Домой Хозяйке Творительный падеж ед ч. Творительный падеж, его вопросы и формы. Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Творительный падеж ед ч. Творительный падеж, его вопросы и формы. Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

В русском языке шесть падежей, каждый из них имеет свое значение. Чтобы определить падеж, например, существительных, надо задать соответствующий вопрос. Один из падежей, пятый в этом ряду, называется творительным.

Уже название этого падежа говорит о его значении: предмет, средство или орудие, которым творят, что-то делают - например, рубить топором, рисовать кистью, залило дождем. Вопросы, на которые отвечают слова в данном падеже: "Кем? Чем?" В некотором случае можно задать обстоятельственные вопросы. Еще один отличительный от других признак имеет творительный падеж - окончания: -ой (-ей), -ом (-ем,) -ю (ед.ч.), -ами, -ями (мн.ч) у существительных, -ым (-им), -ой (-ей) (ед.ч.), -ыми (-ими) (мн.ч.) у прилагательных и порядковых числительных.

Творительный падеж имеет разные значения, например:

- указывает на время, в которое совершается действие или проявляется состояние: загорать днем, собрать урожай осенью;

Указывает на инструмент или средство, орудие, которым совершается действие: есть ложкой, копать лопатой;

Имеет значение способа и образа действия; показывает качественную, определяющую характеристику действия: бежать галопом, петь басом, стоять спиной, идти мелкими шагами;

- творительный падеж может иметь значение сравнения совершения действия с качеством предмета или образа: лить стеной, лететь молнией;

Указание на место, где совершается действие: плыть морем, идти лесом;

Творительный падеж может иметь значение, указывающее на признак предмета: бровки домиком, губки бантиком;

Значение частичной, ограниченной области какого-либо признака: доволен результатом, известен достижениями;

Указание признака, функции, должности: выбрали депутатом, признали средством;

Предикативный признак для пояснения именной части составного сказуемого: устроился грузчиком, стал программистом;

Значение, указывающее на отношение предмета к действию: убедить делом, удивить поступком;

Значение образа действия и его способа: петь басом, идти мелкими шагами;

Указание на жизни: ребенком она много плакала;

Творительный падеж имеет значение, указывающее на того, кто производит действие: работа защищена аспирантом, камнем разбили окно;

Значение творительного падежа
значение вопрос пример
время совершения действия когда?

спать ночью

сеять весной

средство, орудие чем? убирать граблями, резать ножом
способ и образ действия чем? как? скакать галопом, петь баритоном, стоять спиной
сравнение с качеством чем? как? вертеться юлой, реветь белугой, выть волком
место совершения действия чем? бежать полем, пробираться тропинками
указание на признак предмета чем?

хвост крючком

ограничение признака чем? знаменит подвигом
признак функции, должности кем? чем? назначили заместителем
предикативный признак кем? устроился дворником
отношение предмета к действию чем? как? расстроить оценкой, радовать подарком
действие и способ его совершения как? чем? плавать брассом
возрастной период жизни кем? чем? дорожить юностью
значение количества чем? умножать десятками

Числительные тоже изменяются по падежам, но склонение их зависит от того, к какой группе этой части речи они относятся: количественным, порядковым или дробным.

Творительный падеж числительных имеет разные варианты, в зависимости от их формы: четырьмя, пятью, но пятьюстами и пятистами. Есть два варианта склонения у количественных изменяются все слова, составляющие его, а у порядковых - только последнее: шестьюстами пятьюдесятью двумя или шестьсот пятьдесят вторым.

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

Словарь лингвистических терминов

Творительный падеж

Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

Творительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной, возвратиться глубокой ночью, заниматься вечерами. Однажды, весенним вечером, Владимир Семеныч сидел за столом и писал фельетон (Чехов).

Творительный инструментальный (орудийный) указывает на орудие, посредством которого совершается действие. Писать карандашом, рубить топором, пахать трактором, резать ножницами. Назаров помолчал, черкнул карандашом в записной книжке и кивнул председателю... (3акруткин).

Творительный количества (совокупности) характеризует способ совершения действия с количественной стороны. Продавать десятками, покупать дюжинами, брать сотнями, лететь стаями, пойти всей компанией. А уснащивал он речь множеством разных частиц... которые сыпал он мешками (Гоголь).

Творительный образа и способа действия дает определительно-качественную характеристику совершения действия. Говорить басом, повернуться спиной, идти быстрыми шагами, дышать полной грудью, стоять лагерем, писать каракулями. Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом (Тургенев).

