунуть с нижнего торца. При этом на выталкивание поршня не должно требоваться больших усилий.

Если ракета легкая и в полете не имеет сильной осевой закрутки то вертлюг можно не применять. В данной системе он не использовался.


К верхнему уху поршня крепится центральный строп парашюта. На расстоянии ~15см от места крепления организуем амортизатор (7). Это расстояние, на самом деле зависит от конкретной ракеты. Лучше всего его выбрать таким образом, чтобы при полностью утопленном поршне сам амортизатор оказался у верхнего среза фюзеляжа, но еще не был утоплен. Задача амортизатора смягчить ударные нагрузки при раскрытии парашюта. Он делается из любой прочной кольцевой резинки, например, вырезанной из велокамеры. Резинка привязывается в двух местах к стропу на расстоянии длины резинки в вытянутом состоянии. Получается такая петля, растягивающая резинку при натяжении. В эту петлю на центральный строп можно закрепить обтекатель (8). Для этого в обтекателе с нижней стороны я высверливаю канал диаметром 10мм и глубиной 20-25мм. На расстоянии 10мм от нижнего среза обтекателя вкручиваю винт М3, за который и цепляю обтекатель к системе.
Парашют ПРСК-1

Венец системы спасения - парашют (9). Да, можно сделать купол из пакета для мусора, как я писал в одной из ранних редакций статьи. Но зимние суровые условия полетов все расставили по своим местам. Короче, если хотите сделать безотказную систему спасения, делайте парашют из легкой синтетической ткани. Лучшая ткань для этого конечно легкий капрон от самолетного тормозного парашюта. В свое время мне удалось раздобыть пару метров. Парашюты получаются из него шикарные. Если нет такого, подойдет любая легкая синтетическая ткань. Но даже в случае тканевого парашюта, не рекомендую держать его в упакованном виде при хранеии. Снаряжать систему надо только непосредственно перед полетом.

Лень - двигатель прогресса. Природная лень и отсутствие хорошей швейной машинки заставили меня придумать технологию изготовления тканевого парашюта без шитья. По этой технологии парашют диаметром до 80см, т.е. для небольшой ракеты весом до 700г, делается даже легче, чем из пластикового пакета. Зная вес своей ракеты, вы можете прикинуть в моей программе amo-1 размер парашюта, требуемый для нужной скорости снижения. На "ФЕНИКСЕ", вес которого не превышал 200г был успешно применен плоский шестигранный парашют диаметром всего 46см. По ходу замечу, что гнаться за большими куполами не только не обязательно, но и может выйти боком. Однажды мне уже пришлось отмотать 2км по пересеченке за снесенной ветром ракетой.

Для начала делаем шестигранную, а начиная с диаметра 60см лучше восьмигранную, выкройку из газеты. По выкройке разогретым паяльником вырезаем купол. Стропы делаем из капроновых веревок толщиной где-то около 1мм. Длина строп приблизительно в 2-3 раза больше диаметра купола, плюс запасик на организацию центрального стропа, амортизатора, петли крепления к поршню.


Теперь крепим стропы к куполу. Вот тут-то самая фишка. Никакого шитья. Делаем на стропе простой узел-удавочку и накидываем на сложенный в два раза уголок купола и хорошо так затягиваем на расстоянии 10 мм от вершины угла.


Слегка обрезав лишний конец узелка и уголка, оплавляем их зажигалкой до образования аккуратных круглых галтелей. Оплавляем так, чтобы галтели плотно прилегали к узлу. Все, строп присоединен. Таким же образом крепим все стропы. И затем с небольшим усилием расправляем купол в месте крепления каждой стропы. Один нюанс - сложение всех уголков купола надо делать в одном направлении (вниз). Тогда после закрепления строп, купол будет не плоским, а приобретет некоторый объем, что увеличивает эффективность парашюта.

Если кто-то думает, что такое соединение строп и купола не прочное, тот глубоко заблуждается. В этом я убедился, когда в одном аварийном полете парашют открылся на взлете. Скорость была очень приличная, но ракета быстро затормозила, а для ремонта окзалось достаточным закрепить одну оторвавшуюся стропу.

Собственно, парашют готов, осталось соединить стропы вместе, организовать амортизатор, и прикрепить к поршню.

С момента написания этой статьи прошло немало времени. Парашюты, выполненные по данной авторской технологии, были установлены на все мои ракеты, а это, на данный момент, порядка десятка. Им пришлось поработать в очень разных условиях, в том числе и аварийных и околоаварийных при запредельных нагрузках. Все ипытания они с честью выдержали и в случае срабатывания системы спасения все ракеты были спасены. Многие ракетчики повторили мою конструкцию и остались довольны результатом. Поэтому могу смело рекомендовать этот несложный в исполнении, но очень надежный парашют, к использованию. Совершенно заслуженно присваиваю ему персональное наименование ПРСК-1, или Парашют Ракетный Спасательный К...-1 (К - от автора).

