Домой Интересное Булгары в италии. Великая болгария. Вот причем тут Казань

Булгары в италии. Великая болгария. Вот причем тут Казань

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
ВЕЛИКА БЪЛГАРИЯ

Великая Болгария. Булгария. Союз различных по происхождению племен, в основном, тюркских и угро-финских, кратковременно (632-ок. 671) существовавший в причерноморских и азовских степях.

Основу объединения составило протоболгарское племя кутригуры, которому с привлечением славян и остатков антов удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество было подорвано очередной неудачной попыткой захвата Константинополя (626).

Хану кутригуров Кубрату (632-665), удалось объединить свою орду с другим болгарским племенем утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюрков), а также с угорским племенем оногуров (возможно хунногуров, хунгуров, откуда Hungary - Угрия, Венгрия). Так возникла Великая Булгария. Среди болгарских племён усилился род Дуло. В 619 вождь болгар Органа принял в Византии христианство. Свой престол Органа оставил сыну своей сестры Кубрату. Кубрат родился ок. 605 и воспитывался при дворе Византийского императора. В 632 Кубрат взошёл на престол. Кубрат женился в 635 на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция.

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве болгарские племена и противостоять опасности. Но после его смерти Великую Болгарию поделили пятеро его сыновей, Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В результате натиска хазар болгарские орды разделились, и Великая Булгария прекратила своё существование. Булгары приняли участие в Великом переселении народов, оказав влияние на формирование народов, сохранившихся до наших дней. Примерно в 665 Кубрат умер. Предположительно его захоронение нашли около села Малая Перещепина Полтавской области Украины. Было извлечено много золотых и серебряных изделий и печать с монограммой (в которой возможно прочтение имени Кубрата), которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

Старший сын Батбай остался на месте, второй сын Котраг со своей ордой перешёл Дон и поселился напротив Батбая. Третий сын Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и там основал Дунайскую Болгарию. Похоронен был Аспарух на территории современного города Запорожье. Четвёртый сын со своей ордой двинулся в Паннонию к аварам, пятый сын ушёл со своей ордой в Италию.

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась на север и, обосновалась (VII - VIII веке) на средней Волге и на Каме, где впоследствии возникла Волжская Булгария. Волжские булгары, являются предками казанских татар и чувашей.

Другая орда, в которую входили в основном утигурские кланы, под началом хана Аспаруха, пошла на запад и ок. 650 остановилась в районе нижнего Дуная. Вторгшиеся примерно в это же время (VI-VII века) из-за Дуная на Балканы славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попадали в сферу влияния болгар. Признав Аспаруха своим сюзереном, они влились в новое государство. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация, сумевшая создать одно из первых славянских государств, Болгарское царство.

Таким образом, древний союз племен под названием булгары принял участие в формировании нескольких народов - славянских, тюркских, угро-финских, а также в некоторой степени романских и германских.

Основателем Великой Болгарии считается хан Кубрат, который в причерноморских степях путем сочетания мирных - дипломатических и военных операций, уклоняясь от серьезных столкновений, предпринял попытку «собрания народа» (его имя с тюркского трактуется именно так: ты должен собрать народ) .

Территория Великой Болгарии

Основной территорией Великой Болгарии стали земли, простиравшиеся от Кубани до Днепра, населенные болгарскими племенами оногуров, частично кутригуров и, по-видимому, древневенгерскими племенами.

Столицей Великой Болгарии стал восстановленный после гуннского разгрома древний античный город Фанагория, располагавшийся на Таманском полуострове.

Хан Кубрат, выросший при дворе византийского императора, получивший прекрасное образование, знавший многие языки народов Причерноморского региона, был приверженцем объединительной политики.

Дипломатия Великой Болгарии

С целью консолидировать тюрок хан Кубрат поддерживал союзнические отношения с Византией, которая, в свою очередь, стремилась использовать болгар как военный и политический противовес аварам. Поэтому поддержка Византии в борьбе болгар с Аварским каганатом за свою независимость была непрочной. Наверное, во многом этим объясняется недолговечность Великой Болгарии. После смерти хана Кубрата в начале 640-х гг. Великая Болгария была поделена между его сыновьями.

К сожалению, великоболгарский этап в отечественной историографии часто описывается лишь как кратковременный эпизод, как незначительное историческое явление. В действительности культура Великой Болгарии была не эпизодом или одним из ярких всполохов переходного от древнего к средневековому историческому времени, а связующим звеном, обеспечившим непрерывность эволюции тюркской цивилизации, фактором сохранения и распространения ее сущностных черт под этнонимом «болгары» () в широких геополитических координатах.

Распад Великой Болгарии

Этот период характерен усилением нового государственного объединения — Хазарского каганата, ядром которого становится близкое болгарам тюркоязычное племя хазар, обитавшее после ухода гуннов и авар в западной части Прикаспия от Нижней Волги до реки Сулак.

Хазары пытались подчинить своему влиянию все болгарские племена. Старший сын Кубрата хан Батбай, возглавивший приазовскую группу болгар потерпел в середине VII в. поражение от хазар, стал их данником и вынужден был переселиться южнее к предгорьям Кавказа. Тюркскими потомками древних болгар считаются современные балкарцы.

Западная Группа болгар во главе с младшим сыном Кубрата ханом Аспарухом ушла на нижний Дунай, где нанесла поражение войскам византийского императора Константина IV Погоната, который заключил с Аспарухом мир и обязался платить болгарам дань.

Так в 681 г. хан Аспарух основал Болгарское государство. Его преемник хан Тервел получил от византийского императора Юстиниана II титул кесаря, а последующие болгарские правители заметно расширили границы царства за счет присоединения к нему бывших аварских земель на левобережье Дуная.

Со временем эта группа болгар была ассимилирована славянским населением, однако сохранила этноним в названии государства - Болгария и оставила заметный след в истории болгарской государственности, значительно повлияв на этногенез болгарского народа.

Создание Волжской Булгарии

Другая значительная по численности группа болгарских племен в течение последующего столетия перемещалась на север и, пройдя степи нижней Волги, на рубеже IX - X вв. создала свое государство - Волжскую Булгарию. Распространенная ранее в литературе версия о том, что это были болгарские племена во главе с сыном Кубрата Котрагом, в последнее время подвергается серьезному сомнению.

По всей вероятности, конгломерат болгарских племен, состоявший из собственно болгар, савир, барсил, беленджер и др., до обоснования в Волго-Камье рассеялся по обширной территории Хазарского каганата.

Там эти племена создали совместно с тюркоязычными хазарами, ираноязычными аланами и другими местными этносами своеобразную земледельческо-кочевую цивилизационную общность, получившую название салтово-маяцкой археологической культуры.

Этой культуре принадлежит несколько сотен разнообразных археологических памятников - остатков кочевий, поселений, замков, городов и могильников, датируемых VIII - IX в. Они расположены на обширной территории от Волги до Дуная, хотя основная часть сконцентрирована по берегам Дона и в Приазовье.

Сложившись в зоне интенсивного цивилизационного взаимодействия многих тюркско-угорских и индоевропейских народов, эта культура представляла собой сочетание кочевой, земледельческой и городской традиций различных регионов Евразии. Известный археолог С.А.Плетнева считает располагавшуюся на славяно-хазарском пограничье салтово-маяцкую культуру «одной из наиболее ярких и высоких культур средневековья».

Закат салтово-маяцкой культуры, очевидно, можно связывать с уходом части составлявших ее племен на запад (в Причерноморье и на Дунай) и на север (в Поволжье), а также с ослаблением Хазарского каганата в результате военных ударов арабов, восточных славян и особенно печенегов.

