Домой Сад и огород Джон Джейкоб Астор: Человек, который остался на палубе. В поисках лучшего мужа: печальная судьба Мадлен Астор Асторы в бегах

Джон Джейкоб Астор: Человек, который остался на палубе. В поисках лучшего мужа: печальная судьба Мадлен Астор Асторы в бегах

26 февраля 2016, 00:10

История гласит, что на «Титанике» было 16 пар молодоженов, хотя некоторые источники указывают и большее количество. В случае 7 пар оба супруга остались в живых. Семь молодых жен потеряли мужа, а две пары остались вместе до конца и нашли свое счастье на небесах. Многие из них были хорошо известны, о других написано всего лишь пару строк. Больше всего молодоженов было в первом классе.

Пара первая: Джон Джейкоб Астор IV и Мадлен Астор (1 класс)

На самом деле неизвестно, где впервые встретились Мадлен Форс и Джон Джейкоб Астор, но существует версия, что уже до дебютного бала Мадлен, когда ее впервые представили высшему свету в декабре 1910, они были знакомы, и это их знакомство позже шокирует всё благопристойное общество.

Когда они встретились, Джону Джейкобу Астору, одному из богатейших людей мира, было 45, и он недавно развелся. Развелся в то время, когда разводы были строжайше запрещены. Есть версия, что миссис Форс, мать Мадлен, хотела, чтобы замуж за Астора вышла Кэтрин (ее старшая сестра) , но он выбрал Мадлен. Астор был на 29 лет старше ее, а его сыну от первого брака было уже 18.Сын был всего на год младше Мадлен.

Кэтрин Форс,старшая сестра Мадлен.

Сегодня, наверное, трудно понять негативное отношение к разводу в начале 1900-х, но его было очень сложно получить. Неизвестно, Астор ли, или его жена, Ава Лоул Уильмяс, подали на развод, но только богатство Астора помогло завершить этот процесс.

Тем не менее, на разводе проблемы у Астора не закончились. После встречи с Мадлен летом 1910, он объявил о своем намерении жениться на ней, но из-за развода почти никто не хотел женить пару, так как разведенным не разрешалось жениться снова.

Они все-таки поженились 9 сентября 1911 в Бичвуде, имении Астора. Найти священника оказалось довольно сложным заданием, поскольку ни деньги, ни мольбы не остановили от отказа уже двоих. Сын Астора был его шафером.

После свадьбы Джон забрал Мадлен на свою яхту и перед тем, как уехать, сказал: «Теперь, когда я счастливо женат, мне плевать на сложности развода и повторной женитьбы. Я от всего сердца симпатизирую почти всем устоям этого общества, но считаю, что нужно разрешить повторный брак, поскольку брак - это самое счастливое, что может быть для человека и общества».

Чтобы избежать сплетен, молодожены отправились в долгое путешествие. Сначала они посетили Египет, затем Париж. За границей они встретили Маргарет Браун, которая (не под стать многим американцам) не считала их свадьбу чем-то неприличным. Она продолжала путешествовать с ними, пока Асторы не решили вернуться домой.

Снимок, сделанный журналистами вскоре после свадьбы

Причина внезапного решения о возвращении после 8 месяцев путешествий была простой - Мадлен забеременела и супруги хотели, чтобы ребенок родился в Америке и они взяли билеты на «Титаник».

После столкновения Джон Джейкоб покинул каюту, чтобы узнать, в чем дело. Вернулся он довольно быстро и сообщил жене, что корабль столкнулся с айсбергом, но опасность не кажется серьезной.

Позже, когда пассажиры первого класса начали собираться на шлюпочной палубе, Асторы сидели в спортивном зале, где Джон нашел еще один спасательный жилет и немного разрезал его, чтобы показать Мадлен из чего тот сделан. Позже миссис Астор отдала свою шаль Лие Акс (пассажирке 3 класса), чтобы та укутала своего десятимесячного сына Филли.

Даже когда спускались шлюпки, Астор насмехался над идеей оставить твердую палубу «Титаника» ради хрупкой маленькой шлюпки. «Здесь мы в гораздо большей безопасности, чем в этой маленькой шлюпке», - сказал он Мадлен. Но около 1.45 он передумал, когда второй офицер Чарльз Лайтоллер пришел на палубу А, чтобы закончить загрузку шлюпки № 4.

Джон Джейкоб помог Мадлен сесть в шлюпку и спросил, может ли он присоединиться к ней ввиду ее «деликатного положения». Лайтоллер ответил ему, что ни один мужчина не сядет в шлюпку, пока не сядут все женщины. Астор отошел и только спросил у Лайтоллера номер этой шлюпки.

Джон Джейкоб погиб, оставив Мадлен доход от пяти миллионов целевого фонда и свой дом на Пятой авеню до тех пор, пока она снова не выйдет замуж. В августе 1912 Мадлен родила сына, назвав его в честь своего мужа, Джоном Джейкобом Астором VI.

Мадлен в 1937 году

Во время Первой мировой она вышла замуж за Уильяма К. Дика (и отказалась от всех претензий на наследство Астора). У них родилось двое сыновей. В 1933 они развелись, и Мадлен вышла замуж за Энцо Фьермонте. Но этот брак продлился всего 5 лет. Мадлен умерла в возрасте 47 лет в 1940 году в Палм-Бич, Флорида.

Пара вторая: Виктор и Мария Пенаско у Кастельяна (1 класс)

Сказочно богатый и невероятно влюбленный 24-летний испанец Виктор и его молодая жена Мария, 22-х лет, очаровывали всех, кого встречали на борту «Титаника». Виктор – энергичный парень в великолепном костюме, унаследовавший свои обширные богатства от своего отца и деда. Мария – потрясающая красавица, одетая по последней моде.

В начале апреля 1912 пара была в Париже, где внезапно решила окончить свой медовый месяц путешествием в Нью-Йорк. Суеверная мать Виктора предупредила молодых, что любое плаванье принесет им несчастье, поэтому Виктор скрыл от нее свои намерения, оставив в Париже своего камердинера, который слал ей открытки каждую неделю.

Виктор и Мария только вернулись в свою каюту, когда почувствовали столкновение. Виктор убежал, чтобы узнать, что случилось. Вернувшись, он сказал Марии немедленно одеться. Не предпринимая никаких действий для собственного спасения, он нашел место в шлюпке № 8 для Марии и ее горничной.

