Домой Уход за волосами Стальные птицы ан 64 апач. Ударный вертолет «Аллигатор» против «Апач. Состоит ли на вооружении в настоящее время

Стальные птицы ан 64 апач. Ударный вертолет «Аллигатор» против «Апач. Состоит ли на вооружении в настоящее время

AH-64 Apache (Апач) - американский ударный боевой вертолет, разработанный фирмой Hughes в конце 1970-хх. Основной боевой вертолет ВС США.

История AH-64

Не смотря на все риски изначальной разработки, опыт применения вертолетов во Вьетнаме подтвердил перспективность концепции ударного вертолета. Тем не менее, время шло, технологии совершенствовались, требования к боевым машинам росли, да и Кобра уже не была уникальна – в СССР активно строились свои ударные вертолеты – знаменитые . С наследником же были сложности: амбициозный на то время проект AH-56 Cheyenne оказался слишком сложным и дорогим, и почти десятилетняя эпопея его разработки закончилась закрытием всей программы. Создать вертолет из уже имевшихся машин (предлагался Sikorsky S-61) тоже не удалось– была нужна бескомпромиссная машина, а не модификация.

В конце концов, к 1972 году была инициирована программ совершенного боевого вертолета (Advanced Attack Helicopter, AAH) целью которой было создание нового боевого вертолета.

Военным был нужен вертолет, способный вести борьбу с танками противника в любую погоду, в условиях противодействия ПВО и РЭБ противника. При этом машина должна была обладать выдающимися характеристиками живучести, высокой маневренностью и автономностью применения.

В программе участвовали основные производители США: Boeing, Bell, Hughes, Sikorsky и Lockheed. На начальном же этапе тендера из гонки выпали несколько участников – остались самые именитые «вертолетчики» — Bell (прототип YAH-63) и Hughes (YAH-64).

Оба вертолета имели близкие возможности по вооружениям и одинаковые двигатели XT-700, уже применяемые на вертолетах UH-60. Однако, машина Хьюза оказалась более прорывной в отличие от YAH-63, который, по сути, был увеличенной Коброй.

Впервые YAH-64 взлетел в 1975 году. В том же году взлетел YAH-63. Начался основной этап сравнительных испытаний. Летные испытания очень явно показали превосходство YAH-64 по летным характеристикам. Так же ударом для YAH-63 стала катастрофа их прототипа, что очень подмочило репутацию Bell.

В итоге, в тендере победил YAH-64, а Hughes получили от Пентагона 317 миллионов на создание еще трех прототипов. Именно на этих прототипах впервые отрабатывались стрельбы новейшими ракетами AGM-114 Hellfire, получивших, в дальнейшем, широкое распространение. На вертолеты установили винты со стреловидными законцовками, теплорассеивающие насадки на выхлоп двигателей, новые пушки, новую авионику и так далее.

Наконец, в декабре 1981 года вертолет получил официальную директиву на начало серийного производства. Родился главный американский боевой вертолет AH-64 Apache.

Программа производства первой серии была в самом разгаре, когда Hughes Helicopters была поглощена концерном McDonnell Douglas (MD купили Hughes за символические $470 млн.) Тем не менее, на производство это не повлияло – Апач был очень нужен военным. В итоге, машины начали поставляться в войска уже как MD AH-64 Apache.

Для выпуска Апачей был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. Апачи стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин.

Видео исполнения фигур высшего пилотажа на вертолете AH-64 Apache

Конструкция AH-64

AH-64 Apache –вертолет, выполненный по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и рулевым винтами, крылом небольшого удлинения и трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом.

Фюзеляж сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости. Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением пилотов. Впереди размещается оператор систем вооружения, а сзади и выше — летчик. Легкая броня (сплав на основе бора), защищающая кабину экипажа снизу и с боков, выдерживает попадание пуль и снарядов калибром 12,7 мм. В кабине оператора размещены все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки при поражении командира экипажа.

Несущий винт имеет четыре лопасти прямоугольной формы со скошенными законцовками. Рулевой винт — четырехлопастной, выполнен из двух двухлопастных винтов.

Крыло — прямое, размахом 5,23 м. На каждой консоли установлены два пилона для подвески вооружения, подвесных топливных баков и специальных транспортных контейнеров.

Хвостовое оперение: киль — стреловидный, с левой стороны установлен рулевой винт. Стабилизатор прямой, цельноповоротный.

Шасси — неубираемое с хвостовым колесом. Основные опоры способны выдержать аварийную посадку с вертикальной скоростью до 12,8 м/с.

Управление вертолетом осуществляется посредством основной или резервной систем. Резервная система управления — электродистанционная.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей general Electric T-700-GE-701 мощностью 1695 л. с. на максимальном режиме. Вертолет способен поддерживать полет в условиях отказа одного из двигателей. Двигатели размещены в раздельных мотогандолах по бокам фюзеляжа, что исключает возможность поражения обоих одним снарядом.

Модификаци

  • YAH-64 - прототип. Построено 5 экземпляров.
  • AH-64A - первая серийная модификация. Построено 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.
  • GAH-64A - вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр.
  • JAH-64A - модификация для проведения специальных лётных исследований.
  • WAH-64 — вариант для британской армии производства Augusta-Westland с двигателями Rolls-Royce.
  • AH-64B - вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции Буря в пустыне. Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту.
  • AH-64C - модернизированный AH-64A.
  • AH-64D Apache Longbow - вторая основная модификация. Главная особенность - РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow, размещённая в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование.
  • AH-64E Block III - лопасти винтов выполнены из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами.

Эксплуатация AH-64

С начала серийного производства в 1982 году было выпущено более 2000 вертолетов AH-64 Apache разных модификаций. Вертолет находится на вооружении вооруженных сил США, Великобритании, Греции, Египта, Израиля, Индии, Индонезии, Кувейта, Нидерландов, ОАЭ, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Японии.

Впервые вертолеты Апач приняли участие в боях во время вторжения США в Панаму в 1989 году, однако, малое участие вертолетов (11 машин) и, практически, полное отсутствие сопротивления не дали им себя проявить (боевое применение ограничилось несколькими пусками ракет AGM-114).