Творительный объекта указывает на предмет в различных отношениях к действию. Снабдить деньгами, наделить землей, наградить орденом. Поражать красотой, убедить словом, удивить талантом. Набить соломой, наполнить водой, нагрузить кирпичом, пропитать влагой, накормить рыбой. Вели мне кубок золотой вином наполнить светлым (Тютчев). Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба искусством (Тургенев).

Творительный ограничения указывает на частичную область проявления данного признака. Сильный духом, известный своими трудами, гордый достижениями, довольный успехами, счастливый победой, бледный лицом. Эта речь, скупая чувствами, обильная словами, должно быть, не достигала до Павла и его товарищей (Горький).

Творительный определительный указывает на признак предмета. Борода клинышком, усы колечком, сапоги бутылками, шляпа котелком, галстук бантиком, хвост трубой. И долго еще над двором и проулком висел разноголосый, в з р ы в а ми, смех (Шолохов).

Творительный полупредикативный указывает на возрастной период жизни или время пребывания в том или ином состоянии. Ребенком он долго болел. Они встретились уже студентами. Еще мальчуганом он начал браться, и очень ловко, за все хозяйские дела (Бубеннов).

Творительный предикативный служит для выражения именной части составного сказуемого при различного вида связках. Стал инженером, работает продавцом. Воспоминание о Наташе было поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Толстой). У меня мать здесь учительницей (Федин) (без связки).

Творительный признака (творительный функциональный) указывает на признак (состояние, свойство, положение, должность), создаваемый не самим лицом (предметом), а вызываемый или приписываемый кем-то другим. Его назначили управдомом, его избрали секретарем, мак считают снотворным средством (ср. мак считается снотворным средством - с творительным предикативным). Я решил назначить вас начальником нового отдела (Ажаев).

Творительный производителя действия (действующего лица) указывает на субъект действия в страдательном обороте или в безличной конструкции. Ошибка допущена учеником. Молнией зажгло дерево. Даль над серыми полями с утра затянута дождем (Симонов). Творительный пути указывает на место, в котором осуществляется движение. Ехать полем, идти берегом, пробираться густым лесом. Идут они той же дорого и, какой весь народ наш идет (Некрасов).

Творительный содержания уточняет значение глагола указанием на объект или область распространения действия. Заниматься спортом, интересоваться искусством, руководить занятиями. Поезжайте сию же минуту, а наслаждаться семейным с ч a cm ь е м успеете после (Ч е х о в). Творительный сравнения указывает на степень или характер совершения действия. Лететь стрелой, мчаться вихрем, извиваться змеей, снез лежит ковром, слезы текут ручьем. В груди её п т и-ц е ю пела радость (Горький).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Творительный падеж