Сборка

Подготовка системы спасения практически завершена. Осталось упаковать все в фюзеляж. Сначала утапливаем трос и поршень. Затем складываем парашют. Для этого расправляем все складки купола как на складном зонтике и укладываем их в одну сторону в стопку. Далее складываем один раз в поперечном направлении и скатываем в "колбаску" начиная с вершины. "Колбаску" обматываем жгутом из строп. Этот способ сложения парашюта не совсем "правильный", но вполне работоспособный. Его преимущество - плотная скрутка парашюта, что очень полезно при недостаточном объеме фюзеляжа. Таким способом мне удалось без проблем оснастить парашютом ракету РК-2-3 "ВИКИНГ", внутренний диаметр фюзеляжа которой всего 20мм. Парашют диаметром 46см был выполнен даже из более толстой ткани - каландра.

Если размеры ракеты не ограничивают, можно применить "правильный" способ. Он основан на стандартной методике сложения запасных спасательных парашютов. Так же складываем купол, как складной зонтик, расправляя складки. Распределяем складки на две равные стопки рис.2. Накладываем одну стопку на другую, сложив конструкцию вдоль оси рис.3.

Далее есть два варианта. Если ширина полученой двойной пачки слишком большая, то верхнюю и нижнюю половины еще раз складываем пополам в обратную сторону наружу, т.е. верхнюю - вверх, нижнюю - вниз, рис.4 . Если небольшая, сразу переходим к следующему этапу - сложению Z-образными мелкими складками в поперечном направлении, начиная с вершины, рис.5. Получается компактная стопочка (см.фото в начале раздела), которую обматываем стропами и упаковываем в фюзеляж.

Для подстраховки можно защитить парашют дополнительно полоской туалетной бумаги. Берется полоска туалетной бумаги в два раза длиннее, чем парашютная "колбаска". Полоску складываем пополам, в сгиб упираем торец скрутки и обминаем бумагу вокруг него. Просто намотать бумагу нельзя, она будет препятствовать раскрытию, а в таком виде она моментально срывается набегающим потоком. Последнее время я этого не делаю, поскольку при наличии хорошего пламегасителя, необходимости в этом нет.

Наконец заправляем в фюзеляж амортизатор и устанавливаем обтекатель. Все, система готова к работе. Хорошо собранная система срабатывает, если просто не очень сильно дунуть с нижней стороны фюзеляжа.

В качестве резюме напомню некоторые нюансы. Система успешно испытана на ракете РК-2-1 "ФЕНИКС", весом ~200г, внутренний диаметр 25мм, потолком 400м. Рабочий объем камеры системы спасения ~145куб.см. Для такого объема необходимая навеска вышибного заряда составляет 0,5г "малинового пороха" или охотничьего пороха "Сокол".

Точную навеску для каждой конкретной ракеты надо определять путем проведения серии наземных стендовых испытаний. Т.е. берете готовую ракету, устанавливаете двигатель без топлива, но с вышибным зарядом и инициируете заряд. И так до тех пор, пока все не будет нормально работать, как на этой видеозаписи стендового испытания. После этого можно лететь.

Не забудьте защитить изнутри пластиковый корпус ракеты вставкой бумажной трубки, по-крайней мере в районе мортирки и пламегасителя. Это нужно, если корпус ракеты сделан из тонкостенной пластиковой трубки (1мм для ФЕНИКСа). Эксперименты с довольно толстостенной полипропиленовой трубкой (2,5мм для ВИКИНГа) показали, что при наличии пламегасителя такую защиту ставить не надо.

Помните, что для нормальной работы необходимо уплотнение при установке двигателя.

Понятно, что систему можно применять для ракет практически любого размера, но при этом надо вносить определенные коррективы.

Многие ракетчики применяют различные механические системы выброса парашюта. В основном это делается с целью избежания тепловых повреждений элементов системы. В остальном механические системы, на мой взгляд, проигрывают пиротехническим. В разработанной мною системе спасения ракеты удалось радикально решить проблему тепловых перегрузок, и в результате получена легкая и надежная конструкция.
/27.11.2007 kia-soft/

P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.

P.P.S.
Последняя серьезная корректировка проведена 12.02.2008г. Корректировкой это назвать трудно, поскольку от старой редакции почти ничего не осталось. Это связано с тем, что конструкция системы спасения радикально переработана, испытана и проверена на практике. Вся беллетристика выкинута и сделано подробное описание рабочей системы спасения для ракеты РК-2-1 "ФЕНИКС".
На этом успешно завершена разработка проекта РК-2. Все задачи, которые ставились в рамках проекта решены. Пора переходить к новому проекту РК-3 ...
***


Наверняка каждый из нас в детстве хоть раз делал и запускал водяную ракету. Такие самоделки хороши тем, что они быстро собираются и не требуют никакого топлива, например пороха, газа и так далее. В качестве энергии для запуска такой ракеты выступает сжатый воздух, который накачивается обыкновенным насосом. В итоге вода выходит из бутылки под давлением, создавая реактивную тягу.