Виктор погиб, его тело так и не было найдено. Между тем, его мать по-прежнему получала открытки, не зная, что ее сына нет в живых. В конце концов, она узнала обо всем из мадридских газет, но на этом их история не заканчивается.

В соответствии с испанским законом, если тело погибшего не было найдено, он не считался официально умершим в течение 20 лет. Из-за этого Мария не могла получить наследство мужа, но его мать, богатая влиятельная женщина, подкупила чиновников. Было выдано свидетельство о смерти Виктора, и его «похоронили» в Галифаксе.

Мария унаследовала состояние Виктора и, пробыв безутешной вдовой около 6 лет, вышла замуж за Барона де Рио Товиа. У них родилось трое детей, и Марии удалось прожить жизнь богатой мадридской матери семейства, жизнь, которую она могла бы прожить с Виктором.

Пара третья: Джон и Нелли Снайдер (1 класс)

Нелли Стивенсон вышла замуж за Джона Пиллсбери Снайдера, внука основателя компании «Пиллсбери», в январе 1912. Молодая пара отправилась в трехмесячный тур по Европе, и путешествие на «Титанике» должно было завершить их медовый месяц, их недавняя женитьба, возможно, спасла им жизнь.

Некоторые газеты сообщили, что когда загружали шлюпки, один из членов экипажа крикнул: «Пустите сначала женихов и невест!» Так что мистер и миссис Снайдер сели в шлюпку вместе с другими молодоженами: мистер и миссис Бишоп, и мистер и миссис Дик. Миссис Снайдер села в шлюпку и ее муж последовал за ней. Они спаслись в шлюпке № 7.

Джон и Нелл Снайдер сразу после того, как сошли с «Карпатии» в Нью-Йорке. Они одеты в ту самую одежду, в которой покинули тонущий лайнер.

Джон и Нелли вернулись в Миннесоту, где Джон стал владельцем автомобильной компании. У них родилось трое детей. Кроме занятости в автомобильногом бизнесе, Джон служил во время Первой мировой войны, был членом палаты Представителей Миннесоты с 1927 по 1929 год. Он умер в возрасте 71 года в 1959, играя в гольф.Нелли дожила до 93 лет.

Пара четвертая: Альберт и Вера Дик (1 класс)

Эта пара поженилась 31 мая 1911, в тот же день, когда был спущен «Титаник». 18-летняя Вера Джиллеспи все еще была юной и неопытной, так что Альберт решил провести медовый месяц в большом туре по Европе, где он мог бы обучить ее всем премудростям богатой жизни. «Титаник» должен был отвезти их домой, в Америку.

На борту Вера понравилась одному из молодых стюардов по имени Джонс и, к великому раздражению Альберта, флиртовала с ним. Пара также подружилась с Томасом Эндрюсом, и вечером 14 апреля они ужинали вместе. Позже Вера скажет, что всегда будет помнить звезды в ту ночь. «Даже в Канаде, где очень ясные ночи, я никогда не видела настолько ясного и звездного неба».

Супруги собирались ложиться спать, когда корабль столкнулся с айсбергом, но они ничего не почувствовали. О происшествии им сообщил тот же стюард, который питал к Вере нежные чувства. «Мы бы проспали все на свете, если бы стюард не постучал к нам вскоре после полуночи и не сказал одеться и взять спасательные жилеты». В шлюпку их провел Томас Эндрюс. По словам Альберта, он и его жена оказались в крепком прощальной объятии, а затем Эндрюс втолкнул их в шлюпку.

Когда они вернулись домой, Альберт был подвергнут всеобщему непринятию и игнорированию за то, что выжил. Ходили сплетни о том, что он переоделся женщиной, чтобы спастись. Пострадал его развивающийся гостиничный бизнес, поэтому Альберт продал его, и продолжал вкладывать деньги в недвижимость. Вера училась музыке в Королевской Консерватории в Торонто и стала неплохой вокалисткой. Во дворе своего дома они построили лестницу, немного напоминающую Парадную на «Титанике», но всячески отрицали это сходство. У них был один ребенок, дочь Гильда.

Пара пятая: Дикинсон и Хелен Бишоп (1 класс)

Дикинсон Бишоп на момент женитьбы на 19-летней Хелен Уолтон был молодым богатым вдовцом. Первая жена завещала ему крупную долю в одной из компаний Мичигана. С Хелен они поженились 7 ноября 1911 года.

Пара возвращалась из четырехмесячного свадебного путешествия по Египету, Италии, Франции и Алжиру, откладывая свой отъезд, чтобы вернуться домой на новом «Титанике».

В ночь 14 апреля Хелен уже легла спать, а Дик читал, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом. Хелен сообщила, что ничего не услышала и не почувствовала, пока несколько минут спустя кто-то не подошел к их двери и не сказал, чтобы они выходили на палубу. Пара так и сделала, но офицеры сказали им, что они могут вернуться к себе в каюту, так как опасности нет.

Только они приготовились снова лечь спать, как их снова побеспокоили. На этот раз это был их друг, Альберт Стюарт, который выразил свое беспокойство уже заметным креном корабля. Бишопы снова быстро оделись и вышли на палубу, где было всего несколько человек. Хелен попросила мужа вернуться в каюту за ее муфтой.

Дикинсон Бишоп в 1949 году.

Пока он занимался этим, Хелен догнала его и сказала, что поступил приказ надеть спасательные жилеты. Вернувшись на палубу, пара села в шлюпку № 7. Хелен, которая стала первой пассажиркой этой шлюпки, позже утверждала, что слышала приказ «Все невесты и женихи могут сесть» и что другие три известные уже нам пары молодоженов тоже сели в эту шлюпку.

Миссис Бишоп пришлось оставить в каюте свою собачку Фру-Фру. Она понимала, что «к женщине, держащей собачку в своих руках вместо ребенка в такой ситуации, будет мало симпатии» .На борту их шлюпки было всего 3 члена экипажа, поэтому несколько пассажиров, в том числе и Хелен, помогали грести.

После спасения «Карпатией» и возвращения в Нью-Йорк Бишопы свидетельствовали перед Сенатской комиссией по расследованию катастрофы, которую возглавил сенатор Уильям А. Смит.

Будучи на борту «Титаника», Хелен уже была беременна и 8 декабря 1912 года родила сына, Рэндалла Уолтона Бишопа, но младенец умер два дня спустя.

