Домой Сад и огород Как животные в лесу готовятся к зиме. Как звери готовятся к зиме. Питательные запасы на зиму

Как животные в лесу готовятся к зиме. Как звери готовятся к зиме. Питательные запасы на зиму

Мне всегда было интересно, как живут животные в то или иное время года. Понятно, что они вынуждены всю жизнь приспосабливаться под погодные условия. Пришлось прочесть немало книг, прежде чем я узнала, как звери готовятся к зиме.

Как звери готовятся к зиме

Чтобы не голодать в зимнее время года, многие звери начинают запасать себе еду. Подготовка начинается ещё осенью. Некоторые животные прячут продукты питания, начиная с лета. Раньше всех делают «заначки»:

  • мыши;
  • бурундуки;
  • бабаки.

Эти грызуны начинают заранее прятать в норки орехи и семечки , которые они ищут в лесу. Это позволит им не выходить из своих жилищ зимой. Когда становится очень холодно, то зверюшки начинают спать. Они прерывают свой сон только на небольшой перекус.

Белки не впадают в спячку , но всё равно тщательно готовятся к морозам, запасая:

  • жёлуди;
  • грибы;
  • орехи;
  • семечки.

Большую часть зимы они проводят в дуплах, которые находятся высоко на дереве. Белки обязательно утепляют своё жилище при помощи мха, ведь они очень плохо переносят морозные дни.

Бобёр имеет непромокаемую шубку, поэтом он проводит зиму в воде . Он заранее готовит себе жильё, которое будет находиться на уровне воды или немного ниже. Их убежища весьма крепкие.

Барсуки очень плохо переносят морозы , поэтому обязательно готовят тёплую нору, чтобы выжить. Они начинают делать запасы еды ещё с осени, чтобы не голодать.


Как готовятся к зиме более крупные звери

У лисы начинает замедляться метаболизм потому, что ей становится очень сложно найти себе пропитание. Именно подкожный жир начинает питать и согревать организм животного. Лисьи лапки покрываются густой шерстью , которая защищает от лютых морозов.

Волку не требуются какие-либо особенные условия для того, чтобы пережить зиму. Он без проблем передвигается по снегу, продолжая вести охоту. Зимой они живут в стаях, чтобы было легче выживать.


Медведи ищут укромное место, чтобы соорудить себе берлогу , которая будет служить им домом во время холодов. Они готовятся к зиме заранее, утепляя не только жилище, но и запасая подкожный жирок .

Тема: Как звери к зиме готовятся.

Цель:

Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

Тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

Материалы к занятию:

Картина «Времена года»;

Картинки с изображением диких животных;

Карточки-модели;

Дидактическая игра «Когда это бывает»;

Музыкальное сопровождение;

На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

Клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах,
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт.
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Как заяц спасается? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

Она шубку поменяла на более теплую.

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

«Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

7. Рефлексия.

    Какие признаки осени вы знаете?

    О каких диких животных мы говорили?

    Что нового узнали?

    Вам понравилось занятие?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме.

Подготовила воспитатель

Саклакова Лариса Владимировна

Кумертау

Программное содержание : Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные, травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды.

Предварительная работа: беседы с детьми о лесе,

сравнение диких и домашних животных,

сравнение травоядных животных и хищных животных,

беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме,

рассматривание иллюстраций диких животных,

отгадывание загадок о диких животных, чтение рассказов о животных

Материал: Предметные картинки (дикие животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме), цветные карандаши, бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети стоят полукругом)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня, дети, я решила прочитать вам отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Ответы детей (Об осени)

Назовите осенние месяцы.

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»?

Ответы детей . Идет листопад.

А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А каких диких животных Башкортостана вы знаете?

Ответы детей: Лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, заяц, кабан, рысь.

Воспитатель: А почему этих животных называем дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу, и человек о них не заботиться. Потому что они сами о себе заботятся и живут в дикой природе.

Воспитатель: дети, я предлагаю вспомнить, где дикие животные живут в лесу. (Проводиться дидактическая игра «Кто, где живет»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Где живет белка? (белка живет в дупле).

Где живет медведь? (медведь живет в берлоге).

Где живет лиса? (Лиса живет в норе).

Где живет волк? (Волк живет в логове).

Где живет еж? (еж живет в гнезде из листьев).

Где живет лось? (Лось живет в лесной чаще).

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу. А какое время года следует за осенью?

Ответы детей: (за осенью придет зима)

Воспитатель: Правильно, за осенью наступает зима. Зима - это очень трудное, холодное время года. Зимой диким животным очень трудно в лесу: холодно, мало пищи. Поэтому дикие животные готовятся к зиме. Но сначала проведем разминку, нам, дети тоже нужно готовиться к школе. Проводится пальчиковая гимнастика: «Животные, которых мы можем показать».

Дети подходят к доске, на которой находятся картины диких животных.