Рассмотренная ниже ракета состоит из трех бутылок, объем каждой составляет 2 литра, то есть это довольно большая и мощная ракета. Помимо этого в ракете имеется простейшая система спасения, что позволяет ракете плавное приземлиться и не разбиться.

Материалы и инструменты для самоделки:
- пластиковая трубка с резьбой;
- бутылки;
- парашют;
- фанера;
- жестяная банка из под консервов;
- маленький моторчик, шестерни и прочие мелочи (для создания системы спасения);
- источник питания (батарейки или аккумулятор от мобильного).


Инструменты для работы: ножницы, ножовка, клей, саморезы и отвертка.

Приступаем к созданию ракеты:

Шаг первый. Конструкция ракеты
Для создания ракеты было использовано три двухлитровых бутылки. Две бутылки в конструкции соединяются горлышко к горлышку, в качестве переходника для соединения был применен цилиндр, сделанный из пустого пластмассового газового баллончика. Детали садятся на клей.


Что касается второй и третей бутылки, то они крепятся донышко к донышку. Для соединения используется трубка с резьбой и двумя гайками. Места крепления хорошо герметизируются с помощью клея. Еще, чтобы сделать ракету более обтекаемой, на места стыков приклеены куски бутылки. В качестве наконечника используется горлышко пластиковой бутылки. В итоге вся конструкция представляет собой единый гладкий цилиндр.

Шаг второй. Стабилизаторы для ракеты
Чтобы ракета взлетала вертикально, для нее понадобится изготовить стабилизаторы. Автор изготавливает их из фанеры.



Шаг третий. Сопло

Сопло делается немного меньше, чем обычно, когда в качестве него используется просто горлышко бутылки. Для изготовления сопла берется крышка от бутылки и в ней вырезается отверстие. В итоге вода выходит не так быстро.


Шаг четвертый. Пусковая площадка
Для изготовления пусковой площадки понадобится лист ДСП, а также два металлических уголка. Для удерживания ракеты применяется металлическая скобка, она держит ракету за горлышко бутылки. При запуске скоба выдергивается с помощью веревки, при этом горлышко освобождается, образуется напор воды и ракета взлетает.


Шаг пятый. Заключительный этап. Устройство парашюта
Система парашюта очень простая, здесь нет никакой электроники, все делает механика на основе примитивного таймера. На фото можно увидеть, как выглядит парашют, когда он сложен.




Парашютный отсек изготавливается из консервной банки. Когда парашюту нужно раскрыться, специальная пружина вытесняет его через дверку в консервной банке. Эта дверка открывается специальным таймером. На фото модно увидеть, как устроен толкатель с пружиной.

Когда парашют сложен и ракета еще не начала падать, дверка парашютного отсека закрыта. Далее в воздухе срабатывает таймер, открывает дверку, парашют вытесняется наружу и раскрывается потоком воздуха.








Что касается устройства парашютного таймера, то он очень примитивен. Таймер представляет собой небольшой редуктор с валом, иначе говоря, это небольшая лебедка на основе электромотрчика. Когда ракета взлетает, на моторчик сразу поступает питание, и он начинает вращаться, при этом на вал наматывается нитка. Когда нитка будет полностью намотана, она начнет тянуть за защелку на дверце и парашютный отсек откроется. Зубчатые колеса на фото были изготовлены вручную при помощи напильника. Но можно использовать уже готовые от игрушек, часов и так далее.

Вот и все, самоделка готова, на видео можно посмотреть, как все работает. Правда, здесь показан запуск без парашюта.

По мнению автора, самоделка получилась не особо производительной, то есть ракета взлетает примерно на такую же высоту, как и обычная бутылка. Но здесь можно поэкспериментировать, например, поднять давление воздуха в ракете.

saperkalori 10-01-2011 04:38

Приветствую.
Столкнулся с проблемой - нигде не могу найти простую и эффективную схему системы спасения для ракеты. Желательно механика, а не сложная электроника (типа датчика ускорения или фотодатчика изменения освещенности неба).
Задача - установить на наш РС82. Ракета летает отлично (запускали). А вот падает страшно - несется с огромной скоростью на голову. При этом гнутся стабилизаторы и деформируется корпус (при ударе в камни и проч.) Нужно затормозить парашютом. Но чтобы он нормально раскрылся в точке апогея - нужна такая система.
Вот такое из-за сложности не подойдет - http://serge77.rocketworkshop.net/fotosens2/fotosens2.htm
А нужно что-то типа комбинации инерционного предохранителя минометной мины и электрического замыкателя. Тогда инерция опустит что-то типа поршня вниз, шарик выпадет вбок и когда ускорение ракеты прекратится (у апогея) пружина поднимет обратно поршень и замкнет контакы электровоспламенителя. А он уже воспламенит вышибник и выбросит парашют из корпуса головной части ракеты (штатная чугунная болванка, естественно, будет заменена на легкую из дюрали со съемным аэро-обтекателем).
Может кто делал такое или знает ссылки в сети?

abc55 10-01-2011 06:59

Нечто подобное я в детстве делал.