Первым серьезным испытанием для AH-64 стала операция Буря в пустыне в 1991 году. В то время боевая операция была начата именно Апачами, атаковавшими РЛС иракской армии. Вертолеты, часто действуя совместно с штурмовиками A-10 Thunderbolt II, проявили себя, как весьма эффективные машины в борьбе с техникой противника (по разным данным было уничтожено от 270 до 500 танков).

В дальнейшем, вертолеты Apache активно применялись эксплуатантами в боевых действиях в Югославии (войска НАТО), Ливане (применялся Израилем), Ираке в 2003 году (войска США), Афганистане (войска НАТО).

В общей сложности к 2015 году было потеряно 144 вертолета.

Схема вертолета AH-64 Apache

Основной ударный вертолёт Армии США с середины 1980-х годов.

История

Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.

Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:

Вооружение - 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19-ю 70-мм НАР Hydra 70
-Экипаж - 2 человека
-Характеристики: расчётная взлётная масса - 7260 кг, скороподъёмность - 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ - 1850 км
-Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м
-Двигатель - газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с проектируемым военно-транспортным вертолётом UH-60
-Система снижения ИК-излучения
-Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины
-Предполагаемый срок службы - 15 лет
-Расчётная стоимость серийной машины - 14 млн. долларов, себестоимость производства 11 - 12 млн. долларов.
В конкурсе принимали участие пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. Летом 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и выпуск прототипов. Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый испытательный полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые поднялся в воздух Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики даже превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.

После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд поправок в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном выпуске вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».

Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийный выпуск для нужд американских вооружённых сил было завершен в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.

Модификации

YAH-64 - прототип. Построено 5 экземпляров.

AH-64A - начальная серийная модификация. Сделано 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.

GAH-64A - вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр. Переоборудовано 17 вертолётов.

JAH-64A - модификация для проведения специальных лётных исследований. Построено 7 машин.

WAH-64 - вариант для британской армии производства Augusta-Westland с двигателями Rolls-Royce.

AH-64B - вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции «Буря в пустыне». Оснащён увеличенным крылом, новыми средствами связи и навигации, усиленной бронезащитой. Разработка закончена в 1992 году.

AH-64C - модернизированный AH-64A. До прекращения программы в 1993 году было модернизировано всего два вертолёта.

AH-64D Apache Longbow - вторая основная модификация «Апача» («Лонгбоу» означает «длинный лук»). Основная особенность - РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 «Лонгбоу», расположенная в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Кроме того, установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование. Поступил на вооружение в 1995 году, однако до 1997 года на «Апачах» этой модификации не оборудовалась надвтулочная РЛС. Планируется модернизировать в этот вариант все остающиеся AH-64A в 2008 году.

AH-64E AH-64 Block III - лопасти винтов сделаны из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), более современная электронная система управления полетом, способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами, скорость до 300 км/ч, дальность полета более 1,9 тыс. км.

Конструкция

Несущая система

Конструктивно АН-64 спроектирован по одновинтовой схеме с четырехлопастными винтами. Длина лопасти несущего винта составляет 6 метров. Лопасти композитные. Лопасти имеют 5 стальных лонжеронов покрытых стекловолокном. Задняя кромка покрыта крепким графитовым композиционным материалом, передняя сделана из титана. Титан способен выдерживать лёгкие касания винтом деревьев и прочих препятствий (это свойство необходимо при облёте и огибании местности на предельно малой высоте).

Силовая установка

AH-64 оснащены двумя двигателями.

Особенности конструкции

Двигатели AH-64 разнесены, являются взаимозаменяемыми.
-Также вертолёт оборудован экранными выхлопными устройствами (ЭВУ), для снижения теплового излучения выхлопа двигателей. Принцип её работы заключается в смешивании горячего выхлопа с холодным забортным воздухом.
-В носовой части фюзеляжа на турельной установке размещены: видеокамера, лазерная система измерения расстояния и подсвета цели, тепловизор, изображение с которого передаётся на телеэкран пилота, подвижная пушечная установка.
-Для снижения шума вертолёта, хвостовой винт заменен на Х-образный. Лопасти РВ установлены под разным углом, таким образом, каждый из них подавляет часть шума, производимого другим. В данном случае двойной винт работает тише одиночного.
-Основные опоры шасси (неубирающееся шасси), оснащены мощными амортизаторами. Амортизаторы способны поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12,8 м/с, не допуская травмирования экипажа.
-Надвтулочный радар (для модификации D), исполняющий задачи картографирования и радиолокации.
-Система постановки ИК помех ALQ-144 и автомат выброса ИК ловушек.

РЛС APG-78

Дальность 8 км
-Диапазон мм (Ka диапазон)
-Количество сопровождаемых целей: 256
-РЛС обеспечивает:
-оповещение о ракетной атаке
-полёт на малых высотах
-обнаруживает излучающие РЛС
-автоматическое обнаружение подвижных и неподвижных целей и их классификация

TADS

Электронно-оптическая система TADS (Target Acquisition and Designation Sights, Pilot Night Vision System)

Система TADS включает в себя следующие подсистемы:
-лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D);
-ИК-система ночного видения (FLIR) с 30 кратным увеличением;
-оптическая система прямого видения (DVO);
-телевизионная система отображения в дневное время (DT);
-Углы обзора:
-+/- 120 по азимуту
-+30/-60 по углу места

Вооружение

Авиационная одноствольная автоматическая пушка M230

Калибр 30х113 мм
-Длина 1,68 м
-Масса 57,5 кг
-Скорострельность 600-650 выстрелов в минуту
-Начальная скорость снарядов 805 м/с
-Привод электрический
-Боеприпасы:
-патрон с осколочно-фугасным снарядом М799, снаряжение: 43 г взрывчатого вещества;
-патрон с бронебойно-кумулятивным снарядом M789 с бронепробитием около 300 мм гомогенной брони.

Боевое применение

«Боевое крещение» AH-64 свершилось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Полученный боевой опыт был достаточно символическим: в операции приняли участие всего 11 машин. Состоялось несколько успешных пусков ракет AGM-114.