(грамм.; латинское название - instrumentalis) - сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках - в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до сих пор еще не объяснено. В единственном числе было, по-видимому, три способа образования Т. падежа: 1) при помощи суффикса -а . Сюда относятся некоторые греческие наречия (и предлоги), напр. άμα "вместе", πάρα "рядом", πεδά (= μετά) "вслед за" и др.; санскр. формы деепричастия на -уа (как â - -gamyа, "придя") тоже объясняются как Т. падеж основ на -i (nomina actionis), что вполне соответствует и значению этих форм ("придя" = "с приходом"); 2) при помощи суф. -bhi. Сюда относится греческий и гомеровский суф. - φι (v ), который может иметь и значение Т. падежа множественного числа (а также значение местного и аблатива обоих чисел); например αμ ήοι φαιυομέυηφί, "с появлением зари" (соб. "с появляющейся зарею"); 3) при помощи суф. -mi , который сохранился в балтийско-славянской группе языков; например литовское naktim ì "ночью", церк.-слав. , литовское sun umì "сыном", церк.-слав. и т. п. Во множественном числе Т. падеж в различных языках имеет еще более разнообразные окончания, которые могут быть сведены в главных чертах к суффиксам -bhis -mis. Например, санскр. áçva-bhis "кобылами", avi-bhis "овцами"; греч. формы на - φι , как va ϋ - φι "кораблями"; литовск. rañko-mis "руками", церк.-слав. . Основы на -о - имели окончание - ō is ; напр., санскр. vrk-ais , греч. λύχ -o ις, лат. lup-is , литовск. vilk-ais "волками". Неясны церк.-слав. формы на, как. В двойственном числе формы Т. падежа совпали с формами дательного и аблатива. Окончания и здесь разнообразны: санскр. -bhy ā m : vrka-bhy ā m "обоими волками"; литовск. : vilka-m ; церк.-слав. . Особняком стоит греческое окончание -ουν - οιν и в основах на -α - α iv (со значением также родительного и местного падежей двойственного числа): ποδοϊιν, ποδοϊν "обеими ногами", κόρ a ι v "обеими девицами". При всем своем разнообразии суффиксы Т. падежа выказывают некоторые признаки родства. Так, суффиксы множественного числа -bhis -mis отличаются от суффиксов единственного числа - bhi- , -mi только конечным звуком -s, обозначающим, как полагают, множественное число. Допускавшееся прежде родство суфф. со звуками -bh и -т- в настоящее время должно быть отвергнуто, так как звуки bh и т нигде, кроме этих суффиксов, не чередуются. Теперь признается более вероятным самостоятельное существование двух основных суффиксов -bhoi -bhei -bhi (напр., церк.-слав. дательный падеж, лат. ti-bei) и -то -те (напр., церк.-слав. дат. падеж множественного числа). Из -bhi и -то возникли новые разновидности -mi и -bho (последнее в лат. дат., Т. и аблативе множественного числа -bu-s : ovi-bus "овцами"). Это объяснение дает возможность объяснить и суфф. (см. выше), встречающийся в греческом и санскритском языках, производя его из *-m (гласного -m ), которое как в санскрите, так и в греческом языке дало звук (ср. винительный падеж единственного числа * греч. -v и -а ). Синтаксическая функция Т. падежа в латинском языке перешла на ablativus, который по форме является также отчасти Т. падежом, отчасти местным. В греческом так называемый дательный падеж заменил первоначальный Т. Основное синтаксическое значение Т. падежа - социативное (совместность): в Т. падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым подлежащее выполняет какое-либо действие. Отсюда естественен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие (casus instrumentalis в собственном смысле). Все отдельные значения Т. падежа легко сводятся к указанному первоначальному: такие разновидности значения, как Т. образа действия, места, времени, обусловливаются не особенным оттенком грамматического значения падежа, а особенностями реального значения слов, стоящих в Т. падеже; так, если слово обозначает некоторый промежуток времени, то мы получаем так называемый Т. времени. То же можно сказать и о других разновидностях Т. падежа, включая и значение орудия: для последнего значения необходимо, чтобы имя, стоящее в Т. падеже, было именем предмета, а не лица. Социативное значение Т. падежа сохранилось довольно ясно в индоевропейских языках; напр. в санскрите: devo devébhir â gamat - "пусть бог придет вместе с богами" ; в греческом μεμαότες έγχειησι - "стремясь вперед с копьями" ; в латинском: Caesar omnibus copiis Ilerdam proficiscitur - "Ц. со всеми войсками отправляется в Илерду". Если в Т. падеже стоит имя предмета, которым выполняется действие, то получается Т. орудия: напр. "рубит топором", "писать пером" и т. д. Если в Т. падеже стоит имя сопровождающих действие обстоятельств, то он получает значение обстоятельства образа действия (modi); напр. латинское capillo passo - "с распущенными волосами" (так называемый ablativus absolutus по большей части есть Т. падеж). Отсюда понятен переход к Т. качества (qualitatis); напр. церк.-слав.

Т. места обозначает распространение по некоторой части пространства; напр. "идти дорогой", "ехать морем, лесом" и т. п. Подобное же значение имеет Т. времени: "ночью", "днем" и т. д. Bсе глаголы, наречия и предлоги, обозначающие совместность, обыкновенно соединяются с Т. падежом; напр., греческое μαχоμаi τινι "сражаюсь с кем"; предлог σύν "с", наречия άμα, ομου "вместе", латинское cum "с", славян. - все ставятся с Т. падежом. В балтийско-славянской группе языков Т. падеж часто употребляется как падеж именного сказуемого; напр. "быть рыбаком", "быть богатым". Эта разновидность Т. падежа развилась из Т. образа действия. Процесс перехода значений может быть иллюстрирован следующими примерами: "у дороги белым камнем осталась Марья царевна", "Игорь соколом полете". Подобный Т. падеж легко мог употребляться при глаголах, обозначающих "становиться, быть, называться", и таким образом превратиться в Т. именного сказуемого.

Литература. Brugmann, "Grundriss d. vergl. Gramm." (II); Hirt, "Indogerm. Forschungen" (I); W. Streitberg, "Ind. Forsch." (III); Hirt, "Ueber die mit -m- und -bh-gebildeten Kasussuffixe. Ind. Forsch." (V); B. Delbrück, "Ablativ Localis lustrument alis, em Beitrag zur vergleichenden Syntax" (Б., 1867); H ü bschmann, "Zur Casuslehre" (Мюнхен, 1875); В. Delbr ü ck, "Vergl. Synt." (I); А. Потебня, "Из записок по русской грамматике" (Харьков, 1874).

Д. Кудрявский.