Схему лучше смотреть вертикально.
Ракета запускается с металлической ПУ.
Топливо твердое (бумага пропитанная селитрой и сахаром), в центре топлива полость для быстрого воспламенения - наполнена порохом (охотничьим).

Ракета имеет раскрывающееся косое оперение.
В полете, ракета вращается за счет оперения для баланса массы неравномерно сгорающего топлива и конструкции.

Пламя сгорающего топлива подходит к фитилю парашютной системы.
Порох в цилиндре парашютной системы воспламеняется и выталкивает парашют, колпак отбрасывается (закреплен веревкой к корпусу).

abc55 10-01-2011 07:12

У меня еще была задумка установить на ракету фотоаппарат.
Ракета должна была на максимальной высоте перевернуться, опускаться при помощи парашюта, и фотик должен был отснять местность в положении «перевернутая ракета».
Фотик представлял из себя линзу (на край тупо отверстие Обскура) и камеру с 1 кадром от пленки.
Основная проблема была в затворе фотика приводимого в движение пружиной, которая сработает от фитиля.
Была куча проблем, да и для пацана задача сложная, в общем, я даже и не пытался все это
воплотить.

saperkalori 10-01-2011 08:07

Ну насчет видеосъемки это как раз просто. Есть неплохие флешкамеры размером с зажигалку.
А вот вашу схему применить не смогу. У меня в камере будут штатные шашки. Поэтому огонь мгновенно пройдет к запальному отверстию вышибника парашюта. Тут надо именно косвенный запуск. А это можно сделать только или электроникой (что чревато отказами) или инерционной механикой (что надежнее и проще). Да и при пуске ракета дает все 40-50Ж. Ведь ее скорость - сверхзвук (порядка 300м\с) Когда запускали - струей вырывает в земле воронку как от минометной 8см мины! Никакая электроника не выдержит.
Попробую сделать что-то вроде этого:

Металлическая трубка, в которой ходит груз в виде поршня, подпертый пружиной. А сверху - резиновая заглушка с двумя контактами. Ну и шарик, который входит в выемку на поршне и полу-стенку трубки (до момента выпадания в вырез трубки). Вот только боюсь, что от резкого старта ракеты поршень уйдет вниз так быстро, что отскочет от удара и еще до апогея замкнет контакты пробки...

Дядюшка ПУ 10-01-2011 09:42

аэродинамическое перо,схем в сети есть.

saperkalori 10-01-2011 10:00

Хорошая мысль. Первое что нашел...

Теперь только нужен пиротехнический вариант этого устройства. Чтобы перо при сработке замыкало цепь вышибного заряда. Что несложно.

abc55 10-01-2011 10:19

Если пламя мгновенно окажется у фитиля - не проблема.
Я так понял двигатель вашей ракеты работает 2-3 сек.
Сделайте фитиль с временем горения 4-5 сек.
Пока ракета пролетит по инерции 20-30 метров, пока начнет переворачиваться. . .

Еще перед фитилем можно поставить некую пластину-кружок.
Этот кружок прижмется к фитилю и не даст пламени сразу поджечь его.
Кружок должен гореть медленно.

По инерционно-грав системе.
А зачем пружину применять?
Пусть цилиндр-замыкатель при ускорении сорвется вниз с крепления.
Крепление должно отойти в сторону и замереть (не возвращаться).
Когда ракета перевернется, цилиндр под действием гравитации замкнет контакт.

А почему электровоспламенение?
Это же аккумулятор и прочие причиндалы - лишняя масса и усложнение.
Почему не химомеханический способ?
Типа чиркач и спичка?
Очень надежная система, многократно проверил в детстве.

Даа, сегодня с аэросъемкой нет проблем, а в 80е только аналог, только аналог.

Недавно (спустя 30 лет) зашел к авиамоделистам. В детстве так мечтал, так мечтал,
да попер в художники этажом ниже.
Какие самолеты они там ваяють.
Я им - а как на счот таго штобы управлять самолетом с камеры и ноутбука?
С электрикой проблем, а с деревом не проблема, любой самолет сваяем.
В принципе если разориться на электрику такой самолет создать можно - разведчик.