Волго-болгарский срез культуры, обогативший мировое сообщество уроками как мирно-созидательного, торгово-экономического, так и военно-завоевательного характера, не канул в Лету. Он продолжал оказывать свое воздействие на многие стороны общетюркской цивилизации.

И даже через многие столетия он подавал «культурные сигналы», проявлял себя в виде морально-этических норм, традиций и обычаев, вошедших в мифологию, в повседневную практику и духовную жизнь многих народов - исторических наследников и продолжателей болгар, в том числе и татарского народа.

В середине VII столетия между Кубанью и Днепром процветало государство Великая Болгария . Но недолог был его век. После смерти своего основателя государство рассыпалось на части, а его население рассеялось по континенту.

Родиной болгар (в древней историографии - протоболгары или булгары) принято считать Среднюю Азию, а точнее горный район Памира и Гиндукуш. В индийских источниках это место называется Балхара, в греческих - Бактрия. Впервые о булгарах летописи упоминают с IV века. Армянский историк V века Мовсес Хоренаци описывает переселение булгар в Закавказье: «В дни Аршака I (армянский царь) возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну». В этот период в прикаспийских степях наряду с другими кочевниками булгары оказались вовлеченными в масштабный процесс Великого переселения народов, в котором они на время «растворились». Вплоть до распада Гуннской империи свидетельства об активности булгар исчезают из источников. Это дает историкам основание предположить, что булгары входили в огромный племенной союз, который современники именовали гуннами. После падения Тюркского каганата в начале VII века на его руинах начинается формирование новых государств. Самым крупным из них стал Хазарский каганат. Параллельно происходит размежевание булгарских племен Приазовья и Причерноморья, которые входили в два племенных союза, - кутригур и утигур. Первый связал свою судьбу с аварами и ушел на Запад, а второй попал под власть тюркютов. В VII веке на исторической сцене появляется еще одно племя - гуннугундур, которое византийские авторы, в частности, Константин Багрянородный, называют болгарами. По предположению исследователей, это племя раньше было известно под именем оногур и проживало к востоку от Азовского моря, между Доном и Кубанью. Советский историк и археолог Михаил Артамонов пишет, что приазовские болгары в это время находились под властью тюркютов, а во главе их стоял удельный тюркютский хан. Однако междоусобная война сильно пошатнула мощь Тюркского каганата и дала возможность некоторым племенам освободиться из-под его власти. К 635 году вождь гунногундур хан Кубрат изгнал из Северного Причерноморья тюркютов (по другой версии, авар) и сумел объединить под своей властью приазовских и причерноморских болгар.

Скоротечное величие

Историки располагают ограниченными сведениями о Курбате - основателе государственного объединения, получившего название Великая Болгария. Египетский эпископ Иоанн Никиусский в своей хронике указывал на то, что Кубрат был воспитан в Византии. Тесно связанный с Константинополем, в качестве болгарского государя он осуществил провизантийскую политику. Средневековый писатель Никифор Григора отмечает, что Кубрат и византийский император Ираклий I вплоть до смерти последнего сохраняли между собой мир. Что же касается самого государства Великая Болгария, то о нем также известно немного. Как исключение, упоминание в хронике византийского монаха Феофана Исповедника. Приведем этот фрагмент полностью: «По ту сторону, на северных берегах Евксинского Понта, за озером, называемым Меотийским, со стороны океана через землю Сарматскую течет величайшая река Атель (Волга); к сей реке приближается река Танаис (Дон), идущая от ворот Иверийских в Кавказских горах (Дарьял); от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотийского озера расходятся в разные стороны, выходит река Куфис (Кубань), и впадает в Понтийское море близ Мертвых врат, против мыса Бараньего лба. Из означенного озера море, подобно реке, соединяется с Евксинским Понтом при Боспоре Киммерийском, где ловят мурзулию и другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагорией, кроме евреев, живут многие народы. За тем озером, выше Куфиса, в котором ловят болгарскую рыбу коист, находится древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги». Историки находят в этом отрывке много географических погрешностей. В частности, Феофан здесь путает реки Дон и Кубань. Именно Кубань, а не Дон берет свое начало в горах Кавказа. Так или иначе, можно предположить, что Великая Болгария охватывала обширные пространства, простираясь от предгорий Кавказа до среднего Приднепровья. Другими словами, это государство располагалось на территориях современных России и Украины . К середине VII века возглавляемое ханом Кубратом государство болгар превратилось в могучую силу. Недаром византийские составители исторической хроники называли его «Древняя Великая Болгария». В хронике отмечается, что в знак почета ромейский император Ираклий I удостоил Кубрата титулом «патриций» и наградил его богатыми дарами. Упоминаемая Феофаном Фанагория, расположенная на побережье Керченского пролива, была столицей Древней Болгарии (сегодня это руины неподалеку от поселка Сенной в Краснодарском крае). Бывшая греческая колония, практически полностью разрушенная гуннами, Фанагория была заново отстроена болгарами и превращена в центр ремесла и торговли. Рядом со столицей быстро выросли другие оседлые поселения, жители которых занимались ремеслами, большей частью гончарным делом и земледелием. Однако основная часть населения продолжала вести преимущественно полукочевой образ жизни, промышляя скотоводством. Профессор истории из Японии Шигеоши Мацумае писал, что «Болгарская культура эпохи средних веков - среди семи цивилизаций в истории человечества, сыгравших ответственную посредническую роль по причине своей миссии связывающего звена между Востоком и Западом».

Рассеяние

После смерти Кубрата, предположительно в 50-х - начале 60-х годов VII века, Великая Болгария просуществовала недолго. По преданию пятеро сыновей хана - Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер и Альцек - разделили между собой земли государства. Однако лишенные единства мелкие уделы были не в состоянии справиться с возросшим могуществом Хазарского каганата. В ходе столкновений с хазарами в 660-е годы Великая Болгария как государство прекратила свое существование. Старший сын Батбай (Безмер) со своей ордой, которая известна как «черные болгары» остался на месте, превратившись в данника хазар. В частности, «черные болгары» упоминаются в договоре князя Игоря с Византией, по которому Игорь обязуется защищать византийские владения в Крыму от нападений этих племен. Тем не менее «черные болгары» довольно быстро заняли Крымский полуостров, степи и лесостепи Приднепровья. В 1912 году у села Перещепино в окрестностях украинского города Полтавы был обнаружен клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия и украшений. «Сокровища Кубратхана» - так назвали археологи этот клад, связав его с именем основателя Великой Болгарии. И не случайно. Здесь была найдена могила богатого правителя, предположительно самого Кубрата. Важно отметить, что распространение влияния как Великой Болгарии, так и Хазарского каганата на Приднепровье дает историкам основание предположить, что Киев за несколько столетий до того, как стал столицей Древней Руси, был преимущественно неславянским городом. Другое значительное переселение булгар связно с именем второго сына Кубрата - Котрага. Он перешел Дон и двинулся на север, основав новые города на Каме и Волге. Так возникла Волжская Булгария, население которой стало предками современных чувашей и татар. Остальные три сына основателя Великой Болгарии направились на Запад. Аспарух ушел за Дунай, создав там Болгарское царство. Именно дунайские булгары, слившись со славянами и остатками фракийских племен, заложили основы современного болгарского этноса. Кубер согласно преданию со своей ордой ушел в Паннонию и примкнул к аварам. Там он предпринял неудачную попытку стать аварским каганом, затем затеял захват города Салоники - снова провал. В конце концов его племя объединилось со славянскими племенами Македонии . Младший сын Кубрата Альцек добрался до самой Италии , где попросил землю у короля лангобардов Гримоальда. Бенедиктинский монах VIII века Павел Диакон писал о булгарах Альцека: «И они живут в этих местах, про которые мы говорили, до теперешнего времени, и хотя они говорят и на латинском языке тоже, но все-таки ещё до конца не отказались от использования своего языка».