Словари русского языка

    В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

    На какие же вопросы отвечают падежи? . Покажем это на примере склонения слова друг.

    1. Именительный падеж (кто? что?) - друг
    2. Родительный падеж (нет кого? чего?) - друга
    3. Дательный падеж (подошел к кому? чему?) - к другу
    4. Винительный падеж (вижу кого? что?) - друга
    5. Творительный падеж (доволен кем? чем?) - другом
    6. Предложный падеж (говорили о ком? о чем?) - о друге
  • Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке в общей сложности существуют шесть падежей, каждый из которых отвечает на определнные вопросы. В частности, именительный падеж отвечает на вопросы Кто? и Что?, родительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Чего?, дательный падеж отвечает на вопросы Кому? и Чему?, винительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Что?, творительный падеж отвечает на вопросы Кем? и Чем, а также предложный падеж отвечает на вопросы О ком? и О чм?.

    Вспомним 6 падежей русского языка: именительный п-ж, родительный п-ж, дательный п-ж, винительный п-ж, творительный п-ж, предложный п-ж.

    Каждый из перечисленных падежей отвечает на определенные вопросы. Просклоняем для примера существительные одушевленные и неодушевленные ребенок и стол.

    1. Именительный : кто ? ребенок что ? стол
    2. Родительный : кого ? ребенка чего ? стола
    3. Дательный : кому ? ребенку чему ? столу
    4. Винительный : кого ? ребенка что ? стол
    5. Творительный : кем ? ребенком чем ? столом
    6. Предложный : о ком ? о ребенке о чем ? о столе
  • В русском языке существует 6 падежей, каждый из которых отвечает на вопросы:

    1- Именительный падеж (существует кто?/что? )

    2- Родительный падеж(нет кого?/чего? )

    3- Дательный падеж (дать кому?/чему? )

    4- Винительный падеж (вижу кого?/что? )

    5- Творительный падеж (творю кем?/чем? )

    6- Предложный падеж (думаю о ком?/ о чем? )

    В русском языке падежи отвечают на такие вопросы:

    • именительный падеж - кто? что?
    • родительный падеж - кого? чего?
    • дательный падеж - кому? чему?
    • винительный падеж - кого? что?
    • творительный падеж - кем? чем?
    • предложный падеж - о ком? о чем?
  • В русском языке 6 падежей, каждый из которых отвечает на определенный вопрос:

    • Именительный - кто? что?
    • Родительный - кого? чего?
    • Дательный - кому? чему?
    • Винительный - кого? что?
    • Творительный - кем? чем?
    • Предложный - о ком? о чем?
  • Помните, когда мы в детстве запоминая цвета радуги учили поговорку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Аналогичным образом, для быстрого усвоения названий падежей в русском языке, достаточно вызубрить одну слегка смешную присказку: Иван родил девчонку, велел тащить пелнки .

    Так как первые буквы шести падежей мы уже запомнили, осталось выучить вопросы и разобраться с окончанием. В этом нам помогут удивительные вспомогательные слова.

    Итак, поехали!

    Именительный (есть у каждого из нас кто? что?) - мама;

    Родительный (у кого мы ищем совет в трудную минуту? чего?) - у мамы;

    Дательный (дать ЛЮБОВЬ кому? чему?) - маме;

    Винительный (винить (виним) особенно в детстве, за свои же ошибки кого? чего?) - маму;

    Творительный (я сотворен кем? чем?) - мамой;

    Предложный (думаю часто о ком? о чм?) - о маме.

    Добрый день, в русском языке можно найти шесть падежей, каждый из которых имеет по два вопроса. Внизу представлена фотография, на которой обозначены все шесть падежей, также показаны вопросы в зависимости от рода конкретного слова.

    Желательно знать название падежей и какие вопросы им задаются, поэтому советую их выучить наизусть.

    Падежей в русском языке всего шесть, их нужно выучить наизусть еще в начальной школе, поскольку без них на уроках русского не обойтись.

    Именительный: кто? что?

    Родительный: кого? чего?

    Дательный: кому? чему?

    Винительный: кого? что?

    Творительный: кем? чем?

    Предложный: о ком? о чем?

    Падежи в русском языке отвечают на падежные и на смысловые вопросы. По этим вопросам легче определить падеж, в форме которого находится в предложении или в словосочетании слово. Ниже привожу списки большинства этих вопросов с примерами.

    Падежные .

    • Именительный. Кто? - Человек. Что? - Морковь.
    • Родительный. Кого? - Оленя. Чего? - Тетради.
    • Дательный. Кому? - Котнку. Чему? - Весне.
    • Винительный. Кого? - Ттю. Что? - Зиму.
    • Творительный. Кем? - Генералом. Чем? - Шваброй.
    • Предложный. О ком? - О солдате. О чм? - О решительности.