А еще я мечтал на такую машину пулемет поставить и биться в небе по взрослому - без трусов.
Вот это я понимаю господа - делайте ставки!
та-та-та-та-та-та-таааа!!! умрииии!!!

saperkalori 10-01-2011 10:44

На РСе движок работает одну секунду. Или даже меньше. Но выбрасывает за это время ракету вверх почти на километр (а под 45гр - на 3-4км!) Это очень сильная штука.
Поэтому тут лучше не играться с задержками и фитилями. Можно сделать тоже аэроперо с сработкой на жевело. А оно уже поджигает нужный заряд вышибника. То есть чистая механика. Что увеличит простоту и надежность.

wyatcheslav 10-01-2011 13:00

А если установить ртутный выключатель? При перевороте ракеты контакты замыкаются и никакой электроники.А для предохранения от случайного срабаиывания на земле, дополнительно установить посьедовательно с ним обычный механический тумблер.

abc55 10-01-2011 13:16

Между ртутью и мет. цилиндром никакой принц. разницы.
Ртутный сложней (ну и походу вредный).

yura7 10-01-2011 14:05

А если -барометрический? Тупо-мягкая емкость на километре расправилась и привела ченить в действие. А с пружинкой, мне кажется, слишком рано будет срабатывать.

wyatcheslav 10-01-2011 14:56

quote: Ртутный сложней (ну и походу вредный).

В чем сложность? Стеклянная колба, два контакта. На газе запаял - и вся недога!

wyatcheslav 10-01-2011 14:56

зы: А чтобы не разбилась - в поролон её родимую!

wyatcheslav 10-01-2011 15:01

quote: А если -барометрический? Тупо-мягкая емкость на километре расправилась и привела ченить в действие

А если поднимется не на километр, а только матров этак на 600-700? То-то сверху вся конструкция как... И зачем было огород городить?
А если захочет подняться повыше - эдак на 1200-1300? Парашют за собой тащить будем, али как?

abc55 10-01-2011 15:31

Давление атмосферы постоянно меняется.
Меняется от погоды, местности.

В теле ракеты воздух будет разрежен в полете.
Помните опыт с трубкой и стаканом.
Начинаешь дуть мимо трубки и вода в ней поднимается.
Поток воздуха создает разряжение в верхней части трубки и атм. давление давя на воду
в стакане гонит ее вверх по трубке.

saperkalori 10-01-2011 16:49

Вобщем, я остановился на аэро-пере. Кстати, принцип накола жевела будет как в знаменитом разгрузочном немецком взрывателе (выпадение шарика внутрь пустотелого ударника). Плюс еще система предохранения в виде тонкой проволоки-чеки (выдергивается при взлете).
Как будет фото готовой РСС на пере - выложу.

abc55 10-01-2011 18:33

а че норм система

livan 11-01-2011 12:37

может прощее.... обтекателт стоит конусом в корпусе. его прижимает набегающим потоком. в апогее он отваливается вытягивая парашют.

abc55 11-01-2011 05:34

Слишком просто, как-то не по космически.
Возможно самая надежная система.
Колпак надо сделать из пластика.

saperkalori 11-01-2011 06:15

Вы наверное не поняли - скорость ракеты около 300м\с Быстрее чем пуля из Макарова! Какие самослетающие колпаки! Ничего не удержится. Только прочные резьбовые соединения и пороховой вышибной заряд. А аэродинамический головной обтекатель придется делать на очень плотной посадке в 0.05-0.1мм. Что-то вроде этого:

abc55 11-01-2011 09:06

Удержится или нет.
Но это смотря как посадить.
На вашей схеме ведь колпак тоже не завинчен.

Правда есть сомнительный момент.
Если стрелять под углом 90гр, то колпак может и отвалится при переворачивании,
а если под углом 45гр, то встречный поток так и не даст колпаку упасть.

saperkalori 12-01-2011 01:17

Эх, сегодня мне знакомый узнав про мою реконструкцию РСки обещал подогнать болванку и от 132го РСа. Вот это шайтан-труба!!! БЧ нет, оперение отлетело (от удара, отказник). Но все остальное раскручивается. Так что после отработки с 82ым РСом можно будет перейти и на этот космический вариант. Ведь наступивший год - Год космонавтики!:-)

yura7 12-01-2011 01:45

Сапер. Вы только животинку в них не запускайте, а то в детстве старшие ребята хомячка запустили на гораздо более слабой ракетомодели... Короче-хомячок не выжил. Да и не похож стал на хомячка.

saperkalori 12-01-2011 02:30

Надо было начинать с тараканов. Думаю, они выдержат стартовые перегрузки. Ведь и ЯО им непочем:-)

abc55 12-01-2011 03:50

Я запускал муху. Муха сидела в капсуле обложенная ватой.
Ракета лопнула старте, корпус не выдержал.
Муха выжила, но полетела не сразу, ее типало и несколько колбасило после взрыва.

saperkalori 12-01-2011 04:24

quote: Originally posted by abc55:
ее типало и несколько колбасило после взрыва.