Чтобы поддержать дух людей в шлюпке № 7, пока та дрейфовала в холодных темных водах Атлантического океана, Хелен рассказала им историю. Когда Бишопы еще были в Египте, гадалка предсказала ее будущее. Она выживет в крушении корабля и землетрясении, прежде чем автомобильная катастрофа лишит ее жизни. «Мы должны были спастись» , - сказала она, - «чтобы остальная часть пророчества сбылась».

Во время отдыха в Калифорнии, Бишопы пережили землетрясение, а 15 ноября 1913 года они попали в автомобильную аварию. У Хелен оказался перелом черепа, и никто не верил, что она выживет. Ее удалось спасти с помощью стальной пластины, помещенной в череп, но авария вызвала изменения в ее психическом состоянии, в результате чего пострадал и брак. В январе 1916 пара развелась.

Дикинсон Бишоп с семьей в 1921 году

Три месяца спустя Хелен упала, находясь в гостях у друзей. 16 марта 1916 она умерла. Статья о ее смерти была размещена на первой странице «Dowagiac Daily News», по иронии судьбы оказавшись на одной странице со статьей о третьей женитьбе Дикинсона Бишопа.

Пара шестая: Джордж и Дороти Хардер (1 класс)

Молодожены сели на «Титаник» в Шербуре. Имобоим удалось спастись в шлюпке № 5. Пара также известна по снимку, сделанному на «Карпатии» во время их разговора с миссис Хейс, пассажиркой 1 класса.

Та самая фотография .

По возвращении в Нью-Йорк Хардеры сформировали комитет, чтобы почтить отвагу капитана Карпатии Рострона и его экипажа. Они наградили капитана серебряным кубком с надписью, а каждого из 320 членов экипажа – медалью.

Мистер Хардер был одним из выживших, который свидетельствовал перед Следственной комиссией Сената США. Пару часто просили рассказывать о катастрофе «Титаника», но они отказывались. Как и многие спасшиеся мужчины, Джордж Хардер понял, что жить с клеймом выжившего в катастрофе «Титаника» не так-то просто.

Многие люди с презрением относились к нему, как к мужчине, который спасся, когда больше сотни женщин и детей погибли. Только в последние несколько лет своей жизни Джордж рассказывал своим двум дочерям факты катастрофы, о которых, как он думал, никто и никогда не знал. Он, наверное, забыл, что его показания на Сенатском расследовании были записаны.

В первые годы после катастрофы Дороти страдала от проблем с почками. Она умерла в 1926, в возрасте всего лишь 36 лет. После ее смерти Джордж снова женился, и его вторая жена, Элизабет, была на 15 лет моложе.

Пара седьмая: Дэниэл и Мэри Марвин (1 класс)

Дэниэл Марвин был сыном основателя первых студий по производству только появившихся «фильмов», Генри Нортона Марвина, поэтому неудивительно, что его свадьба с Мэри Фаркварсон была запечатлена на камеру. Дэниэлу было всего 19, а его юной новоиспеченной жене – 18. На «Титанике» пара возвращалась домой после медового месяца в Европе.

Миссис Марвин вспоминает:

«Дэн подхватил меня на руки и растолкал людей, чтобы усадить в шлюпку. Посадив меня, он крикнул: «Все хорошо, малышка. Иди, я пока побуду здесь. Я надел спасательный жилет и спрыгну вслед за тобой». Наша шлюпка начала спускаться, и он быстро поцеловал меня. Когда мы вышли на палубу после столкновения, было темно. Я услышала около десяти револьверных выстрелов. Одна пуля пролетела почти рядом с моей щекой. Джентльмены были мужественны, отталкивая трусов от шлюпок, которые пытались попасть в них прежде женщин. Пока наша шлюпка спускалась, я увидела майора Батта, которого немного знала, стоящего на палубе с железным прутом или тростью, отгоняющего неистовую толпу, рвущуюся в переполненные лодки…»

Дэниэл Марвин погиб, его тело так и не было найдено. 21 октября 1912 года родилась их дочь, Мэри Маргарет Элизабет Марвин, которую Мэри носила под сердцем, будучи еще на «Титанике». 25 декабря 1913 года Мэри снова вышла замуж за давнего друга семьи.

Пара восьмая: Люсьен и Мэри Смит (1 класс)

Недавний выпускник университета Западной Вирджинии Люсьен впервые увидел Мэри Элоиз Хьюз на фотографии, показанной их общей знакомой, и тут же влюбился. Чтобы встретиться с этой темноволосой красавицей, он отправился в ее родной город, Хантингтон. После недолгих ухаживаний, Мэри дала свое согласие стать женой Люсьена, а дату свадьбы назначили на 8 февраля 1912 года. Местные газеты описывали свадьбу как «одно из самых великолепных бракосочетаний, которые когда-либо видел наш город».

Молодожены решили провести свой медовый месяц в поездке по всему миру. В свое путешествие они отправились на борту «Олимпика» под командованием капитана Смита, но к началу апреля внезапно захотели вернуться в горы Западной Вирджинии. Причина была простой – Мэри Элоиз уже два месяца как была беременна. «Люсьену так не терпится вернуться домой, водить автомобиль и дурачиться на ферме», - писала она родителям. – «Мы уезжаем в воскресенье. На корабле поплывем в Бриндизи, на поезде едем в Ниццу и Монте-Карло, затем в Париж и в Шербуре сядем либо на «Лузитанию», либо на «Титаник».

14 апреля после ужина в кафе Паризьен Люсьен играл в карты с тремя французами. Когда произошло столкновение, Мэри уже спала. Ее разбудил Люсьен, который «неторопливо» сообщил ей: «Мы столкнулись с айсбергом. Ничего страшного, но мы, вероятно, задержимся на день до прибытия в Нью-Йорк. Но в целях безопасности, капитан приказал всем дамам выйти на палубу».

На палубе Элоиз подошла к капитану Смиту и, проинформировав его, что она здесь совсем одна, спросила, может ли ее муж сопровождать ее в шлюпке. Капитан ничего не ответил, только повторил приказ «Сначала женщины и дети!»

Уверив свою жену, что на «Титанике» достаточно места в шлюпках для всех, Люсьен усадил Элоиз в шлюпку № 6. Он поцеловал ее на прощание и сказал держать руки в карманах, чтобы не замерзли.