    Смысловые .

    • Именительный. (не имеет таких вопросов)
    • Родительный. Где? - Возле речки. Куда? - До озера. Откуда? - Из степи.
    • Дательный. Где? - По лугам. Куда? - К воде.
    • Винительный. Куда? - За дом.
    • Творительный. Где? - За усадьбой.
    • Предложный. Где? - В снегу.
  • В современном русском языке сохранилось только шесть падежей . Рассмотрим их на примере слов красота (неодушевленное существительное) и соловей (одушевленное существительное) с ударными окончаниями:

    именительный падеж кто? соловей_, что? красот-а

    родительный падеж нет кого? соловь-я , чего? красот-ы

    дательный падеж бегу к кому? соловью , к чему? к красот-е

    винительный падеж вижу кого? соловь-я , что? красот-у

    творительный падеж восхищаюсь кем? соловь-м, чем? красот-ой

    предложный падеж думаю о ком? о соловь-е , о чм? о красот-е .

    У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа, а у неодушевленных - формы именительного и винительного падежа множественного числа:

    нет кого?, вижу кого? - соловьев;

    что? столы, вижу что? столы.

    В великом русском языке существует шесть падежей , для определения которых, у каждого существуют свои грамматические вопросы:

    У именительного падежа - вопросы: кто?,что?

    У родительного падежа - вопросы: кого?, чего?

    У дательного падежа - вопросы: кому?, чему?

    У винительного падежа - вопросы: кого?, что?

    У творительного падежа - вопросы: кем?, чем?

    У предложного падежа - вопросы: о ком?, о чем?

    Падежи, в русском языке, призваны заполнить собой, все возможные вариации склонения слов в разном контексте. То есть их ровно столько, сколько нужно для того, что бы каждый человек, мог так строить свою речь, что бы за счет нее можно было полноценно доносить информацию до окружающих.

Которым в ряде языков обозначается орудие, инструмент, которым агенс воздействует на другие объекты или производит определённое действие. Иногда творительный падеж может выражать роль агенса в пассивных конструкциях. Слово в творительном падеже отвечает на вопрос кем/чем?

Примеры

В русском языке

В части морфологии , в русском языке творительному падежу соответствуют следующие окончания слов (различных частей речи, изменяющихся по падежам): -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), - (рожью, пятью), -а (сорокá), -мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Спектр значений, выражаемых творительным падежом в русском, весьма широк; существует несколько основных способов описания семантики русского творительного.

Семантические роли, выражаемые творительным падежом, таковы:

  1. Инструмент: бить молотом по наковальне; резать ножом колбасу ;
  2. Средство: рисовать красками; писать чернилами ;
  3. Пациенс (объект, претерпевающий наибольшие изменения в ходе действия) и объект обладания у глаголов с посессивной семантикой: руководить заводом , дирижировать оркестром , обладать коварным нравом ;
  4. Агенс: дом строится рабочими ;
  5. Эффектор: ветром сорвало крышу , градом побило посевы ;
  6. Причина: болеть гриппом , страдать бессонницей ;
  7. Траектория: идти обходным путём , ехать лесом ;
  8. Стимул: восхищаться красотой , пахнуть морем ;
  9. Время: воскресным утром , зимними вечерами ;
  10. Мера: грузить бочками ;
  11. Аспект: богат ресурсами , отличаться умом ;
  12. Эталон сравнения и ориентация: кричать петухом , губки бантиком , дом фасадом на Мойку ;
  13. Отправная, Промежуточная и Конечная точка: закончиться крахом .

Кроме того, творительный падеж имеет предикативное употребление, в котором он не выражает никакой семантической роли. Так, глагол быть в прошедшем и будущем временах, а также в инфинитиве , принимает дополнение в творительном падеже: быть богатым . Творительный используется также при глаголах: являться («быть»), бывать , стать («превратиться»), делаться , казаться , оказываться , показаться , получиться , остаться , пребывать , представляться , обратиться , притвориться , прикинуться : притворились спящими. К предикативным употреблениям творительного относится и такой характерный случай, как депиктивная конструкция, образуемая путём присоединения группы, возглавляемой атрибутивной словоформой (прилагательным, причастием, реже - существительным) в творительном падеже, к глагольной группе, а не к имени, с которым оно соотносится семантически (как в собственно атрибутивной функции): мать пришла усталой.

Употребления падежа с первообразными предлогами за , над , перед , под , с , между выражают в основном роль Места.

Новое на сайте

>

Самое популярное