Ой, слышите, кто то к нам стучится. Тихо. Сейчас я посмотрю. Дети, это Незнайка к нам пришел. Он говорит, что тоже хочет знать о том, как звери готовятся к зиме. Расскажем Незнайке? Усаживайся, Незнайка, удобнее и слушай.

Дети, я даю вам волшебный клубок, который может записать наш разговор. Потом мы его подарим Незнайке, вдруг он что-то забудет, поднесет к уху и услышит ваши рассказы еще раз. Передавайте клубок осторожно, не спеша. Как услышите слово стоп, начинайте рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель держит клубок и рассказывает, как зимуют лоси: лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

Воспитатель передает клубок детям.

ДЕТИ: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.

Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из-под снега.

Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

МЕДВЕДЮ тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).

Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Ну вот, Незнайка, получай волшебный клубочек и беги, рассказывай то, что узнал. Дети, Незнайка вас поблагодарил, попрощайтесь с Незнайкой.

Нам пора поиграть.

Физкультминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают -

Не идет ли волк?

Раз - согнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, потянулся,

Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подходите к столам. Дети, дикие животные приготовили вам гостинцы грибочки. Угощение - дикие животные разрешили подарить к чаю тому, кто назовет слова - определения для животных. (Дети говорят -какая, какой, выбирая на доске картинки с диким животным, убирая картинки после ответа).

ВОСПИТАТЕЛЬ вызывает детей. Дети дают слова-определения:

Белочка - заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.

Заяц - трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,

Медведь - неуклюжий, косолапый, неповоротливый

Еж - колючий, храбрый, отважный, смелый.

Рысь - ловкая, быстрая, смелая, чуткая.

Лось - большой, сильный, быстрый, травоядный

Волк быстрый, злой, серый, зубастый.

Лиса - красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.

Воспитатель: Дети, назовите травоядных диких животных Башкортостана. (Заяц, лось, белка).

Каких диких хищных животных Башкортостана вы знаете? (волк, лиса, рысь, еж).

А как вы думаете, хищных животных должно быть меньше, чем травоядных или больше?

Ответы детей : Хищных животных должно быть меньше.

Воспитатель: Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды».

Для того, чтобы травоядные наелись, травинок должно быть больше, чем травоядных животных. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с травоядными животными, а травоядных меньше, чем травы. Ну, а травоядных животных не прочь отведать на обед хищники. Они больше и сильнее им нужно съедать много травоядных животных. Поэтому в лесу

травоядных животных должно быть больше, чем хищников, чтобы всем хватило еды. Вот и получается пирамида. Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем травоядных животных, а травоядных животных - больше, чем хищных диких животных. (На доске выкладывается экологическая пирамидка).

Зимой диким зверям приходится тяжело. У каждого есть свой план, как пережить зиму, они по-разному подготавливаются к лютым морозам. Кто-то запасается пищей, кто-то меняет одеяние, а кто-то готовит себе теплое жилище.

Как белки готовятся к зиме

Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище. Зимуют белки в дуплах, но не впадают в спячку. Они плохо переносят мороз, поэтому большую часть в зимнее время они проводят в своих домиках. Белки заблаговременно обустраивают дупло корой деревьев, мхом, найденными перьями и т.д. На зиму белки меняют свой окрас с рыжего цвета на сероватый, в целях маскировки.

Как бобры готовятся к зиме

Бобры подготавливают себе жилище заблаговременно. Они могут размещать его на уровне воды или под водой. Для этого они сносят палки, ветки, которые виртуозно связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Дом, построенный бобрами подо льдом, является теплыми и безопасными. Они не мерзнут зимой в воде, потому что их шуба непромокаемая. Бобры предварительно заготавливают себе пищу на зимнее время. Зимой они не впадают в спячку, а снижают свою активность, при этом подкрепляясь пищей.


Как барсуки готовятся к зиме

Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. Начало осени для барсуков характерно подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы.


Как зайцы готовятся к зиме

Зайцы не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке. Лютые морозы они переносят на лапах. В качестве маскировки, начиная с осени, зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Это дает им возможность маскироваться от хищников на фоне снега. Ну, а если его заметил волк или лиса, он прытко пытается сбежать. К зимним особенностям в поведении также относятся рытье временных нор в снегу или сене. В таких норах он отдыхает и набирается сил.


Как лисы готовятся к зиме

Подготовка к зиме начинается с утепления шубки. Их шерсть становится густая, пуховая, яркая. Она отлично защищает их от сильных морозов. Лиса круглогодично живет в норах. Зачастую местом для рытья норы является какая-либо возвышенность. Дабы лиса могла обозревать весь лес. Если она отошла далеко от своей норы и началась сильная метель, лисица может временно поселиться в другую заброшенную нору. Перед возвращением в нору она тщательно запутывает следы. Лисица не делает запасы на зиму, а регулярно выходит на охоту. Ее добычей становятся чаще всего грызуны. За неимением мяса, она может поесть найденные ягоды или овощи. Природой так сложено, что в зимнее время метаболизм у лисиц пониженный. Подкожный жир, растрачивается на согревание их в сильные морозы. Пушистые лапы позволяют передвигаться лисицам бесшумно при охоте на добычу. Лиса стойка к сильным морозам.