Ключевые слова

ДУНАЙСКАЯ БОЛГАРИЯ / БАЛКАНО-ДУНАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / BALKAN-DANUBE CULTURE / САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА / SALTOV-MAYATSKAYA CULTURE / КРЕМАЦИЯ ИЗ ИЗМАИЛА / CREMATION FROM ISMAIL / МОГИЛЬНИК СЛОБОДЗЕЯ / CEMETERY AT SLOBOZIA / FIRST BULGARIAN KINGDOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы - Руссев Николай Дмитревич

Болгария возникла в районе дельты Дуная, являвшемся важной частью ханских владений. После крещения северо-восток Болгарии постепенно обособился, став прибежищем последователей традиционного образа жизни. Погребения связываемой с болгарами балкано-дунайской культуры немногочисленны, но разнообразны и совершены по языческим обрядам кремация из Измаила , погребение у Садового и могильник Слободзея .

Похожие темы научных работ по истории и археологии, автор научной работы - Руссев Николай Дмитревич

  • О возможной роли венгров в истории Карпато-Днестровских земель в IX-X вв

    2018 / Рабинович Роман Аронович
  • К вопросу о полиэтничности в раннесредневековой Молдове

    2006 / Рабинович Роман
  • Карпато-днестровские земли и Киевская Русь: особенности взаимодействия

    2007 / Рабинович Роман
  • Этногенез волохов, предков молдаван, по данным археологии (историографический аспект)

    1999 / Федоров Георгий Борисович
  • Этнокультурная ситуация в IX веке в Нижнем Поднестровье и венгерский фактор

    2018 / Тельнов Николай Петрович
  • «Яко ту вся благая сходятся»: антропология дунайской трагедии 968-971 гг.

    2000 / Н. Д. Руссев
  • История гетов в лесостепи юго-восточной Европы (конец vi – вторая половина iv вв. До Н. Э.)

    2010 / Левинский Александр Николаевич
  • Дирхемы на территории Молдовы: культурно-исторический контекст

    1999 / Рабинович Роман Аронович
  • Предки русинов и кочевники: Вопросы этнокультурного взаимодействия

    2014 / Суляк Сергей Георгиевич
  • Восточнославянские древности VIII-X вв. Днестровско-прутского междуречья

    1999 / Тельнов Николай Петрович

North-Eastern Possessions of the First Bulgarian Kingdom in 7th-10th cc.: History and Burial Sites

Bulgaria emerged in delta of the Danube River, which was an important area of khan"s possessions. A?er Christianization, north-eastern part of Bulgaria gradually got separated and became an asylum for advocates of the traditional way of life. Burials of the Balkan-Danube culture associated with Bulgarians are not numerous, but they are diverse and follow pagan rites: cremation from Ismail , a burial from Sadovo and a cemetery at Slobozia .

Текст научной работы на тему «Северо-восточные владения Дунайской Болгарии VII-X вв. : история и погребальные памятники»

Н. Д. Руссев

North-Eastern Possessions of the First Bulgarian Kingdom in 7th-10th cc: History and Burial Sites.

Bulgaria emerged in delta of the Danube River, which was an important area of khan"s possessions. After Christianization, north-eastern part of Bulgaria gradually got separated and became an asylum for advocates of the traditional way of life. Burials of the Balkan-Danube culture associated with Bulgarians are not numerous, but they are diverse and follow pagan rites: cremation from Ismail, a burial from Sadovo and a cemetery at Slobozia.

Tinuturile nord-estice ale Taratului Bulgar Tn sec. VII-X: istoria si monumentele funerare.

Bulgaria a aparut Tn delta Dunarii, o zona de mare importanta pentru tinuturile hanului. Dupa adoptarea cre§tinismului, nord-estul Bulgariei treptat s-a izolat, devenind astfel un refugiu pentru adeptii modului traditional de viata. Cu toate ca mormintele ce se atribuie culturii balcano-dunarene asociate cu bulgari nu sTnt numeroase, ele sTnt diverse §i executate conform traditiilor pagTne: mormTntul cu crematie de la Ismail, mormTntul din Sadovo §i cimitirul din Slobozia.

Н. Д. Руссев.

Северо-восточные владения Дунайской Болгарии VII-X вв.: история и погребальные памятники

Болгария возникла в районе дельты Дуная, являвшемся важной частью ханских владений. После крещения северо-восток Болгарии постепенно обособился, став прибежищем последователей традиционного образа жизни. Погребения связываемой с болгарами балкано-дунайской культуры немногочисленны, но разнообразны и совершены по языческим обрядам - кремация из Измаила, погребение у Садового и могильник Слободзея.

Keywords: First Bulgarian Kingdom, Balkan-Danube culture, Saltov-Mayatskaya culture, cremation from Ismail, cemetery at Slobozia.

Cuvinte cheie: Taratul Bulgar, cultura balcano-dunareana, cultura Saltov-Mayatskoye, crematia de la Ismail, cimitirul din Slobozia.

Ключевые слова: Дунайская Болгария, балкано-дунайская культура, салтово-маяцкая культура, кремация из Измаила, могильник Слободзея.

Во второй половине VII в. по узкой полосе степей, прилегающих к черноморскому побережью, к Дунаю пробились болгары Аспаруха. Согласно сообщениям византийских авторов, хан «поселился у Истра, достигнув места, удобного для поселения, сурового и неприступного для противника, называемого на их языке Оглом». Среди его болот, рек и круч болгары устроили своего рода крепость. Здесь в 679-680 гг. Аспарух впервые разгромил и прогнал войска ромеев, заставив императора Константина Погоната (668-685) платить

дань (Чичуров 1980: 61, 162). «Повесть временных лет» отметила, что пришли «от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян» (ПВЛ 1996: 10/146). В другой трактовке концовка фразы передана словами «были насильники славянам» (ПВЛ 1950: 208), зафиксировавшими господствующее положение болгар на Нижнем Дунае. Вероятно, с этого времени развиваются взаимозависимые процессы освоения болгарами византийского опыта и расставания с традициями степи.

© Н. Д. Руссев, 2010.

1. Между цивилизацией и варварством

Уже Тервел (700-721), сын Аспаруха, вмешался в спор за византийскую корону. Двинув на Константинополь «весь подвластный ему народ булгар и славинов», он вернул власть свергнутому с престола Юстиниану II (685-695, 705-711). За эту услугу император уступил болгарам некоторые пограничные территории, хотя коренные владения хана по-прежнему находились в низовьях Дуная. На это указывает маршрут Юстиниана II, прибывшего из крымского изгнания «к Тервелю, владыке Булгарии», императора Галиада не случайно бросила якорь в устье Дуная (Чичуров 1980: 63, 163-164). Очевидно, близлежащие земли по обе стороны реки являлись ядром «Булгарии» и надежно контролировались центральной властью.

В дальнейших болгарско-византийских отношениях ключевым фактором стали славяне. При Константине V (741-775) они во множестве перешли из болгарских владений в земли империи, войска которой совершили не менее пяти больших походов против северных соседей. Показательно, что в войнах с болгарами василевс, подобно своим предшественникам, раз за разом направлял флот к устьям Дуная. В кампании 756 г. участвовало до 500 кораблей ромеев: «Очутившись у реки Истр, они предали огню земли булгар и взяли немало пленных». В событиях 763 г. император отправил к Дунаю около 800 судов. Тогда же 20 тыс. славянских воинов «из соседних племен» сражалось на стороне болгар. В 774 г. против них был выдвинут «флот из 2-х тысяч хелан-диев», причем в дельту реки направился и сам василевс (Чичуров 1980: 68-69, 166-167; Златарски 1970: 278-306).