Люсьен погиб. По иронии судьбы в следующую шлюпку посадили уже известные нам три пары молодоженов. Повременив Смиты еще немного, они могли бы спастись вдвоем.

Сначала газеты все же сообщали, что спаслись и Люсьен и Элоиз. Обнадеженные родственники приехали в Нью-Йорк, встретить «Карпатию».

Джеймс Смит, старший брат Люсьена, позже отправился в Галифакс, чтобы убедиться, действительно ли нашли тело его брата. После долгих поисков в моргах и беседы с капитанами поисковых судов «Маккей-Беннетт» и «Миния», он решил, что нет. Между тем Элоиз ожидала, что тело ее мужа будет найдено, начав планировать для него роскошный мавзолей.

29 ноября 1912 Элоиз родила сына, Люсьена Филиппа Смита-мл. С его рождением ее поздравила миссис Астор.

Люсьен Смит-младший

18 августа 1914 Элоиз снова вышла замуж за выжившего в катастрофе пассажира первого класса Роберта Уильямса Дэниэла. Пара развелась в 1923. Элоиза выйдет замуж еще дважды, прежде чем вернется к фамилии первого мужа. Она умерла от сердечного приступа в возрасте всего лишь 46 лет.

Пара девятая: Генри и Клара Фрауэнталь (1 класс)

На момент посадки на «Титаник» этой паре исполнилось всего две недели с момента официального заключения брака во Франции.

Генри на то время уже был достаточно известным ортопедическим хирургом и находился на вершине своей карьеры. Одним из его медицинских интересов было лечение хронических заболеваний суставов. Для этой цели в 1904 году он основал клинику, чтобы практиковать изобретенные им методы лечения этих заболеваний, которые оказались настолько успешными, что в 1908 году клиника расширилась благодаря постройке еще одного здания.

Вместе с ними путешествовал брат Генри – Исаак Фрауэнталь, который присоединился к ним в Шербуре.

Все трое спаслись в шлюпке № 5. С участием Генри произошла одна довольно неприятная ситуация – в шлюпку он умудрился не сесть, а упасть. Будучи достаточно крупным мужчиной, он упал на пассажирку 1 класса Энни Мэй Стенгель и сломал ей несколько ребер.

После своего счастливого спасения Фрауэнталь вернулся к работе в клинике, которая продолжала расти. В 1914 построили еще одно ее здание, и за первый год ее работы было принято более 48 000 пациентов. Позже Генри, возможно, рассказал о своих впечатлениях от катастрофы в одной из статей для майского номера журнала «Американская медицина» 1912 года.

У Генри и Клары не было своих детей, но была приемная дочь – Натали. Существует информация, что, возможно, Натали была дочерью Клары от первого брака.

.

Натали Фрауэнталь

Катастрофа, видимо, оказалась настолько сильным потрясением, что в последующие годы супруги Фрауэнталь страдали от проблем с психикой. Рано утром 11 марта 1927 года Генри покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с 7 этажа собственной больницы. Клара была госпитализирована в больницу в Коннектикуте на оставшиеся ей 16 лет жизни.

Большую часть своего имущества, включая родовое поместье, Генри оставил больнице. Кларе же знаменитый хирург оставил только свою личную собственность «за исключением ценных бумаг и денег в банке», а также предметы домашнего обихода.

В завещании был указан один довольно-таки интересный пункт: Генри просил развеять свой прах над больницей в 50-летнюю годовщину ее основания, которая приходилась аж на 1 октября 1955 года.Что и было исполнено.

Пара десятая: Джон и Сара Чапмэн (2 класс)

Они поженились 26 декабря 1911 года. Брат Сары жил и работал в Америке, поэтому пара решила эмигрировать к нему. На «Титанике» же они хотели провести и свой запоздалый медовый месяц.

В первые дни пара подружилась с Джеймсом Хокингом, пассажиром 2 класса. По словам Эмили Ричардс, пассажирки 2 класса, после столкновения Чапмэны вышли на палубу с Хокингом и семьей Дрю. Дрю разделились, но другие остались вместе. Сара вместе с Эмили садилась в шлюпку № 4, но поняв, что ей придется садиться одной, она повернулась и сказала Эмили: «Прощайте, миссис Ричардс. Если Джон не может пойти со мной, я тоже не пойду».

Мистер и миссис Чапмэн погибли. «Маккей-Беннетт» нашел тело только Джона.

Пара одиннадцатая : Нил и Эйлин МакНейми (3 класс)

В 1901 году молодой ирландский эмигрант настолько впечатлил собой управляющего магазином «Липтон», что его немедленно взяли на работу в эту известную компанию. Этим парнем был 17-летний Нил МакНейми, и с того момента его судьба была решена.

Молодой МакНейми продвигался по службе, и через несколько лет ему была предложена должность стажера-управляющего в отделе компании в графстве Уилтшир в Южной Англии. Именно там он встретил и полюбил юную Эйлин О’Лири, которая пришла работать в магазин продавщицей. Она была элегантной, очаровательной и очень способной девушкой.

Их отношения одобряли все, поскольку молодые были весьма известны благодаря своей безупречной работе. Слухи о Ниле дошли до основателя компании, сэра Томаса Липтона, который предложил МакНейми работу в Америке.

Казалось, что паре уготовано светлое будущее. Они поженились 17 января 1912 и решили провести свой медовый месяц на борту нового «Титаника». Перед плаванием Эйлин, естественно, волновалась и даже купила себе красивую белую блузку с маленьким вышитым синим якорем.

Молодожены сели на «Титаник» в Саутгемптоне как пассажиры 3 класса, где повстречали множество земляков-ирландцев.

Тело Нила, прекрасного молодого человека, так и не было найдено. Тело Эйлин поднял «Маккей-Беннетт» и похоронил в море 22 апреля 1912. Говорят, что на ней была надета та самая белая блузка с якорем, на руке – обручальное кольцо, а с собой она взяла кошелек, в котором лежал билет на рейс.

Пара двенадцатая : Пекка и Элин Хаккарайнен (3 класс)

Пекка и Элин поженились 15 января 1912 года в Финляндии. Элин была родом из Куинси, штат Массачусетс, где 4 года работала прислугой до знакомства с Пеккой, который жил в Пенсильвании. Поездку в Америку они спланировали гораздо ранее своей женитьбы, поскольку, если бы пара осталась в Финляндии, Пекке пришлось бы служить в Российской армии. Сначала они хотели сесть на «Мавританию», но передумали и поднялись на борт «Титаника» в Саутгемптоне.