Более серьёзным испытанием стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. Именно «Апачи» совершили первые выстрелы этой войны, совершив налёт в ночь на 17 января на две иракские радиолокационные станции в районе Багдада, угрожавшие коалиционной авиации над иракской столицей. Обе РЛС были уничтожены. В дальнейшем AH-64 участвовали в ряде пограничных столкновений с иракскими войсками в период воздушной фазы кампании. 24 февраля началось наземное наступление Многонациональных сил; за четыре дня наземной войны AH-64 показали себя как эффективное противотанковое средство. Также они выполняли непосредственную поддержку войск, иногда взаимодействуя с штурмовиками A-10. По одним американским данным, «Апачи» уничтожили свыше 500 иракских танков, а также множество другой бронетехники. По другим американским данным, было уничтожено 278 танков, при этом проверка на то, что эти цели уже были поражены другими средствами, не осуществлялась. Был зафиксирован случай, когда «Апач» за один вылет уничтожил восемь иракских Т-72. Также иногда от «Апачей» попадало и своим танкам. Потери в ходе операции составили 3 вертолёта.

В ходе военной операции НАТО против Югославии в 1999 году эскадрилья AH-64 была отправлена в Албанию и предназначалась для поддержки возможного сухопутного наступления в Косово. Однако в конце апреля - начале мая два «Апача» были потеряны во время тренировочных полётов над Албанией, экипаж одного из них погиб. В конечном счёте AH-64 участия в боевых действиях не приняли. По утверждениям некоторых неофициальных сербских источников, около десятка «Апачей» были выведены из строя 26 апреля в итоге атаки сербской авиации на авиабазу Ринас, однако сам факт проведения этой операции не подтверждается ни командованием НАТО, ни официальными сербскими представителями.

AH-64 активно использовались с первого дня вторжения в Ирак в марте 2003 года. Впервые были задействованы машины модификации AH-64D. В целом, «Апачи» подтвердили свою высокую репутацию в этой войне. Трудности возникали в основном из-за неудачной тактики применения, наиболее известным примером чего является рейд против бригады из состава дивизии Республиканской гвардии «Медина» 24 марта 2003 года. Во время взлёта один вертолёт разбился. Столкнувшись с неподавленной и хорошо организованной системой ПВО противника, 30 из 33 участвовавших в налёте «Апачей» получили повреждения. 1 вертолёт был сбит, из вернувшихся на базу вертолётов только 7 оставались полётопригодными, 2 повреждённых было списано. Экипаж сбитого вертолёта попал в плен, а вертолёт был позже уничтожен ударом авиации. «Апачам» удалось подбить 12 иракских танков. Один из пилотов «Апачей» чудом сумел довести машину до базы, после того как был ранен в шею пулей из автомата Калашникова, пробившей броню вертолёта.

С началом в Ираке партизанской войны потери AH-64 стали возрастать. Главной причиной этого является свойственная для партизанской войны неожиданность обстрела с земли, особенно во время полёта над городскими кварталами, когда практически невозможно определить, откуда ведётся огонь. Вертолёт просто физически не успевает совершить противозенитный манёвр. Кроме того, броня «Апача» предназначена лишь для защиты от огня из пулемётов и, частично, из малокалиберных зенитных орудий. Как и любой другой вертолёт, он уязвим для ракет ПЗРК. На 2005 год в Ираке только по боевым причинам было потеряно 27 «Апачей». В 2006 году иракцы уничтожили возле Багдада не менее 3 «Апачей». Иракские повстанцы тщательно изучали фотографии мест дислокации американских «Апачей», выложенные в сеть. Так, в 2007 году, на основе изучения снимков был произведён миномётный обстрел мест дислокации вертолётов, в результате которого было полностью уничтожено четыре AH-64. Кроме этого, в 2007 году, иракцы сбили в воздухе не менее 3 «Апачей». Таким образом, за первые четыре года войны иракцы уничтожили как минимум 37 вертолётов AH-64 «Апач». Потери по техническим причинам и ошибкам пилотов не известны.

Американские, британские и голландские вертолёты применяются в боевых операциях в Афганистане.

Израильские вертолёты впервые были применены в бою в 1991 году на территории Ливана. Они использовались во время ограниченных военных операций против «Хизбаллы» в 1993 и 1996 годах. Широкое применение «Апачи» получили в ходе второй палестинской Интифады 2000-2005 годов. Как правило, они наносили показательные удары по объектам палестинских организаций в ответ на проводимые диверсии, но приняли участие и в настоящей поддержке наземных войск в ходе операции «Защитная стена» в марте-апреле 2002 года. Во время Ливанской кампании летом 2006 года AH-64 использовались для нанесения ударов по целям на территории Ливана. Было потеряно три машины, в том числе две столкнулись друг с другом в воздухе. По предварительным данным, все потери были небоевыми, хотя «Хизбалла» взяла на себя ответственность за сбитие всех трёх вертолётов.

24 марта 2003 года телекомпании всего мира продемонстрировали видеозапись иракского телевидения: лежащий на земле AH-64 в окружении иракцев. Официальный Багдад заявил, что крестьянам удалось сбить два вертолёта, один из которых был сбит крестьянином Али Обейдом Мангашем из своего охотничьего ружья. Утверждалось, что меткий стрелок получил орден и назначенное Саддамом Хусейном за сбитый вертолёт США денежное вознаграждение - 50 миллионов динаров (около 20 тысяч долларов). Однако после того как активные боевые действия закончились, журналисты кувейтской газеты Аль-Раи Аль-Ам нашли Мангаша и узнали, что в действительности он не получил ни ордена, ни денег. Утром 24 марта он обнаружил на своём поле брошенный американский вертолёт (один из «Апачей», подбитых в ходе атаки на позиции дивизии «Медина») и сообщил о находке властям. Его проинструктировали рассказать приехавшей съёмочной группе, что вертолёт был сбит им из ружья, что якобы стало хорошим пропагандистским ходом. Экипаж вертолёта впоследствии был найден и взят в плен. Эта история превратилась в «городскую легенду», до сих пор имеющую некоторое распространение в Интернете. Тем не менее «Апач» не предоставлял полной защиты экипажа от малокалиберного оружия. Известны достоверные случаи ранения пилотов из автомата Калашникова.