Кризис Болгарии, наступивший в том числе в связи с прекращением династии Дуло, удалось преодолеть лишь при Круме (803-814). Вторжения этого хана в Византию 811-813 гг. привели к разрушению многих крепостей Восточной Фракии, а у Адрианополя болгары взяли огромный плен - только мужчин до 10 тыс. По приказу хана невольников с семьями поселили «в Болгарии за Дунаем», где-то в низовьях Серета, Прута и Южной Бессарабии. За христианами, именующимся в источниках «македонцами», сохранили право ношения оружия и даже военную организацию во главе со стратилатом. В число перемещенных ромеев попал ребенком и будущий император Василий I (867-886), основатель Македонской династии (Златарски 1970: 357-358). По-видимому, в землях к северу

от дельты Дуная болгары испытывали особенный недостаток оседлого населения.

Предполагается, что появившееся тогда для обозначения северных владений Болгарии, на левом берегу реки - определение «за Дунаем» (Божилов 1979: 176-185), касалось территорий, установленных договором с Франкской империей. Судя по всему, они проходили по Тисе к верховьям Прута, а далее вниз по реке, линии Леово - Бендеры и затем по Днестру к морю (Златарски 1970: 323). В «Деяниях венгров» недвусмысленно сообщается, что болгарский хан завладел пространством между Тисой и Дунаем «до самых пределов рутен и поляков и там поселил скла-вов и болгар» (ЛИБИ 2001: 13, 25). «Описание крепостей и областей на северном берегу Дуная» баварского географа начала IX в. говорит, что задунайские земли Болгарии обширны и на них находится пять крепостей. Их население весьма многочисленно, что по мысли анонима объясняет, почему этому народу нет нужды строить большое количество крепостей (Гюзелев 1981: 68-70, 80). Некоторые исследователи распространяют задунайские территории Болгарии до Днепра (Божилов 1979: 183-184).

Действительно, хан Омуртаг (814-831) вел борьбу с хазарами на северо-во стоке. Около 818-824 гг. во время похода в земли каганата утонул в Днепре болгарский военачальник Окорсис (Бешевлиев 1979: 212-214, № 59). Возможно, правитель Болгарии вмешался в дела соседей, стремясь защитить родственных «каваров» или «кабаров» (Константин Багрянородный 1991: 163). Предполагается, что речь идет о «черных болгарах», взбунтовавшихся против насаждавшегося в Хазарии иудаизма (ср. Димитров 1998: 21; Златарски 1970: 393-395).

Проводя территориально-административные преобразования, Омуртаг разделил разросшееся Болгарское государство на 10 частей, подорвав племенную автономию славян. Отныне центральную область, именовавшуюся «внутренней», окружало 9 провинций - «комитатов», начальники которых назначались из Плиски и зачастую являлись близкими родственниками хана. Один из комитатов с центром в Доростоле (Силистре) составляли земли Добруджи и юга Карпато-Днестровского региона. Важнейшая задача его комита состояла в охране устий Дуная от византийского флота. Другой северовосточный комитат, вероятно, включавший редко населенные районы до Днепра, мог возглавлять упомянутый Окорсис (Венедиков 1979: 92-95).

Около 837 г. византийцам удалось вывезти на родину пленников, поселенных за Дунаем Крумом. Посланные императором Феофилом (829-842) корабли вошли в реку, на левом берегу которой болгарский комит вступил в бой с «македонцами». В отсутствие находившихся у южных границ страны основных сил, болгары прибегли к помощи живших неподалеку венгров. Тем не менее, часть византийцев сумела прорваться к кораблям и возвратиться на родину вместе с семьями (ГИБИ 1964: 156-157; 1965: 136-137; ср. Златарски 1970: 432-435; Венедиков 1979: 92-93; Димитров 1998: 21-22). Как сказано в старославянском варианте этой истории, в числе спасшихся ро-меев и будущий василевс «от злыих же избег сетей блъгарскыих» (ХКМ 1988: 197).

Крутой поворот в истории Болгарии произошел с принятием христианства, когда «очень жестокий и воинственный болгарский народ в большей своей части оставил идолов, отрекся от языческих суеверий, поверил в Христа» (Гюзелев 2006: 188). Подвиг хана Бориса, крещенного в Михаила, состоял в том, что «силой Христа и крестным знаком он победил черствое и непокорное болгарское племя, ... разорил их жертвенники» (Богданов 1980: 66). Христа ради в 865 г. он уничтожил 52 рода старой болгарской знати, олицетворявшие верхушку приверженцев язычества (Гюзелев 1969; 2006: 188; Божилов 1995: 86; Рашев 2001: 124).

Между тем его сын Владимир-Расате, заняв престол, стал «всеми средствами возвращать новокрещенный народ к языческим обрядам». Однако в 893 г. отец, ушедший было в монастырь, взялся за оружие, лишил власти Владимира и «созвал все свое царство» - собор, который возвел на трон Симеона. Старому князю пришлось публично припугнуть младшего сына повторением судьбы брата на случай, если он «отступит от истинного христианства» (Гюзелев 2006: 188; Рашев 2001: 150-152).

«Полугрек» Симеон стремился создать новую империю, в которой Византия увидела угрозу своему существованию. Поэтому в 922 г. вселенский патриарх уверял царя болгар, что императоры «не перестанут возбуждать для вашей гибели всякий народ» (Тихомиров 1947: 137). Еще в 894-896 гг. венгры, разорив задунайские владения болгар от Днестра до Тисы, при поддержке императорского флота переправились через Дунай, опустошили Добруджу и достигли Преслава. Только помирившись с греками, Симеон в союзе с печенегами сокрушил венгров (Димитров 1998: 29-37).

Очевидно, что обособление владений Болгарии за Дунаем происходило по мере христианизации балканских земель и притока новых волн кочевников. Все более значимым становилось воздействие печенежского фактора. Болгарское руководство вынужденно лавировало между единоверными византийцами и этнически близкими тюркскими язычниками. Не случайно константинопольский патриарх в 917 г. укорял Симеона за многократные попытки «посредством браков своих детей» (МДСБ 1991: 83) добиться союза с печенегами, кочевья которых находились уже вблизи Дуная. В середине X в. четко зафиксировано, что «булгары проявляют постоянное старание и заботу о мире и согласии с пачинакитами», явно опасаясь агрессии соседей. Земли печенегов от владений Болгарии разделяли всего полдня пути (Константин Багрянородный 1991: 41, 157, 163). Разумеется, болгары и печенеги общались друг с другом на своих тюркских наречиях. Махмуд Кашгарский прямо указывает, что язык печенегов родствен говорам болгар и сувар (Коледаров 1977: 57).

Приведенные факты отражают тесные взаимосвязи остававшихся в степях СевероЗападного Причерноморья болгар-язычников с родственными по языку и культуре печенегами. Не стоит забывать, что к Дунаю с востока время от времени переселялись и новые группы собственно болгар. Так кавары, проиграв войну хазарам, бежали из родных мест и «поселились в земле пачинакитов» (Константин Багрянородный 1991: 163).