Как волки готовятся к зиме

Зиму волки переносят легко. К холодам их шерсть становится длиннее и пушистей. Она отлично их согревает в сильные морозы. Зачастую они выбегают на дороги, тропы для облегчения своего бега. У волков есть характерная особенность – объединения в стаю. Стаей они без труда ловят добычу в радиусе 30-60 км, потом вместе поедают ее. В среднем стая состоит из 7-12 волков.


Как медведи готовятся к зиме

С приходом осени медведь озадачен поиском и подготовкой жилья на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы. В моменты оттепели медведь может проснуться на несколько дней и приступить к поискам пищи.


Дикие звери по-разному подготавливаются и переносят зиму. Кто-то проживает сильные морозы в движении, кто-то пересиживает их, прячась в своем жилище, а другие впадают в спячку. Природа грамотно раздала особенности всем зверям.

Для занятия вам потребуется:

  • животные - фигурки, или мягкие игрушки, или их изображения;
  • игра "найди тень" - распечатать;
  • вата - "снег";
  • загадки (распечатать можно ниже);
  • рассказ "Как звери к зиме готовятся" (распечатать можно ниже).

Расставляем на ковре игрушки лесных животных (которые есть дома). Можно мягкие игрушки, можно резиновые или пласмасовые фигурки животных, можно также использовать картинки.

Проводим наблюдение за природой (через окошко):
На дворе осень - на улице пасмурно, ветрено, небо затянуто серыми облаками, с деревьев облетели последние листочки, вспоминаем, что на улице почти нет насекомых - они все попрятались от холода. Скоро придет зима, выпадет первый снег и на улице станет еще холоднее и меньше корма для животных. Предлагаем ребенку пойти в лес и узнать, как готовятся животные к зиме.
Приходим на "полянку", где расставлены животные леса - ежик, лиса, заяц, медведь, волк и др.

Предлагаем ребенку отгадать загадки и узнать, какие дикие животные живут в лесу. Ребенок показывает отгадку - игрушку-животное.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - …
(Медведь)

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт?
(Белка)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)

Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у … .
(Бобра)

В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке гриб нашел.
А грибы - я вам скажу -
Очень нравятся....
(Ежу)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

Из коробочки разбрасываем "снег" - вату, рассказывая стихотворение "Первый снег" И. Бурсова или любое другое:

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Вот и выпал первый снег! Скоро наступит зима. Звери вы готовы к зиме? Кто как готовился?
Читаем сказку из "Лесной книжки":



Проводим беседу по сказке. использую игрушки животных:
- Как готовится белочка, заяц к зиме?
- Как будет спасаться от холода ежик, медведь?
- Что будут делать зимой лиса и волк?
и т.д.

Затем проводим пальчиковую гимнастику:

Мальчик-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)

Играем с игрушками или их изображениями в игру "Что изменилось?":
Расставляем игрушки в ряд, просим ребенка закрыть глаза и убираем одну игрушку. Ребенок открывает глаза, говорим, что одно животное убежало, просим вспомнить кто.
Играем 4-5 раз.



Дане так понравилось, что он решил поиграть еще, только на этот раз должна была угадывать кто спрятался мама):



Затем можно поиграть в игру "Найди тень":



Я думала на этом мое занятие и закончится, но Дане хотелось чего-то еще, поэтому мы решили сделать норку для ежика. Но если ваш ребенок устанет, лучше сделать норку в следующий раз.
Для этого нам потребуется: картон (у нас он из-под баночек детского пюре), ножницы, клей или скотч, ну и конечно сам ежик.

Склеиваем картон в виде тунельчика, хорошо бы сделать еще заднюю стенку, но я делала на скорую руку, поэтому у нас норка с 2-мя выходами.
Облепляем картон пластилином - размазываем его (а это отличная тренировка нашим пальчикам).



Облепив картон пластилином - прилепляем листочки, веточки, крышечки от желудей, ягодки рябинки (к сожалению, все что у нас осталось от природного материала, это немного листиков, хотелось конечно сделать еще красивее, но больше украшать было нечем, потому что на улице уже грязь и выпал первый снег, поэтому как-то так).
Вот и всё! Норка ежика готова и он может всю зиму спать спокойно.



И тут Даня решил, что пошёл снег).

- Все животные готовы к зиме: кто шубку с летней на зимнюю поменял, кто запасы сделал, а кто спать будет. А у ежика даже норка готова.
Прощаемся с животными и "уходим".

Новое на сайте

>

Самое популярное