Состоит на вооружении

Бахрейн (8 AH-64A)
-Великобритания.66 AH-64D на 2010 год. На вооружении находятся вертолёты WAH-64D, производившееся фирмой Уэстланд по лицензии (всего сделано 67 машин из предоставленных фирмой Боинг комплектов деталей). На них оборудованы британские двигатели Роллс-Ройс/Турбомека RTM 322. В британской армии они сменили вертолёты «Линкс» в качестве тактического ударного вертолёта.
-Греция 20 AH-64A,12 AH-64D на 2010 год
-Египет 35 AH-64A на 2010 год (36 AH-64A, которые предполагалось переоборудовать в AH-64D)
-Израиль (30 AH-64A, получивших местное наименование «Петен»;18 AH-64D «Сараф») на 2010 год
-Индия планирует 22 AH-64D Apache Longbow с 2011 года
-Индонезия планирует приобрести 8 AH-64E Apache Block III с 2014 года
-Катар 24 вертолёта на 2014 год
-Кувейт 12 AH-64D на 2010 год
-Нидерланды. 29 AH-64D на 2010 год. Королевские ВВС Нидерландов некоторое время располагали взятыми в лизинг AH-64A (12 машин), а затем сделали заказ на 30 AH-64D без радара. Голландские вертолёты в разное время располагались в Джибути, Боснии и Герцоговине, Афганистане.
-ОАЭ (30 AH-64A) на 2010 год
-Саудовская Аравия (12 AH-64A) на 2010 год
-Сингапур 12 AH-64D на 2010 год
-США 741 AH-64 (241 AH-64A, и 500 AH-64D на январь 2010)
-Китайская Республика - 6 на ноябрь 2013 года. В октябре 2010 заключён контракт на поставку 30-ти AH-64E Apache Block III
-Южная Корея в апреле 2013 заключён контракт на поставку до 2018 года 36-ти AH-64E Apache Block III
-Япония 10 AH-64D на 2010 год

Тактико-технические характеристики

ТТХ семейства АН-64

Технические характеристики

AH-64D AH-64D Longbow
Экипаж 2 2 2
Длина с вращающимися винтами, м 17,76 17,76 17,76
Диаметр несущего винта, м 14,63 14,63 14,63
Диаметр рулевого винта, м 2,79 2,79 2,79
Высота, м 3,84 до втулки несущего винта 4,66 до датчика воздушных параметров 4,95 до вершины РЛС AN/APG-78 Лонгбоу
Площадь, ометаемая несущим винтом, кв.м. 168,11 168,11 168,11
База шасси, м 10,59 10,59 10,59
Коллея шасси, м 2,03 2,03 2,03
Масса пустого, кг 4660 5165 5352
Масса нормальная взлётная, кг 6650 6552 7530
Масса максимальная взлётная, кг 8000 9525 10432 в перегоночном варианте, с полным запасом топлива
Масса топлива, кг 1108+2712 в ПТБ 1108+2712 в ПТБ 1108+2712 в ПТБ
Объём топлива, л 1421+4х871 в ПТБ 1421+4х871 в ПТБ 1421+4х871 в ПТБ
Двигатель 2х ТВД General Electrick T-700-GE-701 2х ТВД General Electrick T-700-GE-701C
Мощность, л.с. (кВт) 2х 1695 (1270) 2х 1695 (1270) 2х 1890 (1409)
Лётные характеристики
AH-64D AH-64D Longbow
Максимально допустимая скорость, км/ч 365 365 365
Максимальная скорость, км/ч 300 293 265
Практическая дальность, км 690 без внешних подвесок 482 407
Перегоночная дальность, км 2020 1899 1899
Продолжительность полёта 3,57 ч без ПТБ 3,57 без ПТБ

2 ч 44 мин/8 ч.

Без ПТБ/с ПТБ

Практический потолок, м 6100 6400 5915
Статический потолок, м.. С использованием / без использования эффекта земли при нормальной взлётной массе 4085/3100 4570/3505 4170/2890
Максимальная скороподъёмность,м/с 12,27
Вертикальная скороподъёмность, м/с 12,7 12,7 48,6 62,1
Максимальная эксплуатационная перегрузка +3,5/-1,0g +3,5/-0,5g +3,5/-0,5g

Вторая половина XX века стала «звездным часом» для развития вертолетов. Подобные машины почти не применялись во время Второй Мировой войны, но уже в Корейской войне вертолеты использовались самым активным образом. Пионерами в применении вертолета на поле боя стали американцы. Развитие вертолетостроения в США связано с именем Игоря Сикорского – талантливого инженера, уроженца Киева, уехавшего в США после Октябрьской революции.

Хотя, надо отметить, что поначалу эти машины имели большое количество противников. ВВС США вообще не хотело закупать вертолеты, мотивируя это невысокими летными качествами, сложностью в обслуживании и возможной уязвимостью от средств ПВО. Увы, военные очень часто страдают косностью мышления. Но это отношение очень быстро поменялось на противоположное. Вертолеты прекрасно проявили себя в Корейской войне. Их использовали для корректировки огня, разведки, эвакуации раненных, высадки десанта и других целей. Через несколько месяцев боевых действий американские генералы требовали дать им «побольше вертушек».

До появления вертолетов бойцы, получавшие средние или тяжелые ранения, были практически обречены (умирали 90%). После начала «вертолетной» эры смертность снизилась до 10%. К концу корейского конфликта на вертолеты стали устанавливать небольшие ручные пулеметы. На вооружении армии США уже стояло несколько типов геликоптеров.
Корейская война показала, что вертолет является прекрасным средством для решения тактических задач, в первую очередь связанных с переброской войск и их снабжением. Во второй половине XX произошло множество локальных конфликтов, колониальных войн, в которых одна из сторон была вынуждена вести антипартизанскую борьбу. И оказалось, что вертолет – это идеальное средство для такого рода боевых действий.

Вертолет все больше становиться не просто транспортным средством, но и ударной машиной, идеальным штурмовиком и средством поддержки сухопутных войск. На вертолеты стали устанавливать неуправляемые ракеты и пулеметы, а с появлением противотанковых управляемых ракет вертолет стал мощным средством борьбы против бронетехники.