Как выясняется, среди болгар еще долго держались традиции предков. На периферии им ничего не угрожало, а в христианизированных землях они лишь отступили, приняв латентные формы существования. В середине X в. элементы тюркского язычества отмечены даже в царствующем доме. Баян - один из сыновей Симеона - «настолько изучил магию, что внезапно мог превращаться из человека в волка и во всякого другого зверя». Вместе с братом Иоанном они носили не принятую при дворе одежду византийского образца, а традиционное «болгарское платье» (Гюзелев 2006: 189, 263). Царской власти приходилось смотреть сквозь пальцы на демонстративные проявления приверженности язычеству, начиная от чисто внешних атрибутов до шаманских обрядов. Очевидно, все еще существовало идолопоклонничество с культом Тангры. И к своим божествам, и к своим единоверцам ревнители старой религии должны были обращаться по-дедовски, на болгарско-тюркском наречии.

Такая обстановка в северо-восточных областях державы Симеона и его преемника Петра (927-970) способствовала мирному проникновению сюда печенегов. Новые переселенцы из степей Северного Причерноморья упрочивали живучесть тюркского язычества в приду-найском регионе, постепенно придавая краю иной вектор этнополитического развития.

В современной исторической науке нет четких представлений о судьбе населения, сохранявшего после крещения Болгарии основы материальной и духовной культуры своих предков, в том числе тюркский язык и тан-гристскую религию (см. Добрев и др. 2008). Значительная часть тюркоязычных болгар, лишенных отчасти ославянившейся, отчасти уничтоженной аристократии, была вытолкнута на обочину общественной жизни. По всей видимости, они уцелели в степях по обе стороны Нижнего Дуная, включая исторический «Огл» («Онглос») и «Болгарскую пустыню» - Добруджу, где имелись условия для скотоводческого уклада жизни и еще в середине XII в. паслись «огромные стада диких животных» (Божилов, Гюзелев 2004: 379). Такие политически аморфные группы сравнительно легко взаимодействовали с более активными тюрками-язычниками, представители которых в благоприятной обстановке могли составить ядро вновь формирующегося этнополитического конгломерата. Этот процесс заметен уже в середине X в., когда Болгария без сопротивления сдала печенегам почти все свои степные владения к северо-востоку от низовий Дуная.

Ускоренное наслоение существенной «печенежской добавки» на болгарскую основу происходило после установления власти Византии в Нижнем Подунавье, где отмечено пребывание т. н. «миксоварваров» (Тъпкова-Заимова 1976: 126-128). Михаил Атталиат утверждает, что пришедшие из-за Истра «скифы» (печенеги) не только принесли в городскую повседневность «скифский образ жизни», но и кардинально изменили настроения горожан - некоторые из них задумали отбросить власть ромеев, используя «печенежский народ». Когда болгарин Нестор, отправленный катепаном в не желавшую подчиняться императору Дристру (Силистру), обнаружил тут передавших крепость печенежскому вождю Татрушу сородичей, он переметнулся на сторону «местных жителей» и начал непримиримую войну с византийцами, приобщив к ней «и печенежское племя» (ГИБИ 1965: 183).

Археологические проекции, развернутой здесь исторической картины, хотя и существуют в историографии, до сих пор толкуются далеко неоднозначно.

2. Сплетенье захороненных традиций

С ранне средневековыми болгарами в междуречье Прута, Нижнего Дуная и Днестра связывается балкано-дунайская культура, которую на протяжении ряда десятилетий сближают со староболгарской культурой в Болгарии (Ваклинов 1977), культурой Дриду в Румынии (ЕаЪапа 1967), салтово-маяцкой культурой в России и Украине (Артамонов 1962; Плетнева 1981). Несмотря на то, что изучение данного круга древностей ведется давно, проблематика в целом остается не вполне ясной даже для специалистов. В частности, это касается и погребальных памятников, консервировавших наиболее характерные признаки этнических традиций дохристианской эпохи.

В свое время была высказана точка зрения о том, что на территории Молдавской ССР следует различать 4 варианта балкано-дунайской культуры, названных именами наиболее исследованных памятников - Калфа, Ханска, Петруха и Стынкауцы. В рамках того же обобщения проводились и первые попытки анализа погребального обряда (Хынку 1974: 143-147).

Особенный интерес представляют материалы двух грунтовых некрополей лесостепной полосы, расположенных у поселения Ханска - Кэпрэрия и Лимбарь, которые соответственно датированы X-XI и XII-XIV вв. Захоронения здесь совершались главным образом по христианскому обряду, но с отдельными языческими элементами, которые более явственны на памятнике Кэпрэрия. В пределах этого кладбища, на котором открыто 75 погребений, выделена территориально обособленная группа из 8 скорченных захоронений и 7 кенотафов, которые не находят аналогий в числе 96 могил, раскопанных на Лимбарь. Предполагалось, что они являются тюрко-болгарскими (салтовскими); их носители уже утратили этнографические характеристики, но еще сохраняли антропологическую специфику. На обоих некрополях зафиксированы случаи ритуальных погребений домашних животных и расчленения покойников, а также элементы, возможно, свидетельствующие о распространении богомильского обряда положения умерших в могилу (Хынку 1970; 1973; 1974: 140-143).

Кроме того, погребения открыты в лесном массиве - Оргеевских кодрах - на памятниках, отнесенных к варианту Петруха. Так, в пределах селища Лукашевка V зафиксированы три ингумации с западной ориентацией. Отличительной чертой могильника у поселения Бранешты XIII является присутствие

на фоне абсолютного большинства совершенных по-христиански погребений кремаций - 97 против трех (Хынку 1969; 1974: 140).

Среди жилищ и ям на городище Калфа раскопано 6 погребений разной ориентации, из которых только одно содержало вещи. Все они интерпретированы как нехристианские, принадлежащие праболгарам и датированы концом X в. - временем, когда жизнь в этом пункте вовсе прекратилась (Чеботаренко 1973: 73-75).

Трактовка всей совокупности описанных археологических комплексов как вариантов единой балкано-дунайской культуры встретила довольно резкие возражения (Федоров, Чеботаренко 1974; Бырня, Рафалович 1978; 1983; Чеботаренко 1982). В результате культурно-хронологическая атрибуция памятников, в том числе погребальных, была пересмотрена. Поселения типа Стынкауцы пришлось исключить из числа памятников балкано-дунайской культуры. Материальная культура поселений центральной части Пруто-Днестровского междуречья (варианты Петруха и Ханска), согласно другой трактовке, сложилась в контактной зоне древнерусского и южнославянского населения под влиянием кочевых волн, прибывавших сюда через степи Северного Причерноморья, и в целом датируется X-XII вв. (Чеботаренко 1982: 41-42). Еще одно мнение состоит в том, что памятники типа Петруха - Лукашевка являются результатом этнокультурного синтеза древнерусского населения с поселившимися в регионе салтовцами (Рабинович, Гукин 1991: 208-211).

После пересмотра артефактов Бра-нештский могильник считается оставленным христианским населением второй половины X - первой половины XI вв., которое сохраняло некоторые языческие черты погребальной обрядности. В частности это выразилось в наличии при умерших значительного числа вещей (всего более 300 экз.) и кремации отдельных усопших. Анализ погребального инвентаря - керамики, украшений, орудий труда и предметов вооружения - дали основания для определения древнерусской этнической принадлежности памятника. Сравнительно-антропологическое изучение позволило установить восточнославянский облик людей, похороненных в районе Бранешт, и их этногенетическую связь с проживавшими севернее древлянами (Федоров, Чеботаренко 1974: 105-108; Великанова 1975: 91-113; 1983: 25).