Ночью 14 апреля супруги проснулись от столкновения, которое описали как сильную вибрацию и скрежет. Пекка встал, чтобы разузнать, в чем дело, а Элин вернулась в кровать.

Она снова заснула, но через некоторое время проснулась. Пекка еще не вернулся, и когда кто-то из ее друзей постучал в дверь, она встала. У Элин не было достаточно времени, чтобы нормально одеться, поэтому она схватила сумочку и спасательный жилет и поспешила в коридор. Все лестницы были закрыты решетками, но, в конце концов, она заметила стюарда, который пришел за женщинами из третьего класса, чтобы отвести их к шлюпкам.

Элин искала мужа на палубе, но подошел офицер и сказал, что в ближайшей шлюпке еще есть место (№ 15).

Шлюпку уже спускали, и Элин почти упала в промежуток между кораблем и шлюпкой, когда кто-то схватил ее за руку и втянул в шлюпку.

Тело Пекки так и не нашли, Эйлин позже получила 50 фунтов стерлингов компенсации. В 1917 она переехала в Западную Вирджинию, где снова вышла замуж и родила сына.

Каждая пара была по-своему счастлива. Кто-то с нетерпением ожидал новой совместной жизни в другой стране, кто-то радовался тому, что скоро появится плод их совместной любви, кто-то просто хотел сделать начало своего брака особенно ярким и запоминающимся.

Но судьба распорядилась иначе, собрав их всех на борту великолепного, но обреченного «Титаника».

Последнее сделанное фото «Титаника»



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 На борту «Титаника»
  • 3 Дальнейшая жизнь
  • 4 Смерть
  • Примечания

Введение

Мадлен Талмаж Форс (англ. Madeleine Talmage Force ; 19 июня 1893 - 27 марта 1940) - вторая жена миллионера Джона Джекоба Астора IV и одна из выживших пассажиров «Титаника».


1. Биография

Мадлен родилась в Бруклине, Нью-Йорк, в семье Уильяма Харлбата Форса и Кэтрин Арвиллы Талмаж. Имела старшую сестру, Кэтрин Эммонс Форс. C Джоном Джекобом Астором IV Мадлен впервые встретилась в Бэр-Харборе, штат Мэн, в августе 1911 года, вскоре после окончания школы миссис Спенсер. 9 сентября 1911 года восемнадцатилетняя Мадлен Форс вышла замуж за сорокасемилетнего Джона Джекоба Астора в Ньюпорте, в доме семьи Астор.


2. На борту «Титаника»

Супруги Астор сели на борт «Титаника» в качестве пассажиров первого класса в Шербуре, Франция. Вместе с ними в плавание отправились камердинер Виктор Роббинс, служанка Розалина Бидош, медсестра Кэролайн Эндрес и эрдельтерьер Китти.

В ночь на 15 апреля 1912 года полковник Астор сообщил Мадлен о столкновении корабля с айсбергом. Он заверил, что ущерб незначителен и попросил жену, чтобы она оделась в фиолетовый костюм, накинула норковый ворот и взяла с собой меховой обруч, изумрудное и бриллиантовое ожерелье, серьги с жемчугами, обручальное кольцо, несколько драгоценных камней и 200 долларов.

Мадлен влезла в шлюпку номер 4 через окно прогулочной палубы А, вместе со служанкой и медсестрой. На прощание Астор отдал жене свои перчатки. Джон Джекоб Астор и его камердинер погибли. Тело полковника было найдено 22 апреля. Мадлен и другие оставшиеся в живых пассажиры были спасены лайнером «Карпатия», и позже она больше не говорила о муже.


3. Дальнейшая жизнь

14 августа 1912 года Мадлен родила сына, Джона Джекоба Астора VI, названного в честь отца. Сын Астора, Уилльям Винсент утверждал, что ребёнок не является биологическим сыном покойного полковника.

22 июня 1916 года Мадлен вышла замуж за банкира Уильяма Карла Дика (1888-1953). В браке у них родилось два сына, Уильям и Джон. 21 июля 1933 года супруги развелись. Спустя четыре месяца она вышла замуж за итальянского боксёра Энцо Файрмонта, в гражданской церемонии в Нью-Йорке. Пять лет спустя, 11 июня 1938 года они развелись и Мадлен вернула себе фамилию Дик.


4. Смерть

Мадлен Астор умерла от болезни сердца в Палм-Бич, Флорида, 27 марта 1940 года в возрасте 46 лет. Была похоронена на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке.

Примечания

  1. Titanic Passengers | Information regarding Titanic"s passengers and Crew - www.titanic-passengers.com/madeleineastor.htm
  2. Madeleine Astor - eNotes.com Reference - www.enotes.com/topic/Madeleine_Astor
  3. Madeleine Force Astor Biography - Biography.com - www.biography.com/articles/Madeleine-Force-Astor-283808
  4. Reference for Madeleine Astor - Search.com - www.search.com/reference/Madeleine_Astor
  5. Madeleine Astor - Ask Jeeves Encyclopedia - uk.ask.com/wiki/Madeleine_Astor
  6. Mrs. Fiermonte Dead In Florida - www.encyclopedia-titanica.org/item/3259/, Associated Press in the New York Times (March 28, 1940). «The household of Mrs. Madeleine Force Astor Fiermonte stated early today that she was dead. Mrs. Madeleine Force Astor Dick Fiermonte was married three times, and divorced twice. Her first marriage to Colonel John Jacob Astor, head of the Astor family in this country, was of short duration, ending when he lost his life in the Titanic disaster. Her second union, that with William K. Dick, member of a family whose fortune was made in the sugar refining business, terminated when she divorced him in Reno. ...».
  7. Madeline Force Astor (1893 - 1940) - Find A Grave Memorial - www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=gr&GRid=6596962
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 23:35:11
Похожие рефераты:

Пожалуй, наиболее смелый взгляд в будущее бросил в конце девятнадцатого века Джон Джейкоб Астор (John Jacob Astor, 1864-1912). Его роман "Путешествие в иные миры" ("A Journey in Other Worlds: A Romance of the Future"), появившийся в 1894 году, был написан под явным влиянием Перси Грега (Астор, например, позаимствовал у него термин "апергия"), но действие книги решительно отнесено в будущее - на сто лет вперед.