Важной вехой в развитии боевых вертолетов стала Вьетнамская война. Настоящим символом этой войны стал американский вертолет Bell UH-1, больше известный как «Хьюи». Это прекрасная, надежная и неприхотливая машина выпускается до сих пор. Еще одним вертолетом, который активно применялся во вьетнамских джунглях, стал ударный вертолет . Его основной задачей была поддержка войск и нанесение ударов по противнику.

К концу боевых действий в армии США были сформированы специальные дивизии, на вооружении которых стояли только вертолеты. Война во Вьетнаме дала резкий толчок развитию вертолетостроения в США.

В конце 70-х годов прошлого века в США стали раздумывать над созданием нового ударного вертолета, он должен был вобрать в себя весь опыт, полученный во Вьетнаме и заменить машины Bell AH-1 Cobra. В конкурсе на разработку нового вертолета приняли участие несколько крупнейших американских авиастроительных компаний. В 1976 году победа досталась компании Хьюз, и в 1981 году появился вертолет АН 64 Аpache, который до сих пор стоит на вооружении армии США и считается одним из лучших боевых вертолетов в мире. С 1984 года АН 64 выпускается серийно.

Описание боевого вертолета АН 64 Аpache

Эта машина изначально создавалась как ударный вертолет, для поддержки сухопутных войск в любое время суток и при любой погоде. Также одной из основных функций «Апача» является борьба с бронетехникой противника, что они уже неоднократно блестяще демонстрировали в ходе различных конфликтов.

Требования к новому вертолету изначально выдвигались очень строгие. АН 64 должен был летать в дождь и ночью, выполнять боевое задание, даже после попадания в него пули калибра 12,7 мм, уметь летать «по приборам» и атаковать в условиях плохой видимости, а также обеспечивать безопасность экипажа при аварийной посадке со скоростью 12,8 м/с.

Вертолет имеет несколько модификаций. Самая последняя и самая совершенная из них — АН 64D Apache Longbow, первая такая машина поднялась в воздух в начале 1991 года.

«Апач» сделан по классической схеме с одним рулевым и одним несущим винтом. И несущие и рулевые винты имеют по четыре лопасти. Длина лопасти несущего винта вертолета «Апач» — 6 метров, лопасти имеют особое строение: внутри они металлические, сверху покрыты стекловолокном, задняя кромка сделана из композитного материала, а передняя – титановая. Такое строение позволяет вертолету задевать лопастями небольшие препятствия (ветки, небольшие деревья). Рулевой винт Х-образной формы, которая намного эффективней традиционной.

Фюзеляж АН 64 Аpache состоит из алюминиевых сплавов особой прочности, геликоптер имеет крыло небольшого удлинения (съемное) и не убирающееся шасси. Кабина АН 64 рассчитана на двух членов экипажа, которые сидят один над другим. Кабина пилотов защищена серьезной броней. Конструкция вертолета может выдерживать большие перегрузки. «Апач» имеет два двигателя, которые разнесены по бокам машины. Каждый из двигателей имеет специальное устройство, оно рассеивает струю выхлопа и снижает заметность вертолета в инфракрасном диапазоне.

В боевом вертолете используется двойная гидравлическая система, защищены топливные баки, наиболее важные узлы машины покрыты броней.

На АН 64 установлено очень много различного радиоэлектронного оборудования, особенно это можно сказать о последней модификации — АН 64D Apache Longbow. Основой всего вооружения АН 64 является TADS – система целеуказания и обнаружения. Она состоит из нескольких элементов.

  • Система ночного видения с многократным увеличением;
  • Оптическая система;
  • Телевизионная система, которая работает в дневное время;
  • Кроме этого, на вертолетах «Апач» впервые применена нашлемная система целеуказания, которая позволяет стрелять, совершив движение головой. Электронные системы управлением позволяют пилоту максимально удобно пилотировать вертолет и вести бой. Особенно хорошо продуманно управление «Апачем» для полетов на сверхмалых высотах, с огибанием элементов ландшафта. Это существенно повышает шанс выжить для машины и ее экипажа.

У «Апача» четыре точки подвески на крыльях и на них могут быть размещены неуправляемые или управляемые ракеты. На каждую подвеску можно прикрепить до 700 кг. На вертолет можно установить 16 управляемых ракет «Хелфайр». Между стойками шасси установлена пушка Хьюз Н230А-1 «Chaingun», имеющая калибр 30 мм.

Ниже приведены технические характеристики всех модификаций боевого вертолета АН-64 Аpache.

Технические характеристики ТТХ вертолета AH-64 «Апач»

Модель AH-64A AH-64С AH-64D Longbow
Технические характеристики
Экипаж 2
Длина, м 17,76
Диаметр несущего винта, м 14,63
Диаметр рулевого винта, м 2,79
Масса нормальная взлётная, кг 6 650 6 552 7 530
Масса максимальная взлётная, кг 8 000 9 525 10 432
Двигатель Т700-GE-701 Т700-GE-701C
Мощность, л.с. 2 × 1 695 (1 270) 2 × 1 890 (1 409)
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость, км/ч 365
Максимальная скорость, км/ч 300 293 265
Практическая дальность, км 690 482 407
Практический потолок, м 6 100 6 400 5 915
Максимальная скороподъемность, м /с 12,27
Вертикальная скороподъёмность, м/с 12,7 7,5
Максимальная эксплуатационная перегрузка +3,5/−1,0 g +3,5/−0,5 g
Вооружение
Автоматическая пушка 30 мм (625 выстр./мин)
Боекомплект до 1 200 патр.
Управляемые ракеты 4 × 4
НАР 4 × 19 × 70 мм Нydra

Модификации AH-64 «Апач»

Существует несколько модификаций этого вертолета.

  1. AH-64A Apache – это самая первая серийная модификация, можно сказать, базовая модель машины.
  2. АН-64С - это модернизированный базовый вертолет. Модернизация началась в 1992 году, в 1993 эта программа была закрыта. На нем нет РЛС Лонгбоу.
  3. AH-64D «Аpache longbow» - наиболее совершенная модификация вертолета. Ее легко распознать визуально: над плоскостью вращения несущего винта установлена грибообразная антенна РЛС Лонгбоу миллиметрового диапазона. Также вертолет оборудован более мощным двигателем T700-GE-701 С. На геликоптере установлены ракеты «Хеллфайр» («выстрелил и забыл»).
  4. AH-64 Sea Going Apache – модификация вертолета для ВМФ и морской пехоты, с противокорабельными ракетами.
  5. WAH-64D – модификация для армии Великобритании, выпускался по лицензии. На нем установлены двигатели производства компании «Rolls Royce».