Поселение Лукашевка V относится к последнему периоду обитания посада древнерус-

ского Лукашевского городища. Здесь найдены безынвентарные погребения, два из которых совершены одновременно внутри заброшенного жилища, но ориентированы в разные стороны. Судя по всему, трупы людей были закопаны в спешке без строгого соблюдения обряда. Не случайно вблизи них, практически на том же уровне обнаружен скелет собаки. Возможно, открытые останки являются свидетельствами гибели посада, датируемой около середины XII в. На селище встречаются материалы, характерные не только для восточных, но и южных славян, что отмечено в полуземлянке 5 с двумя погребенными. Известны на памятнике и находки вещей, свойственных для кочевников (Федоров, Чеботаренко 1974: 103-105; Федоров, Чеботаренко 1982: 30, 42-45). Типологически и хронологически сходная ситуация с захороненными в котловане заброшенной землянки убитыми людьми отмечена и на селище Бранешты XIII, что может указывать на общность судеб этой группы обитателей Оргеевских кодр (Рабинович, Гукин 1991: 213-214).

Могильники Кэпрэрия и Лимбарь признаны в значительной мере синхронными в пределах XI в., хотя захоронения на первом начали и прекратили совершаться раньше. Погребения Кэпрэрии принадлежат смешанному населению, включавшему славян и осевших рядом с ними кочевников - алано-болгар и печенегов. Материалы некрополя Лимбарь оказались неоднородными, связанными с восточными и южными славянами, а в какой-то мере и со степняками. Краниологические измерения показали, что погребенные здесь люди представляли «механическую смесь». Исследование установило близость женских черепов этого могильника местным славянам, а мужских - людям с некоторыми монголоидными чертами. Это население, пришедшее в Пруто-Днестровское междуречье с востока, обнаружило близкое родство с болгарской группой носителей салтово-маяцкой культуры, но по антропологии существенно отличалось от обитателей балкано-карпатской области (Федоров, Чеботаренко 1974: 108-116; Великанова 1975: 114-138; 1983: 25-26; Чеботаренко 1982: 54).

Так, к собственно балкано-дунайской культуре оказались принадлежащими только памятники типа Калфа, определенные как южнославянские, во многом идентичные староболгарским поселениям, едва ли надолго пережившим гибель Первого Болгарского царства. Четыре десятилетия назад речь шла о 89 памятниках, разделенных на две группы: нижнедунайскую VIII-X вв. - 62 поселения

Рис.1. План погребения №10 из кургана №1 у с. Саровое, 1990 г.

и нижнеднестровскую X в. - 27 (Чеботаренко 1969: 211-229). Последние сводные данные о количестве «древнеболгарских (южнославянских) поселений степного междуречья Дуная и Днестра» касаются 137 памятников конца VIII - начала XI вв.: 102 селища зафиксированы в районе придунайских озер, а 35 - по правой стороне Нижнего Днестра (Козлов 1991; 1996: 109, рис. 5; 1997: 103, рис. 1, 3). Показательно, что если первоначально часть поселений Пруто-Днестровского региона даже авторитетные исследователи считали вариантом салтово-маяцкой культуры (Плетнева 1967: 7-8, 12, 187-188; 1981а: 64-65; 1981б: 75-77), то затем спорные памятники стали восприниматься как «единая культура Болгарского государства IX-X вв.» (Плетнева 1990: 88).

Особенности археологических комплексов региона VIII-XII вв., конечно же, свидетельствуют об условности их отнесения к одному культурно-хронологическому горизонту. Что касается погребальных памятников, то имеющихся данных для точных заключений, к сожалению, не хватает. В том числе и по этой причине географически «широкозахватные» подходы не могут сделать результаты новых работ научном в плане ни выразительными, ни правдоподобными (см. ТеПшс 1996; Musteata 2005).

Определенные надежды на это появились недавно, в связи с публикацией интереснейшего могильника рассматриваемой эпохи, открытого на левобережье Днестра. Еще в 1994 г. между населенными пунктами Чобручи и Слободзея, в северо-восточной части образованного рекой мыса, был раскопан насыпанный в эпоху энеолита курган. В нем обнаружены 43 разновременных погребения, из которых 26 впускных и наиболее поздних принадлежат раннесредневековым кочевникам. Простые ямы, западная с сезонными отклонениями ориентация трупополо-

жений, ритуальное разрушение большинства скелетов и найденный в 14 могилах погребальный инвентарь позволили отнести этот функционировавший на протяжении около полувека, несомненно, языческий некрополь к концу VIII - первой половине IX вв. По мнению издателей материалов, погребальный комплекс на левом берегу Днестра может быть причислен к степному болгарскому варианту салтово-маяцкой культуры и в то же время к раннему периоду балкано-дунайской культуры (Щербакова и др. 2008: 4-6, 12, 69, 91-92, 137).

Вероятно, сопоставимым с захоронениями из-под Слободзеи может являться впускное погребение № 10, обнаруженное в 1990 г. при раскопках расположенного на берегу Днестровского лимана у с. Садовое (Белгород-Днестровский район Одесской области Украины) кургана № 1. Оно сохранилось частично - только кости голеней и часть ступни. Судя по положению ног, погребенный был уложен головой на запад (рис. 1). Могильная яма, контуры которой прослежены не четко, была подпрямоугольной формы со скругленными углами - 150^55 см, глубина не превышала 60 см. Как сказано в полевом дневнике, по всей площади ямы на разных уровнях - от 35 до 60 см - найдены «обломки разбитого горшка (гончарного) балкано-дунайской культуры с характерным волнистым орнаментом». Они и являются основанием для причисления захоронения к болгарским древностям. К сожалению, поиски в фондах Одесского археологического музея этих достаточно крупных керамических фрагментов пока не принесли ожидаемых результатов1.

1 За информацию о данном погребении приношу благодарность автору раскопок, научному сотруднику Одесского археологического музея НАНУ А.Е. Малю-кевичу.

В сентябре того же 1990 г. на территории бывшей турецкой крепости Измаил (Одесская область Украины) велись охранные археологические раскопки. Раскоп тянулся от Дуная вдоль общежития местного техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, со стороны расположенной в здании бывшей мечети диорамы «Штурм крепости Измаил». Здесь мною выявлены следы ран-несредневекового могильника, по всей видимости, почти полностью разрушенного культурными напластованиями османского периода.

Речь идет об открытых примерно в 100 м от берега Дуная трех обломках днищ и не скольких фрагментах стенок гончарной керамики, а также раздавленном горшке с остатками кремации. Культурный слой времени бытования найденной керамики практически целиком уничтожен позднейшей деятельностью людей, надо думать, в XVII-XVIII вв. По этой причине проследить его не удалось. За исключением горшка-урны, остальные фрагменты раннесредневековой посуды зафиксированы в перемещенном состоянии на глубине 0,6-0,8 м от современной дневной поверхности - кв. 301 и 307 (Росохацкий 1991: 4, рис. 18, 2-4).

Горшок с безынвентарной кремацией (рис. 2) выявлен на останце при переходе к материковому грунту - северо-восточный угол кв. 315, глубина 1,2 м. Форма ямы, в которую он был помещен, не прослеживалась также из-за позднейших перекопов. Пережженные человеческие кости заполняли примерно две

Рис.2. Горшок-урна из Измаила, 1990 г.

трети объема сосуда. Трупосожжение можно отнести к числу чистых, хотя наряду с кальцинированными костями обнаружены несколько угольков погребального костра. Остатки скелета (фрагменты трубчатых костей длиной 4-6 см и черепной крышки) дают возможность заключить, что погребение принадлежало взрослому человеку.