Легкая контузия:-))))))))))))))))

abc55 12-01-2011 06:22

Кстати контузия присуща и насекомым.
В детстве мы бурили палочкой шурф в муравейник глубиной см30 и закладывали туда
АКМовскую гильзу с серой, марганцовкой и магнием. Все это дело запаливали длинным
шнуром из газеты пропитанной селитрой.
После взрыва образовывалась воронка глубиной 30см.
Муравьи бедолаги потом ползали и тряслись.

Как обеспечить надежную и безаварийную посадку моделей ракет? Над решением этой технической задачи бьются многие моделисты. Согласно статистике более половины моделей после спуска имеют поломки. Но идет время, приобретается опыт, все разнообразнее становятся способы спасения моделей.

И хотя мы все еще надеемся на парашют, продолжаются работы по созданию и других систем спасения. Это во многом диктуется тем, что появились многоступенчатые модели, модели-копии ракет-носителей космических кораблей: на их изготовление моделисты затрачивают много сип и времени.

Одним из обязательных требований «Правил проведения соревнований по ракетному моделизму» является спуск ступеней на замедляющем падение устройстве. Стали применяться ленточные парашюты, вымпелы. За рубежом проводятся даже международные соревнования на продолжительность спуска моделей ракет на ленте размером 50X500 мм. В соревнованиях моделей на продолжительность спуска на парашюте советские моделисты достигли высоких результатов - более 20 мин.

В Московской области решили усложнить соревнования на продолжительность спуска - впервые стали проводить старты в несколько туров с ограниченным числом моделей. Такой порядок вызвал необходимость «сажать» модели через определенное время и доставлять их судьям для контроля.

Выходом из этого затруднительного положения может стать, как считают ведущие моделисты, применение таймера. Следует отметить, что впервые примитивный таймер (тлеющий фитиль) был использован гомельскими ракетомоделистами в 1970 году на Всесоюзных соревнованиях в Житомире.

1 - двигательный отсек, 2 - втулка двигательного отсека, 3 - нихромовая нить, 4 - крышка, 5 - имитационный шпангоут, 6 - втулка парашютного отсека, 7 - парашютный отсек, 8 - амортизатор, 9 - парашют.

Безаварийное приземление - проблема номер один для ракетомоделистов, строящих модели-копии. Они демонстрируют попеты, очень схожие с полетом прототипов: натурное деление ступеней, отделение боковых блоков. А для повторного запуска необходимо обеспечить надежную посадку модели.

Интересная работа в этом направлении ведется в кружке ракетного моделизма филиала ЦСЮТ Латвийской ССР. Предлагаемые разработки, на наш взгляд, представляют интерес для читателей.

Анализ причин отказа систем спасения побудил нас разработать и опробовать несколько новых вариантов. Наиболее интересный - спасение боковых блоков ракет-носителей - показан на рисунке 1.

Боковой блок в зоне размещения шпангоута разрезается на две части: нижняя - двигательный отсек, верхняя - парашютный. Разделяются они крышкой, которая вставляется во втулку после того, как уложен парашют Втулка вклеивается в верхнюю часть бокового блока. Стыкуются (соединяются) верхняя и нижняя части втулкой, вклеенной в нижнюю часть. Место стыковки двух частей закрыто имитационным шпангоутом, выполненным в виде полоски из бумаги, половина которой приклеена к парашютному отсеку, а вторая как бы свисает над линией разъема, закрывая ее.

Работает система так: по окончании работы двигателей боковых блоков последние отделяются от центрального блока второй ступени, и по истечении одной секунды (а именно таким должен быть замедлитель) срабатывает вышибной заряд. Верхняя часть вылетает вместе с крышкой из втулки, но ни-хромовые нити резко тормозят ее движение, вырывая крышку и парашют.

Теперь разберем конструкцию системы спасения первой ступени на примере ракеты «Космос». Как видно из рисунка 2, на боковой поверхности цилиндрического корпуса вырезано овальное отверстие, куда вклеивают контейнер. Снаружи контейнер закрыт крышкой, которая плотно подогнана по его периметру и благодаря этому удерживается в контейнере. Крышка приклеена нитью к корпусу, чтобы при отстреле парашюта она не терялась. Сам механизм отстрела напоминает рогатку, с той лишь разницей, что стреляет парашютом.

1 - корпус, 2 - контейнер, 3 - крышка, 4 - парашют, 5 - ферма первой ступени, 6 - вторая ступень, 7 - бусинка, 8 - дистанционная трубка, 9 - нить, 10 - кронштейн, 11 - резинки рогатки.

Конструкция этого механизма такова: две резинки крепятся диаметрально противоположно внутри контейнера парашютного отсека на расстоянии до 1 мм от горца вставленной крышки. К месту скрещения резинок с наружной стороны привязывают стропы парашюта, а с внутренней - нить (леска 0,5 мм), которая проходит через отверстия в кронштейне, закрепленном на корпусе ракеты, и выводится наружу.