Боевой вертолет «Апач» принимал участие во многих конфликтах и всегда показывал себя с наилучшей стороны. Эта машина по праву считается одним из наиболее совершенных боевых вертолетов второго поколения. Его дебют состоялся в 1989 году, в Панаме. Потом была война в Ираке , Югославия, второе вторжение в Ирак и Афганистан.

В настоящее время этот вертолет стоит на вооружении более чем в пятнадцати странах. Ведутся переговоры о продаже машины еще нескольким заказчикам. Скорее всего, проверенный AH-64D так и останется основным ударным вертолетом армии США в ближайшие десять лет.

Видео о вертолете Апач

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

AH-64 Apache является первым армейским боевым вертолетом, разработанным с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток, в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возвращения в строй. Вертолет "Апач" проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа "вести бой и выжить"). Тактико-технические требования армии для вертолета AH-64A "Апач" с вооружением из 8 ПТУР "Нелфайр" и 320 30-мм снарядов включали вертикальную скороподъемность 2,3 м/с на высоте 1220 м при температуре 35°С, крейсерскую скорость 269 км/ч на высоте 1220 м и продолжительность полета при выполнении типового задания 1 ч 50 мин.

Требованиями предусматривался расчетный срок службы вертолета 4500 часов, возможность эксплуатации в условиях песчаного грунта в течение 450 ч, безопасность полета в условиях дождя и умеренного обледенения, выживаемость экипажа при вертикальной посадке со скоростью 12,8 м/с. Требованиями предусматривалась возможность выполнения задания при попадании одиночной пули калибром 12,7 мм и обеспечение максимальной живучести при попадании одиночного снаряда калибром 23 мм. В соответствии с типовым заданием предусматривалась возможность полета в зону ведения боя по приборам и проведение атаки при видимости 800 м и высоте облачности около 60 м. Прототип вертолета совершил первый полет 30 сентября 1975 года; первые три предсерийных образца были переданы армии США для проведения испытаний в июне 1979 года, в Декабре 1994 года был изготовлен последний из 811 заказанных вертолетов этого типа.

Конструкция.

Конструктивно вертолет АН-64А выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, среднерасположенным крылом небольшого размаха и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Вертолет имеет изготовленный из алюминиевых сплавов фюзеляж; самолетного типа с относительно малым поперечным сечением, что обеспечивает снижение эффективной площади рассеивания. Двухместная кабина экипажа находится в передней части. Кресла в ней установлены по схеме "тандем", на переднем размещается стрелок-оператор, а на заднем, приподнятом на 0,48 м для улучшения обзора, - летчик.

Броня, защищающая кабину снизу и с боков, а также броневая перегородка между креслами изготовлены из композиционного материала кевлар. В кабине стрелка-оператора, кроме панели выбора и управления им, имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки. Наряду с двухдвигательной силовой установкой и дублированной системой управления вертолетом это существенно повышает живучесть вертолета в бою. Вертолет имеет снабженное автоматическими закрылками среднерасположенное крыло с размахом 5,23 м. Под крылом есть четыре узла подвески вооружения, при этом пилоны с подвешенными на них ракетами могут поворачиваться на угол 5° вверх и до 28° вниз.

Оборудование.

Вертолет оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием - в общей сложности около 220 единиц. В состав прицельно-навигационного оборудования входят электронно-оптическая система TADS/PNVS, комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, доплеровская РЛС, инерциальная навигационная система AN/ASN-143 и радиовысотомер. Связное оборудование включает четыре радиостанции и аппаратуру засекречивания. Для обеспечения точности поражения цели с вертолета AH-64A "Апач" различными видами вооружения, в первую очередь ПТУР "Хелфайр", на вертолете используется комплексная прицельно-навигационная система TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" для опознавания цели и ночного видения.

Система TADS объединяет пять подсистем, которые позволяют в любое время суток и в сложных погодных условиях за считанные секунды обнаруживать и опознавать цели, с высокой точностью определять их дальность и координаты. Система TADS включает в себя следующие подсистемы: лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D); ИК-система ночного видения в передней полусфере (FLIR); оптическая система прямого видения (DVO); телевизионная система отображения в дневное время (DT); лазерный блок слежения. Все это оборудование размещается в бочкообразном обтекателе в носовой части вертолета. Подсистемы передают сигналы для отображения на лобовом стекле летчика и оператора.

Система ночного видения PNVS включает ИК-системы ночного видения в передней полусфере, датчик которой, выведенный в носовую часть фюзеляжа над системой TADS, связан посредством оптоэлектронной следящей системы с движениями головы летчика или оператора. Таким образом нашлемная следящая система ориентируется в соответсвии с направлением головы летчика или оператора. Данные от системы PNVS (используемые в первую очередь для пилотирования и обнаружения целей) и от системы TADS отображаются на монокуляре комплексной системы индикации и прицеливания IHADSS.

Система IHADSS позволяет экипажу анализировать информацию в процессе наблюдения за целью, наводить системы оружия видя перед собой цель, согласовывать данные линии визирования между летчиком и оператором, наводить системы TADS/PNVS на целеуказание. Подсистема FLIR, входящая в TADS, при необходимости может быть использована в системе PNVS как резервная. Летчик или оператор с помощью рукоятки на ручке управления (слева от сидения) имеет возможность ориентировать подсистему TADS FLIR в диапазоне +120° по азимуту и от +30° до -60° по углу возвышения. Углы отклонения системы PNVS: +90° по азимуту и от +20° до -45° по углу возвышения.

Силовая установка.

В конструкции четырехлопастного несущего винта и четырехлопастного рулевого винта использованы лопасти фирмы "Тул Рисерч энд Энжиниринг". Лопасть несущего винта пятилонжеронной конструкции, имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Лонжероны выполнены из нержавеющей стали и усилены трубчатыми силовыми прокладками из стеклопластика. Обшивка лопасти слоистой конструкции из нержавеющей стали, хвостовая часть выполнена из композиционных материалов. Конструкция лопасти отличается повышенной прочностью: срок службы более 4500 часов. Лопасти могут складываться или демонтироваться при транспотировке вертолетов "Апач" самолетами Локхид C-141 (вмещает 2 вертолета) и C-5A (вмещает 6 вертолетов).