Погребальной урной служил гончарный сосуд вытянутых пропорций, характерный для балкано-дунайской культуры. Размеры горшка: высота - 26 см, диаметр венчика - 18 см, максимальный диаметр тулова - 23 см, диаметр дна - 11 см. Сложно профилированный венчик отогнут наружу. Шейка сосуда короткая, довольно резко переходит в крутое плечо, где горшок достигает наибольшего диаметра, а затем сужается ко дну. В центральной части плоского дна расположено рельефное клеймо - изображенный широкой линией круг, в который вписан исполненный тонкими линиями квадрат с крестом (рис. 3).

Горшок изготовлен из плотного глиняного теста, содержащего примесь крупного песка. Обжиг горновой, закисный. Тулово сосуда практически сплошь покрывает врезной орнамент из прямых горизонтальных линий. Орнаментальное поле начинается сразу же под венчиком и спускается ко дну горшка (Росохацкий 1991: 5, рис. 18, 1). Судя по найденным поблизости в кв. 301 и 307 керамическим обломкам, подобным образом можно охарактеризовать и другие сосуды, от которых сохранились только фрагменты.

Совершенно, очевидно, что на территории османской крепости Измаил XVI- XIX вв. некогда находился ранне средневековый некрополь с кремациями в урнах, к сожалению, совершенно бесперспективный для целенаправленного археологического изучения. Можно допустить, что могильник принадлежал открытому в 1979 г. С. В. Паламарчук поселению балкано-дунайской культуры Матроска2, находящемуся ниже по склону на берегу р. Репида, которая впадает в Дунай в пределах современного Измаильского порта (Козлов 1991: прил. 1, № 40).

Близкую аналогию погребальной урне из Измаильской крепости удалось найти среди богатого керамического материала поселения Орловка IV, расположенного в 6 км к северу от одноименного села Ренийского района Одесской области. Открытое разведками

2 Подъемный материал с памятника хранится в фондах Измаильского музея А.В. Суворова.

Рис.3. Дно горшка-урны с клеймом (а), прорисовка клейма (б).

Л. В. Субботина в 1964 г. на плато восточного берега озера Кагул небольшое селище площадью 200x100 м (Чеботаренко 1969: 222-223) исследовал в 1985 и 1987 гг. В. И. Козлов. Значительный интерес представляет керамика Орловки IV, в частности 1142 фрагмента из постройки 2 (погреб). Они принадлежат не менее чем 54 горшкам, 40 из которых удалось реконструировать. В их числе выявлен сосуд очень похожий на горшок-урну из Измаила. У этих изделий сходными вплоть до совпадения деталей оказались формы, размеры, характер орнаментации и клейма на дне (Козлов 1991: прил. 1, № 65, рис. 67: 33)

Разнообразие и «культурная гибридность» сравнительно малочисленных погребальных памятников требуют более корректной постановки вопроса о специфике развития этнокультурных процессов на северо-востоке владений Дунайской Болгарии в VII-X вв. и в тех же местах, но уже после падения болгарской государственности - в XI и отчасти в XII вв.

Во втором случае надо иметь в виду, что группы поселений типа Ханска и Петруха - Лукашевка, несомненно, появились тогда, когда Болгария как государство потеряла власть над большей частью региона. Как представляется, возможное участие в их формировании носителей балкано-дунайской, а равно и салтово-маяцкой культур должно стать предметом отдельного исследования.

Думается, что оба массива ранне средневековых поселений, являющиеся собственно балкано-дунайскими, возникли в результате освоения южной части Пруто-Днестровского

междуречья встречными волнами разновременных переселенцев из-за Дуная, Поднестровья и Заднестровья. Единственное погребение, принадлежащее придунайской группе, - кремация из Измаила - безукоризненно вписывается в круг такого рода дохристианских древностей, известных в Болгарии и Румынии по материалам IX в. Погребальные памятники Приднестровья, напротив, представлены исключительно ингумациями. По целому ряду признаков они также должны интерпретироваться как языческие, в какой-то мере близкие к кочевническим.

Особое внимание привлекает могильник Слободзея, который вопреки географической близости к приднестровской группе, находится в зоне, где до сих пор не выявлен ни один памятник как балкано-дунайской, так и сал-товской культур. По характеру он, безусловно, неоднороден, что отличает его от уже известных языческих некрополей болгар. По некоторым чертам (захоронению чучел

Рис.4. Горшок из погреба Орловка IV (по В. И Козлову).

коней, наличию отдельных сосудов) можно предполагать пребывание в группе продвинувшихся сюда с востока кочевников не только болгар, но и представителей других племен, в частности печенегов. На это указывает и возможность более поздней (вплоть до первой половины X в.) датировки части погребений - №№ 16, 17, 36, 38, 40.

Для памятников балкано-дунайской культуры характерно практически полное отсутствие типично христианских погребений и предметов культа, например обычных и даже массовых для северо-восточных земель современной Болгарии находок нательных крестиков и медальонов. Это может указывать на то, что задунайские земли после христианизации,

действительно, оставались своеобразным убежищем язычников.

Разумеется, еще не все высказываемые здесь предположения и догадки находят достоверные подтверждения. Приходится, как и прежде, рассчитывать на скорые открытия новых погребальных комплексов рассматриваемого культурно-исторического круга, а также на усовершенствование методов точного датирования вещевых находок. Словом, «неотработанность вопросов хронологии» в качестве причины расхождений в трактовках этих древностей (Плетнева 1967: 7-8, 12, 187-188; 1981а: 64-65; 1981б: 75-77) остается для археологов-медиевистов камнем преткновения.

Литература

Бешевлиев В. 1979. Първобългарски надписи. София: изд-во на БАН.

Богданов И. 1980. Безсмърни слова. Коментирани лите-ратурни паметници. София: изд-во на Отече-ствения фронт.

Божилов И. 1979. «Анонимът на Хазе»: България и Византия на Долни Дунав в края на X век. София: изд-во на БАН.

Божилов И. 1983. Цар Симеон Велики (893-927): Злат-ният век на Средновековна България. София: изд-во на Отечествения фронт.

Божилов И. 1995. Седем етюда по Средновековна история. София: Анубис.

Божилов И., Гюзелев В. 2004. История на Добруджа. Т. 2. Средновековие. Велико Търново: Фабер.

Божилов И. Димитров Х. 2004. РгоЬэЪи^апса. (Заметки по истории протоболгар до середины IX в.). БушпёпоЬи1дапса IX, 7-61.

Бырня П. П., Рафалович И. А. 1978. Проблема местного населения Днестровско-Прутского междуречья X-XII вв. и балкано-дунайская культура. Известия АН МССР. Серия общественных наук (1), 65-75.

Бырня П. П., Рафалович И. А. 1983. Проблемы этнической истории Днестровско-Карпатских земель в конце I - начале II тысячелетия н. э. В.: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев: Штиинца, 79-98.

Ваклинов С. 1977. Формиране на старобългарската култура VI-XI век. София: Наука и изкуство.

Великанова М. С. 1975. Палеоантропология Прутско-Днестровского междуречья. Москва: Наука.

Великанова М. С. 1983. Итоги и перспективы палеоан-тропологических исследований в Днестровско-Прутском междуречье. В.: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев: Шти-инца, 20-30.

Венедиков И. 1979. Военното и административното устройство на България през IX и X век. София: военно изд-во.

ГИБИ 1964, 1965: Гръцки извори за българската история. Т. V, VI. София: изд-во на БАН.

Гюзелев В. 1969. Княз Борис I. София.

Гюзелев В. 1981. Средновековна България в светлината

на нови извори. София: Народна просвета.

Гюзелев В. 2006. Покръстване и христианизация на българите. Извороведческо изследване с приложение. София: Тангра ТанНакРа ИК.

Димитров Д. 1987. Прабългарите по Северното и За-падното Черноморие. (Към въпроса за тяхното присъствие и историята в днешните руски земи и ролята им при образуването на българската държава). Варна: Георги Бакалов.