Земля 2000 года предстает перед читателем фантастическим и прекрасным миром. Моря ее бороздят механические "водомерки" на воздушной подушке, в небе парят махолеты на "апергической" тяге, а герой разъезжает по стране на электрическом фаэтоне. Осуществляется грандиозный проект Выравнивания Земной Оси - точнее, уменьшения ее наклона к плоскости эклиптики с 23 до 11 градусов, что позволит сделать сезонные изменения климата не столь ярко выраженными...

Политическое мироустройство, впрочем, еще далеко не во всем совершенно: хотя Американский континент, от Канады на севере до мыса Горн на юге, и объединился постепенно во Всеамериканские Соединенные Штаты, Евразию продолжают раздирать противоречия. "Холодная война" между Россией, Германией и Францией приняла затяжной характер; хитрые британцы не преминули воспользоваться ослаблением своих континентальных противников и распространили колониальное влияние на всю Африку и Азию.

Корабль героев романа, "Каллисто", отправляется было на "апергической" тяге за пределы Солнечной Системы, но делает остановку сначала на Юпитере, а затем на Сатурне. На Юпитере герои романа обнаруживают чуть ли не Эдемский сад, ожидающий появления своих Адама и Евы, а на Сатурне, напротив, оказывается возможно разговаривать с душами умерших земных праведников. Автор указывает во вступлении, что "наука стала главной, после религии, надеждой для человечества", и эту идею он последовательно проводит через весь роман...

Хотя вклад Астора в фантастику ограничивается только этой книгой, его биография вполне достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Джон Джейкоб Астор Четвертый был потомственным миллионером. Его прадед, Джон Джейкоб Астор Первый, числится среди самых знаменитых промышленников в истории Америки: в конце восемнадцатого века он сделал огромное состояние на торговле пушниной. Его правнук родился 13 июля 1864 года в фамильном доме в городке Ринебек штата Нью-Йорк. Закончив Гарвард, он в 1888 году отправился путешествовать и вернулся в Штаты через три года для того, чтобы принять бразды управления семейными капиталами. Помимо литературного творчества, Астор увлекался также изобретательством. С Эдисоном на этом поприще он, конечно, не сравнялся, но на его изобретательском счету такая полезная штука, как велосипедный тормоз (патент оформлен на его имя в 1898 году). Кроме того, он принимал участие в создании турбовинтового двигателя и пневматического дорожного трамбовщика.

В 1897 году, вдохновленный примером двоюродного брата, Уильяма Уолдорфа Астора, который построил в Нью-Йорке отель, Джон Джейкоб Астор вложил деньги в строительство еще одной роскошной гостиницы. Стоящие рядом корпуса получили общее имя, которому было суждено стать известным во всем мире - "Уолдорф-Астория". На тот момент, это был самый крупный гостиничный комплекс в мире. Впоследствии Астор построил также отели "Сент-Регис" и "Никербокер".

Во время Испано-Американской войны Астор передал свою личную яхту "Нурмахал" для нужд американского правительства, а также полностью снарядил за свой счет батарею горной артиллерии. Сам он тоже не намерен был отсиживаться в тылу, и в 1898 году получил чин полковника в волонтерском батальоне.

Лучшие дня

С 1891 года Астор был женат на Аве Уиллинг, у них родились сын и дочь. Однако в 1909 году Астор вдруг подал на развод, а в 1911 году обвенчался с восемнадцатилетней Мадлен Форс (сын Астора, Уильм Винсент, был на год ее старше). Общественное мнение встретило этот брак глухим ворчанием, и молодожены предпочли уехать за океан, чтобы дать шуму утихнуть. Они путешествовали по Египту, жили в Париже, и решили вернуться в Нью-Йорк только когда Мадлен была уже на пятом месяце беременности.

В апреле 1912 года Асторы и их слуги (при Джоне был лакей, при Мадлен - горничная и сиделка) заняли две каюты первого класса на "Титанике".

Сразу после рокового удара Астор вышел из каюты узнать, что случилось, и почти сразу вернулся с сообщением, что лайнер столкнулся с льдиной. Происшествие, по его словам, не было опасным. Однако через некоторое время пассажиров первого класса попросили подняться из кают на прогулочную палубу. Асторы устроились среди спортивных снарядов на гимнастической площадке. Джон был невозмутим, он не проявлял беспокойства даже тогда, когда пассажиры начали занимать места в шлюпках - он считал, что палуба огромного лайнера гораздо надежнее, чем перегруженные спасательные шлюпки. Без четверти два ночи на палубе появился помощник капитана Чарлз Лайтоллер, который приказал спускать шлюпки, и только после этого Астор помог жене, ее горничной и сиделке забраться через иллюминатор закрытой прогулочной палубы в шлюпку N 4. Он сказал Лайтоллеру, что Мадлен "в деликатном положении", и спросил, можно ли ему присоединиться к ней. Лайтоллер ответил, что мужчины должны оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в шлюпки. Астор кивнул, отошел в сторону, и все оставшееся время спокойно наблюдал издали за попытками пассажиров спустить на воду другие шлюпки.

Мадлен и остальные пассажиры спасательной шлюпки N 4 остались живы. У Мадлен в августе родился сын, который при крещении получил имя в честь отца - Джон Джейкоб Астор Пятый. Для российского читателя будет небезынтересно, что дочь Астора от первого брака, Ава Элис Мюриэл Астор, впоследствии стала княгиней Оболенской, женой офицера Белой гвардии князя Сергея Оболенского.

Если верно то, что каждому воздается по вере его, то душа мужественного полковника Джона Джейкоба Астора должна сейчас обитать на Сатурне...

Материал написан как часть очерка по истории американской журнальной фантастики первой половины XX века.

Американский миллионер, бизнесмен, писатель, член знаменитой в Америке семьи Астор, полковник Испано-американской войны, Джон Джейкоб Астор (John Jacob Astor) родился 13 июля 1864 года в городе Ринебек штата Нью-Йорк в семье миллионера Уильяма Бэкхауса Астора (William Backhouse Astor).
Он был внуком одного из самых богатых людей Америки - мехового магната Джона Джейкоба Астора.