Система крепления лопасти отражает опыт фирмы "Хьюз", накопленный при разработке легкого вертолета OH-6A, где использованы система упругих пластин-торсионов с эластомерными демпферами в плоскости вращения и разнесенными горизонтальными шарнирами. Лопасти несущего винта имеют профиль HH-02. Рулевой винт установлен с левой стороны стреловидного киля. Он состоит из двух двухлопастных винтов, установленных по Х-образной схеме, при которой лопасти расположены под углами 55 и 125° друг к другу, что обеспечивает оптимальное снижние уровня шума. В лопастях рулевого винта использован профиль NACA 64A006. Двигатели вертолета размещены в гондолах по бокам фюзеляжа. Такой значительный разнос двигателей является мерой предотвращения выхода из строя обоих двигателей при одиночном выстреле по вертолету.

Опытные вертолеты были оснащены ТВД "Дженерал Электрик" YT700 или T700-GE-700 (номинальная мощность двигатля 1560 л.с.). Фирма "Дженерал Электрик" подготовила более мощный вариант под обозначением T700-GE-401 (обозначение для армии T700-GE-701) в соответствии с требованиями флота США к противолодочному вертолету Сикорский SH-60B "Си Хоук". В 1983 году фирма "Дженерал Электрик" поставила армии первые серийные ТВД T700-GE-701 для установки на вертолеты "Апач". Новые вертолеты AH-64D оснащены модифицированными двигателями T700-GE-701C повышенной мощности. Двигатели имеют модульную конструкцию и снабжены встроенными центробежными воздухоочистителями (пылезащитными устройствами), которые обеспечивают удаление до 95% пыли и песка, засасываемых в воздухозаборник.

Выхлопные устройства двигателей оборудованы системой "Black Hole", снижающей тепловое излучение. Общая емкость двух протектированных топливных баков составляет около 1 420 литров. Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы, редукторы рулевого винта и двигателей, соединительные валы. Мощность двигателей, имеющих встроенные редукторы, передается на главный редуктор и через вал привода рулевого винта на рулевой винт. Промежуточный редуктор и редуктор привода рулевого винта работают на консистентной смазке, чтобы уменьшить опасность выхода из строя от действия пуль и осколков. При израсходовании или вытекании смазочного масла главный редуктор в течение 1 часа может работать без смазки. Поставки элементов трансмиссии осуществляют фирмы "Литтон" и "Эркрафт Гир".

Вооружение.

Для вертолета АН-64А американские фирмы "Мартин Мариэтта" и "Весмингауз" разработали авиационную всепогодную систему оружия AAWWS "Лонгбоу", которая должна войти в качестве одного из основных элементов в программу поэтапного усовершенствования этого вертолета. Главными составными частями этой системы являются вращающаяся антенна миллиметрового диапазона, размещаемая над втулкой несущего винта вертолета, ПТУР "Хеллфайр" с новой радиолокационной головкой самонаведения (вместо лазерной) и соответствующее электронное оборудование, установленное в фюзеляже и кабине вертолета. Ракета "Хеллфайр" имеет длину 1,76 м, диаметр 0,18 м, размах крыла 0,33 м, стартовый вес 43 кг. Она оснащена кумулятивной боевой частью (9 кг), которая способна пробивать лобовую броню современных танков. Система AAWWS обеспечивает возможность ведения борьбы с танками в сложных метеорологических условиях, так как РЛС миллиметрового диапазона в отличие от оптических средств наведения оружия, в том числе лазерной, способна успешно функционировать в условиях тумана и дождя. Встроенное вооружение вертолетов АН-64А "Апач" состоит из одноствольной 30-мм пушки М230, смонтированной в турельной установке в нижней части фюзеляжа под креслом стрелка-оператора.

Темп стрельбы этой пушки 625 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3 000 м. Для борьбы с танками вертолет вооружен ПТУР "Хеллфайр" с полуактивной лазерной головкой самонаведения. На четырех подкрыловых узлах подвески могут размещаться до 16 таких ракет. При необходимости на каждом из узлов подвески вместо ПТУР может размещаться также по одной пусковой установке, в каждой из которых находится 19 неуправляемых авиационных ракет калибром 70 мм.

Разработаны следующие модификации вертолета:

YAH-64A - протип вертолета простоенный году фирмой "Хьюз". Наряду с YAH-63 фирмы "Белл" участвовал в конкурсе армии США по программе Advanced Attack Helicopter. Были построены (1975 год): YAH-64A GTV (обозначение AV-01) - машина для наземных испытаний, и два вертолета (AV-02 и AV-03) для участия в конкурсных полетах. После заключения контракта они неоднократно модифицировались. В 1979 году были постоены еще два летных образца AV-04 (впоследствии разбился) и AV-05 для армейских испытаний.

AH-64A - серийный вертолет созданный на "эталоне" YAH-64A AV-05. Выпускался с 1983 по 1994 год. Самый первый серийный AH-64A имел обозначение PV-01. Кроме армии США, вертолеты этой модификации поставлялись вооруженным силам Израиля, Нидерландов, Саудовской Аравии, Египта, Греции и Объединенных Арабских Эмиратов. К 2010 году планируется заменить все вертолеты этого типа, стоящие на вооружении армии США, на AH-64D (без радара Longbow).

GAH-64A - вариант AH-64A приспособленный для обучения и тренировочных полетов. Построено 17 вертолетов.

JAH-64A - вариант AH-64A для специальных летных исследований. Вертолет дополнительно оборудован системами записи параметров полета и работы систем, а также системой передачи этих данных наземному персоналу. Построено 7 вертолетов.

AH-64B (Apache Bravo) - модификация отличающаяся увеличенным крылом, новыми средствами связи и навигации (включая GPS) и повышенной защитой от оружия массового поражения. Взлетный вес увеличился на 122 кг, по сравнению с AH-64A. Согласно программе планировалось доработать 254 вертолета AH-64A. Программа так и была не реализована (прекращена в 1990 году).