Димитров Х. 1998. Българо-унгарски отношения през средновековието. София: Академично изд-во «проф. Марин Дринов».

Добрев и др. 2008: Добрев П., Алексиев-Хофарт А., Нанкинов Д., Икономова И., Добрева М. Българска държавност на север от Дунав като политически и културен феномен. София: Тангра ТанНакРа ИК.

Златарски В. 1970. История на българската държава през средните векове. Т. I. Първо българско царство. Ч. 1. София: Наука и изкуство.

Йотов В. 2004. Въоръжението и снаряжението от българското средновековие (VII-XI век). Варна: Зограф; Велико Търново: Абагар.

Козлов В. И. 1991. Население степного междуречья Дуная и Днестра конца VIII - начала XI вв. н. э. (балкано-дунайская культура). Дисс. ...канд. ист. наук. Ленинград. (Экземпляр рукописи хранится в библиотеке ВАШ).

Козлов В. И. 1997-1999. Богатое I - поселение Первого Болгарского царства на левобережье дельты Дуная. Добруджа 14-16, 98-130.

Коледаров П. С. 1977. Историческата география на Се-верозападното Черноморие по данните на Константин Багренородни. ИП (3): 50-64.

Константин Багрянородный 1991. Об управлении империей. Москва.

Кузев А. 1980. Раннесредневековый некрополь под Варной. In: Rapports de III-e Congres International d"Archeologie Slave. 1975. T. 2. Bratislava: Veda, 259-263.

ЛИБИ 2001: Латински извори за българската история. Т. V. София: изд-во на БАН.

МДСБ 1991: Международни договори на средновековна България (681-1396). София.

Плетнева С. А. 1981. Салтово-маяцкая культура. В: Плетнева С. А. (отв. ред.) Степи Евразии в эпоху

средневековья. Москва: Наука, 62-75.

Плетнева С. А. 1982. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. Москва: Наука.

ПВЛ 1950: Повесть временных лет.Ч. I, II. Москва; Ленинград.

ПВЛ 1996: Повесть временных лет. Ч. I, II. Санкт-Петербург.

Рабинович Р. А., Гукин В. Д. 1991. Результаты раскопок на поселении Бранешты XIII и некоторые спорные вопросы изучения памятников типа Петруха-Лукашовка. В.: Бырня П. П. (отв. ред.). Древности юго-запада СССР (I - середина II тысячелетия н. э.). Кишинев: Штиинца, 205-224.

Рашев Р. 1982. Старобългарскиукрепления доДолни Ду-нав (VII-XI в.). Варна: Георги Бакалов.

Рашев Р. 1995. Североизточната археологическа граница на Първото Българско царство. БСП 4, 89-95.

Рашев Р. 2000. Прабългарите през V-VII в. Велико Търново: РаЬег.

Рашев Р. 2001. Прабългарите и Българского ханство на Дунав. София: «Классика Стил» ООД.

Росохацкий А. 1991. Отчет об охранных раскопках в Измаильской крепости в 1990 г. Одесса. Архив Музея истории Придунавья, г. Измаил, Одесская область Украины.

Тихомиров М. Н. 1947. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVI в. В: Пичета В. И. (отв. ред.). Славянский сборник. Москва: ОГИЗ, 125-201.

Тельнов и др. 2002: Тельнов Н., Степанов В., Руссев Н., Рабинович Р. «И... разошлись славяне по земле». Из истории Карпато-Днестровских земель VI-XIII вв. Кишинев: Высшая Антропологическая Школа.

Тъпкова-Заимова В. 1976. Долни Дунав - гранична зона на византийския запад. Към историята на се-верните и североизточни земи, края на X-XII в.

София: изд-во на БАН.

Федоров Г. Б., Чеботаренко Г. Ф. 1974. Памятники древних славян (VI-XIII вв.). АКМ 6, 40-116.

ХКМ 1988: Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София.

Хынку И. Г. 1969. Поселения XI-XIVвеков в Оргеевских кодрах Молдавии. Кишинев: РИО АН МССР.

Хынку И. Г. 1970. Лимбарь - средневековый могильник XII-XIV веков в Молдавии. Кишинев: РИО АН МССР.

Хынку И. Г. 1973. Кэпрэрия - памятник культуры X-XII вв. Кишинев: РИО АН МССР.

Хынку И. Г. 1974. Памятники балкано-дунайской культуры (X-XIV вв.). В: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Древняя культура Молдавии. Кишинев: Штиинца, 127-150.

Чеботаренко Г. Ф. 1973. Калфа - городище VIII-X вв. на Днестре. Кишинев: Штиинца.

Чеботаренко Г. Ф. 1982. Население центральной части Днестровского-Прутского междуречья в X-XII вв. Кишинев: Штиинца.

Чеботаренко Г. Ф. 1983. Балкано-дунайская археологическая культура в зарубежной историографии. В.: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев: Штиинца, 58-79.

Чичуров И. С. 1980. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Москва: Наука.

Щербакова и др. 2008: Щербакова Т. А., Тащи Е. Ф., Тельнов Н. П. Кочевнические древности Нижнего Поднестровья (По материалам раскопок кургана у г. Слободзея). Кишинев: Elan Poligraf SRL.

Musteatä S. 2005. Populatia spatiului pruto-nistrean în secolele VIII-IX. Chi§inäu: Pontos.

Tentiuc I. 1996. Populatia din Moldova centrala în secolele XI-XIII. Ia§i: Ed. Helios.

Nicolai Russev (Kishinev, Moldova). Doctor habilitât of history. High Anthropological School. Nicolai Russev (Chi§inau, Moldova). Doctor habilitât în istorie. Universitatea «Çcoala Antropologicâ Superioarâ». Руссев Николай Дмитревич (Кишинев, Молдова). Доктор хабилитат истории. Университет «Высшая антропологическая школа». E-mail: [email protected]




Аспарух В 675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими людьми ушел на запад, на реку Дунай. В этих местах жили многочисленные славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство Дунайскую Болгарию, которая быстро стала процветающим государством. Одно время даже гордая Византия платила ей дань. Постепенно болгары перемешались со славянским населением, и так как славян было намного больше, почти совсем забыли свой болгарский язык. Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха.




Миграция булгарских племен В VIII веке болгары начали постепенно уходитъ в места, где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары, так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.


Проверь свои знания 1. Батбаю принадлежали племена: а) серебрянных булгарб) золотых булгар в) черных булгар 2. Племена Батбая оказались в подчинении: а) хазар б) славян в) алан г) сармат 3. Булгары, оставшиеся между Черным и Касп. морями позднее вошли в состав: а) чеченцев б) балкарцев в) украинцев г) болгар 4. Аспарух со своим племенем ушел на реку: а) Северский Донец б) Волга в) Кубань г) Дунай 5.В места, куда ушел Аспарух, жили племена: а) марийцев б) украинцев в) половцев г) славян 6. В этих местах булгары стали властвовать потому, что: а) были богаче и сильнее б) были выше по культуре и у них имелся опыт организации государства в) были лучше оснащены оружием г) были воинственны и умели организовывать государство 7. Государство Аспаруха называлось: а) Дунайская Булгария б) Золотая Булгария в) Серебрянная Булгария г) Славянская Булгария 8. Первая столица Булгарии Аспаруха: а) Фанагория б) София в) Плиска г) Булгар 9. Столица современной Болгарии: а) Фанагория б) София в) Плиска г) Булгар 10. Государственный язык современной Болгарии: а) славянский б) чувашский в) русский

Новое на сайте

>

Самое популярное