Астор получил образование в St. Paul"s School в Конкорде, а затем окончил Гарвардский университет. После путешествия за границу в 1888-1891 годах Джон Астор вернулся в Соединенные Штаты для управления семейным бизнесом.
В 1894 году Астор написал научно-фантастический роман "Путешествие в другие миры", описывающий странствие героев на космическом корабле за пределы Солнечной системы, на планету Сатурн, где можно было общаться с душами умерших.
Помимо литературного творчества Джон Астор увлекался изобретательством. В 1898 году он оформил патент на велосипедный тормоз. Астор также принимал участие в создании турбовинтового двигателя и пневматического дорожного трамбовщика.
В 1897 году Астор построил роскошную (Hotel Astoria) в Нью-Йорке рядом с отелем двоюродного брата Уильяма (William Waldorf Astor) "Уолдорф" (Hotel Waldorf). Новый комплекс стал известен как "Уолдорф-Астория".
Объединенная гостиница стала не только самым большим отелем мира, но и самым фешенебельным отелем того времени. Позже, в 1905-1906 годах, Астор построил еще два отеля - "Сент-Регис" (St Regis) и "Никербокер" (Knickerbocker).
Во время Испано-американской войны в 1898 году для нужд американского правительства Астор передал свою личную яхту "Нурмахал" (Nourmahal), а также снарядил за свой счет батарею горной артиллерии. Сам Джон Астор на этой войне получил чин полковника в волонтерском батальоне.
В начале XX века состояние Джона Джейкоба Астора как главы семьи Астор составляло около 150 миллионов долларов.
В 1909 году Джон Джейкоб Астор развелся со своей первой женой Авой Уиллинг (Ava Lowle Willing), с которой состоял в браке с 1891 года и воспитывал двух детей - сына и дочь.
В 1911 году Астор обвенчался с восемнадцатилетней Мадлен Форс (Madeleine Force), которая была на год младше его сына. Общество встретило этот брак весьма раздраженно, и супругам пришлось уехать за океан, чтобы дать утихнуть пересудам. Они путешествовали по Египту, проводили время в Париже и решили вернуться в Нью-Йорк, когда Мадлен была уже беременна.
10 апреля 1912 года супруги Астор сели на "Титаник" в Шербуре вместе с двумя слугами, сиделкой для молодой миссис в интересном положении и собакой эрдельтерьером Китти. Они заняли каюты первого класса C-62-64.
Сразу после рокового удара ночью 14 апреля Астор вышел из каюты узнать, что случилось. Вернувшись, он сообщил жене, что лайнер столкнулся с льдиной. Происшествие, по его словам, не было опасным. Через некоторое время пассажиров первого класса попросили подняться из кают на прогулочную палубу. Асторы устроились посреди спортивных снарядов на гимнастической площадке. Джон Джейкоб Астор был невозмутим и не выказывал беспокойства, когда пассажиры начали занимать места в шлюпках. Он считал, что палуба огромного лайнера значительно надежнее, чем перегруженные спасательные шлюпки.
В 1:45 ночи на палубе появился помощник капитана Чарлз Лайтоллер (Charles Lightoller) и приказал спускать шлюпки, тогда Астор помог жене, ее горничной и сиделке сесть в шлюпку №4. Он сказал Лайтоллеру, что Мадлен в деликатном положении, и спросил, разрешено ли ему присоединиться к ней. Лайтоллер ответил, что мужчины должны оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в шлюпки. Астор кивнул, отошел в сторону. В 1:55 лодка был спущена, а Джон Астор одиноко стоял на шлюпочной палубе и наблюдал, как люди пытаются спустить оставшиеся шлюпки.
Джон Джейкоб Астор утонул ночью 15 апреля 1912 года. 22 апреля тело Астора было обнаружено экипажем кабельного судна "Маккей-Беннетт" (McKay-Bennett). Он был похоронен на Троицком кладбище в Нью-Йорке.
В августе 1912 года у Мадлен родился сын, которого в память о супруге она назвала Джон Джейкоб Астор. После смерти мужа она унаследовала 5 миллионов долларов целевого фонда и дома на Пятой Авеню и в Ньюпорте. Мадлен еще дважды выходила замуж, во втором по счету браке у нее родилось двое сыновей. С третьим мужем, итальянским боксёром, она развелась после 5 лет брака, в 1938 году. Умерла Мадлен в 1940 году в Палм-Бич во Флориде в возрасте 47 лет.

Младший сын Астора, Джон Джейкоб Астор (John Jacob Astor), был женат три раза, от первого брака у него было двое детей. Скончался 26 июня 1992 года в Майами-Бич во Флориде в возрасте 79 лет.
Старший сын Астора, Уильям Винсент Астор (William Vincent Astor), был женат три раза, но умер бездетным 3 февраля 1959 года.
Дочь Астора, Ава Элис Мюриэл Астор (Ava Alice Muriel Astor), сначала вышла замуж за князя Сергея Оболенского, бывшего офицера царской армии, после выходила замуж еще три раза. Все четыре брака закончились разводом. Она скончалась 19 июля 1956 года в Нью-Йорке от инсульта в возрасте 54 лет, оставив четырех детей.