AH-64G (Advanced Apache) - модификация AH-64B для стран НАТО (еще одно из возможных обозначений AH-64B/G). Планировалась оснащение новыми двигателями и ЭДСУ, установка БРЭО по желанию заказчика. Имелась возможножность применения AAWWS Longbow. От программы отказались в 1990 году из-за отсутствия заказов.

AH-64 Sea Going Apache - морская модификация вертолета с вооружением из противокорабельных ракет Гарпун (Harpoon) и Пингвин (Penquin). Программа закрыта на этапе разработки.

АН-64С - модификация AH-64A с учетом накопленного опыта эксплуатации. Имела новое улучшенное БРЭО. Очень близка к AH-64D (исключая установку новых двигателей и радара Longbow). В 1993 году программа преобразована в модификацию вертолетов до AH-64D и обозначение AH-64C более не применялось.

AH-64D Longbow - новая модификация вертолета на базе AH-64C с надвтулочной РЛС Longbow и более мощными двигателями (-701C). Все AH-64A армии США планируется доработать до AH-64D (без радара Longbow).

WAH-64D - вариант AH-64D для армии Великобритании (лицензионное производство фирмой "Westland"). Отличается от AH-64D двигателями фирмы "Rolls Royce". Построено 67 вертолетов.




И очень удивился. Оказывается, "военное обозрение" размещает материалы уровня "Звезда", без какой-либо премодерации специалистом. Если очень коротко, автор объясняет проигрыш Ми-28НЭ американскому АН-64D «Апач Лонгбоу» в индийском тендере. Самая главная причина, описанию которой посвящено 80% статьи - проигрыш российских ракет "Атака" американским "Хелфайр". Плюс автор еще и грозится с 2016 года суперсовременными ПТУР JАGM четвертого поколения, которые к контракту вообще не имеют никакого отношения.
Автор почему-то "забыл", что тендер вообще-то стартовал в 2008 году!!!

Оценивать проигрыш вертолета "плохими" ракетами глупо. Тем более когда преимущество - это "выстрелил и забыл" у "Хелфайр" вместо сопровождения ракеты оператором, как у "Атаки". Не буду уличать автора в конкретной лжи при приведении характеристик ракет и их модификаций - не в этом суть. Главная ложь в том, что Индия спокойно могла закупить Ми-28НЭ и оснастить их купленными у янки "Хелфайрами".


Причина проигрыша иная. "Апач" применяется много лет, у него богатая история боевого применения. А Ми-28Н мало того, что только что был принят на вооружение, он упал во время учений из-за "захлебнувшихся" двигателей (вертолет цел, экипаж тоже). Индийцы просто не собиралсь после покупки возиться с доводкой вертолета, который сегодня по всем параметрам превосходит «Апач Лонгбоу». Но это сегодня, а не на момент покупки первых американских вертолетов. Дорога ложка к обеду. Повторю - это в двух словах.

Теперь о ракетах. Автор много и справедливо пишет о том, что ракеты с принципом "выстрелил и забыл" хороши для борьбы с партизанами. Именно потому, что позволяют снизить время пребывания носителя в зоне поражения при прицеливании и пуске. Это важное, но единственное преимущество. Все остальное - недостатки. Вся техника, снабженная системами типа "Штора" и ей подобными, от этих ракет отмахнется в том же автоматическом режиме, что и у ГСН ракеты. Мало того, в условиях задымления и с использованием различных помех, автоматическое наведение еще больше страдает. Как результат - "Атака" становится более эффективной.

В статье упоминается плохая тяжелая пушка с малым боекомплектом у Ми-28. Яркий пример предвзятости. Американская пушка М230 массой 54 килограмма обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту при эффективной дальности стрельбы 3 километра. Создана именно для вертолета и отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается старая и проверенная модифицированная танковая пушка 2А42. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Тем не менее ее точность выше, чем у М230. При этом 2А42 - самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы - 4 километра, скорострельность - до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-миллиметровую броню с 1,5-километровой дистанции.

Мало того, 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается в отличие М230. 2А42 способна полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь боекомплект. Плюс стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный.

Я остановился на сравнениях орудий, потому что это проще - большой выбор модификаций ракет и их применение с вертолета можно обсуждать бесконечно. Главное преиущество "выпустил и забыл" - массовый пуск и минимальное время нахождение вертолета в зоне вероятного поражения. Но Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6-7 километров, и они, в отличие от российских ракет, дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели на 4 километра, ракеты тратят 15 секунд, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше времени. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 километров.

Это если описывать вооружение. Возвращаясь же к проигранному тендеру стоит напомнить, что всегда и всюду выигрывают в равных условиях образцы, имеющие историю боевого применения и обкатанные. Что касается индийского контракта, то есть еще одна тонкость - в законодательстве Индии предусмотрена диверсификация аоенных закупок. Чем и пользуются западные конкуренты, предлагая зачастую более дорогие машины, ракеты, ....

Автор опуса вскользь описывает бронирование Ми-28НЭ уничижительно: "бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм".

Вот эта фраза сразу показывает, что статья писалась не малограмотным человеком, а специалистом, которому сознательно заказали разгромный материал. Мой тезка действительно много пишет о военной технике и случайно подобное не напишет. Кто именно гадать бесполезно. Может и стратеги в Москве, считающие, что о россиской технике надо писать плохо до тех пор, пока обратное не стало очевидным в той же Сирии.

На самом деле описана была лишь бронекапсула экипажа. Но - частично. На самом деле, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Но это лишь малая часть бронезащиты.

В целом же "Ночной охотник" защищен высокостойкой броней, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм в лобовые стекла и пуль калибром 7,62 мм в боковые стекла и стекла дверей, броня корпуса выдерживает попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов [*] .

Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.

Расстрел Ми-28 от 7,62 до 20-мм пушки в упор. Причем старого Ми-28:

Согласитесь, это немного иная живучесть.

В целом же можно найти массу различных плюсов и минусов. Индийцы нашли целых 20 причин, по которым отдали предпочтение "Длинному луку".

Ниже видео того, как падает "Ночной охотник" и что происходит с экипажем. Так, для примера живучести капсулы. Система спасения и многое другое описано в видео выше:

Новое на сайте

>

Самое популярное