Кронштейн нужно установить гак, чтобы резинки проходили сбоку от дистанционной трубки. К концу нити можно привязать бусинку, чтобы после состыковки со второй ступенью ракеты она вместе с нитью как бы заклинивалась между корпусом второй ступени и фермой. При этом длина нити должна быть такой, чтобы резинки были в растянутом состоянии. Теперь нужно сложить парашют и поместить его в контейнер, закрыть крышку - и модель готова к запуску. После расстыковки ступеней нить освобождает резинки, которые она удерживала, и происходит отстрел парашюта. Этот вариант спасения удобен для моделей-копий тем, что хорошо подогнанная крышка контейнера не портит общего вида модели и не влияет на ее копийность. Обратите внимание на то, чтобы посадка крышки в контейнере не была слишком плохой. Система легко проверяется без работающих двигателей.

И еще один вариант спасения первой ступени модели-копии, где нет места для установки контейнера, то есть случай, когда диаметр корпуса ракеты больше диаметра двигательного отсека всего на несколько миллиметров. Схема стыковки и сравнительные размеры ступени на примере ЗУРа (рис. 3).

А - стартовое положение, Б - момент раскрытия парашюта. 1 - корпус, 2 - двигатель, 3 - трубка, 4 - парашют, 5 - упорное кольцо, 6-7 - направляющие втулки, 8 - ограничительное кольцо.

В этом случае место для установки парашюта имеется только в кольцевом зазоре, между корпусом ракеты и втулкой двигателя.

Конструкция системы спасения такова. В корпусе помещен двигатель, вставленный в трубку, к концам которой приклеены направляющие втулки. Упорное кольцо прикреплено к внутренней поверхности корпуса у самого основания. Лучше всего кольцо изготовить из дюралюминия Д16Т. Его нужно вклеить только после того, как в корпус будет вставлена трубка с втулками. Парашют привязан к трубке и укладывается в кольцевой зазор между корпусом и трубкой. Упором для предотвращения перемещения работающего двигателя может служить ограничительное кольцо. Чтобы втулка легко перемещалась в корпусе, натрите ее парафином. К запуску ступень готовят так: нужно вытянуть трубку наружу до упора, уложить вокруг нее парашют, затем аккуратно, чтобы не порвать парашют, поместить ее в корпус, установить двигатель. После установки других ступеней можно произвести запуск модели. Как только заработает двигатель второй ступени, над втулкой образуется повышенное давление, которое вытолкнет трубку с уложенным вокруг нее парашютом. При этом втулка упрется в упорное кольцо. Парашют, выйдя из зоны корпуса, раскроется. Одновременно происходит и расстыковка ступеней. Перемещение трубки происходит мгновенно, в связи с чем удар втулки о кольцо может привести к отскоку парашютного отсека обратно в корпус. Поэтому сопрягаемые поверхности втулки и кольца сделаны конусными, чтобы, во-первых, парашют не зацепился за края кольца, во-вторых, чтобы уменьшить вертикальную составляющую при ударе, и в-третьих, чтобы зафиксировать крайнее положение парашютного отсека за счет «заклинивания» втулки в кольце. Эта система работает надежно, однако необходимо аккуратно укладывать парашют. Не следует обматывать двигательный отсек стропами. Несколько пробных запусков - и гарантирована безотказная работа предлагаемой системы.

И. РОМАНОВ, инженер

Водяная ракета выступает отличной самоделкой для веселого времяпрепровождения. Преимуществом ее создания выступает отсутствие необходимости в применении топлива. Основным энергоресурсом здесь выступает сжатый воздух, что нагнетается в пластиковую бутылку с помощью обычного насоса, а также жидкость, которая высвобождается из емкости под давлением. Давайте же выясним, каким образом может быть сконструирована водяная ракета из пластиковой бутылки с парашютом.

Принцип действия

Водяная ракета из пластиковой бутылки своими руками для детей собирается достаточно просто. Требуется лишь подходящая емкость, заполненная жидкостью, автомобильный либо а также устойчивая стартовая площадка, где будет фиксироваться поделка. После установки ракеты насос нагнетает давление в бутылке. Последняя взмывает в воздух, разбрызгивая воду. Весь «заряд» расходуется за первые секунды после взлета. Дальше водяная ракета продолжает движение по

Инструменты и материалы

Водяная ракета из пластиковой бутылки требует наличия следующих материалов:

  • собственно сама емкость из пластика;
  • пробка-клапан;
  • стабилизаторы;
  • парашют;
  • стартовая площадка.

В ходе работ по конструированию водяной ракеты могут потребоваться ножницы, клей либо скотч, ножовка, отвертка, всевозможные крепежи.