  • Уилльям Бакхауз Астор-мл. (William Backhouse Astor, Jr.) – отец (12.07.1829 – 25.04.1892)
  • Каролина Вебстер Шермион (Caroline Webster Schermerhorn Astor) – мать (21.09.1830 – 30.10.1908)
  • Ава Лоули Уиллинг (Ava Lowle Willing) – первая жена (15.09.1868 – 9.07.1958; брак 1891 – 1909 гг.)
  • Мадлен Талмаж Форс (Madeleine Talmage Force) – вторая жена (19.06.1893 – 27.03.1940; брак 1911 – 1912 гг.)
  • Уильям Винсент Астор (William Vincent Astor) – сын (15.11.1891 – 3.02.1959)
  • Ава Элис Мюриэль Астор (Ava Alice Muriel Astor) – дочь (7.07.1902 – 19.07.1956)
  • Джон Джекоб Астор VI (John Jacob Astor VI) – сын (14.08.1912 – 26.06.1992)
Американский миллионер, бизнесмен, писатель, участник Испано-американской войны и член известной в США семьи Астор. Один из четверых писателей – Джон Джейкоб Астор IV (John Jacob Astor IV), Жак Хиз Футрелл (Jacques Heath Futrelle), Фрэнсис Дэвис Миллет (Francis Davis Millet) и Уильям Томас Стид (William Thomas Stead) – которые хотя бы раз публиковали фантастические произведения, погибших на печально знаменитом лайнере «Титаник». Родился в Райнбеке (штат Нью-Йорк) в семье потомственных торговцев мехами и недвижимостью, что сделало семью Астор одной из самых богатых семей в Соединенных Штатах. Юный Джон учился в школе Святого Павла (St Paul’s School) в Конкорде (штат Нью-Гемпшир), а затем в Гарвардском университете (Harvard University, штат Массачусетс). С 1894 по 1896 год состоял в штабе губернатора Леви Мортона (Levi P. Morton), а после начала испано-американской войны в 1898 году, финансировал блок добровольцев артиллерийской батареи. Он был назначен подполковником армии США и служил штабным офицером на Кубе. После учебы Джон Астор продолжил семейный бизнес в сфере недвижимости. В 1897 году он построил в Нью-Йорке отель «Астория», самый роскошный отель в мире, к которому примыкал отель двоюродного брата Астора, Уильяма Уолдорфа Астора. Отель назывался «Waldorf Hotel». Комплекс из двух отелей стал известен как «Waldorf-Astoria Hotel» (именно эти отели приняли спасшихся пассажиров 1-го класса после крушения «Титаника»). Кроме того, он запатентовал несколько изобретений, в том числе велосипедные тормоза, пневматические дорожные мелиораторы, помог в разработке турбины двигателя. Во время свадебного путешествия по Египту и Европе вторая жена Астора – Мадлен Талмаж Форс – забеременела и настояла, чтобы ребёнок родился в США. Семья купила билеты на лайнер «Титаник» в Шербуре в качестве пассажиров 1-го класса. Вместе с ними на корабль сел камердинер Астора, Виктор Роббинс, горничная Мадлен Розали Байдос и медсестра Кэролайн Луиза Эндрюс. Кроме того, с ними в путешествие отправился их питомец, эрдельтерьер по кличке Кити. Астор был самым богатым пассажиром на борту «Титаника». После столкновения судна с айсбергом, Джон посадил в шлюпку жену вместе с горничной и медсестрой, сам же остался на борту «Титаника». Тело 47-летнего миллионера было обнаружено 22 апреля 1912 года пароходом «CS Mackay-Bennett». Джон Джейкоб Астор был похоронен на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке. Мадлен и другие оставшиеся в живых пассажиры были спасены лайнером «Карпатия», а 14 августа 1912 года Мадлен Астор родила второго сына Джона Джейкоба Астора VI, но позже она больше никогда не говорила о муже. В истории мировой научной фантастики имя Джона Джейкоба Астора отмечено авторством утопического романа «Путешествие в иные миры» (A Journey in Other Worlds, 1894), в котором описаны космические путешествия к Сатурну и Юпитеру, совершенные тремя землянами в 2088 году. Планета Земля 21-го века предстает перед читателем фантастическим и прекрасным миром. Моря ее бороздят механические «водомерки» на воздушной подушке, в небе парят махолеты на «апергической» тяге, а герой разъезжает по стране на электрическом фаэтоне (Идея, так называемой «апергической» тяги, была заимствована автором из романа Перси Грега (Percy Greg) «Через Зодиак» (Across the Zodiac, 1880)). Осуществляется грандиозный проект Выравнивания Земной Оси – точнее, уменьшения ее наклона к плоскости эклиптики с 23 до 11 градусов, что позволит сделать сезонные изменения климата не столь ярко выраженными... Политическое мироустройство, впрочем, еще далеко не во всем совершенно: хотя Американский континент, от Канады на севере до мыса Горн на юге, и объединился постепенно во Всеамериканские Соединенные Штаты, Евразию продолжают раздирать противоречия. «Холодная война» между Россией, Германией и Францией приняла затяжной характер; хитрые британцы не преминули воспользоваться ослаблением своих континентальных противников и распространили колониальное влияние на всю Африку и Азию. Космический корабль героев романа, названный «Каллисто», отправляется на «апергической» тяге в долгое путешествие за пределы Солнечной Системы, но делает остановку сначала на Юпитере, а затем на Сатурне. На Юпитере герои романа обнаруживают чуть ли не Эдемский сад, ожидающий появления своих Адама и Евы, а на Сатурне, напротив, оказывается, возможно разговаривать с душами умерших земных праведников.
Произведения автора
    Романы
  • 1894 – Путешествия в другие миры: Роман грядущего (A Journey in Other Worlds: A Romance of the Future) / Рис. Дэна Бёрда (Dan Beard). – изд. «D. Appleton & Company» (Нью-Йорк), 1894. – 476 с. (п)
      То же: изд. «Longmans, Green and Co.», 1894. – 476 с. (п) То же: изд. «C. Ulrich», 1894. – 476 с. (п) То же: изд. «D. Appleton & Company» (Нью-Йорк), 1898. – 476 с. (п) То же: Рис. Дэна Бёрда (Dan Beard). – изд. «University of Nebraska Press», 2003. – 234 с. – (Bison Frontiers of Imagination). $16.95 (о) ISBN 0-8032-5949-2 То же: изд. «Collector"s Guide Publishing», 2011. – 300 с. $9.95 (о) ISBN 978-1-897350-57-7
Отдельные издания
  • Путешествіе въ другіе міры: Роман будущего. – СПб.: Изд. А. Суворина, 1895. – 338 с. (п) – [Джон Якоб Астер]
Творчество автора
  • Эверетт Блейлер . Рец. на роман Джона Джейкоба Астора «Путешествия в другие миры: Роман грядущего» (A Journey in Other Worlds: A Romance of the Future by John Jacob Astor: Review by Everett F. Bleiler) // Эверетт Блейлер (Everett F. Bleiler), Ричард Блейлер (Richard J. Bleiler). Научная фантастика: Ранние годы (Science Fiction: The Early Years). – изд. «Kent State University Press», 1991 – с.24
  • Дэвид Сид. Рец. на роман Джона Джейкоба Астора «Путешествия в другие миры: Роман грядущего» (A Journey in Other Worlds by John Jacob Astor: Review by David Seed) // журнал «Foundation», 2004, №92 (лето) – с.121-122

Новое на сайте

>

Самое популярное