Бутылка

Пластиковая емкость для создания ракеты не должна быть чересчур короткой либо длинной. В противном случае готовое изделие может оказаться несбалансированным. В результате водяная ракета будет лететь неровно, заваливаться на бок или же вовсе не сможет подняться в воздух. Как показывает практика, оптимальным здесь выступает соотношение диаметра и длины 1 к 7. Для первоначальных экспериментов вполне сгодится бутылка объемом 1,5 литра.

Пробка

Для создания сопла водяной ракеты достаточно использовать пробку-клапан. Отрезать ее можно от бутылки из-под любого напитка. Крайне важно, чтобы клапан не пропускал воздух. Поэтому извлекать его лучше из новой бутылки. Рекомендуется заранее проверить его герметичность, закрыв емкость и крепко сжав ее руками. Пробку-клапан можно приделать к горлышку пластиковой бутылки с помощью клея, герметизировав стыки скотчем.

Стартовая площадка

Что требуется, чтобы взлетела водяная ракета из пластиковой бутылки? Пусковая площадка играет здесь определяющую роль. Для ее изготовления достаточно использовать лист ДСП. Зафиксировать горлышко бутылки можно металлическими скобами, установленными на деревянной плоскости.

Парашют

Чтобы водяная ракета могла быть использована несколько раз, в целях ее удачной посадки стоит предусмотреть в конструкции самораскрывающийся парашют. Пошить его купол можно из небольшого отрезка плотной ткани. Стропами послужит прочная нить.

Сложенный парашют аккуратно сворачивается и укладывается в консервную банку. Когда ракета взмывает в воздух, крышка емкости остается закрытой. После запуска самодельной ракеты срабатывает механическое устройство, что открывает дверцу банки, и парашют раскрывается под воздействием воздушного потока.

Чтобы осуществить вышеуказанный план, достаточно использовать небольшой редуктор, который можно извлечь из старой либо настенных часов. По сути, сгодится здесь любой электрический моторчик на батарейках. После взлета ракеты валы механизма начинают вращаться, наматывая нитку, соединенную с крышкой вместилища для парашюта. Как только последняя высвободится, купол вылетит наружу, раскроется и ракета плавно спустится вниз.

Стабилизаторы

Чтобы водяная ракета ровно взмывала в воздух, необходимо зафиксировать ее на стартовой площадке. Наиболее простое решение - изготовить стабилизаторы из другой пластиковой бутылки. Работа выполняется в такой последовательности:

  1. Для начала берется пластиковая бутылка объемом не менее 2 литров. Цилиндрическая часть емкости должна быть ровной, не содержать рифлений и фактурных надписей, поскольку их наличие может негативно сказаться на аэродинамике изделия в ходе запуска.
  2. Днище и горловина бутылки обрезается. Полученный цилиндр разделяется на три полосы идентичного размера. Каждая из них складывается пополам в форме треугольника. Собственно, сложенные полоски, вырезанные из цилиндрической части бутылки, и будут играть роль стабилизаторов.
  3. На завершающем этапе от сложенных краев стабилизаторов отрезаются полоски на расстоянии порядка 1-2 см. Образованные выступающие лепестки в центральной части стабилизатора отворачиваются в противоположные стороны.
  4. В основании будущей ракеты проделываются соответствующие прорези, куда будут вставляться лепестки стабилизаторов.

Альтернативой пластиковым стабилизаторам способны послужить отрезки фанеры в форме треугольника. Кроме того, ракета может обойтись и без них. Однако в таком случае придется предусмотреть решения, которые позволят зафиксировать изделие на стартовой площадке в вертикальном положении.

Носовая часть

Поскольку ракета будет устанавливаться пробкой вниз, необходимо надеть на днище перевернутой бутылки обтекаемую носовую часть. В данных целях можно обрезать верхушку от другой подобной бутылки. Последнюю необходимо надеть на днище перевернутого изделия. Зафиксировать такую носовую часть можно с помощью скотча.

Запуск

После вышеописанных действий водяная ракета, по сути, готова. Необходимо лишь наполнить емкость водой примерно на треть. Далее следует установить ракету на стартовую площадку и закачать в нее воздух с помощью насоса, прижимая сопло к пробке руками.

В бутылку емкостью 1,5 литра следует нагнетать давление порядка 3-6 атмосфер. Достичь показателя удобнее, используя автомобильный насос с компрессором. В завершение достаточно высвободить пробку-клапан, и ракета взлетит в воздух под действием бьющего из нее потока воды.

В заключение

Как видно, сделать водяную ракету из пластиковой бутылки не так и сложно. Все, что требуется для ее изготовления, можно отыскать в доме. Единственное, что может вызвать затруднения, - изготовление механической системы раскрытия парашюта. Поэтому, чтобы облегчить задачу, его купол можно попросту надеть на носовую часть ракеты.

Новое на сайте

>

Самое популярное