Домой Хозяйке Мария клавдиевна тенишева презентация. Тенишева, мария клавдиевна. «Мини-Талашкино» под Парижем

Мария клавдиевна тенишева презентация. Тенишева, мария клавдиевна. «Мини-Талашкино» под Парижем

Да я люблю свой народ и верю, что в нем будущность России, нужно только верно направить его силы и способности. М.К. Тенишева. Мария Клавдиевна Тенишева (между 1857 и 1867 – 1928) Работу выполнил Козлов Максим, ученик 9 класса МБОУ Васьковской СШ. Руководитель Савельева Елена Максимовна. Васьково – 2017

Биография М.К. Тенишевой Просветительская деятельность Талашкино

Биография Мария Пятковская родилась в Петербурге. Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число 20 мая происходила из столичных дворян, но была незаконнорожденной. В семье у Марии Клавдиевны были проблемы в семье матери. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга – гимназии Спешневой, которую успешно закончила. Шестнадцатилетнюю отдали замуж за двадцатитрехлетнего Рафаила Николаевича Николаева. Брак оказался неудачным. В 1881 году через Крым уехала в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. На лето Мария Клавдиевна приезжала из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева под Смоленском. В одном из салонов она встретила князя Тенишева – своего будущего мужа. Они обвенчались в 1892 году.

Биография 1900 году Тенишев был назначен на пост главного комиссара русского отдела на Всемирной выставке в Париже во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. В 1903 году В.Н. Тенишева не стало. Теперь М.К. Тенишева одна распоряжалась огромным капиталом оставшимся в наследство. После 26 марта 1919 года Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвященном Марии Клавдиевне Тенишевой, И.Я. Билибин писал: «всю жизнь она посвятила родному искусству, для которого сделала бесконечно много». Обратно в меню

В 1885 году Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако ее это не остановило – она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведения русской и европейской графики, предметов народного быта. В 1889 году организовала в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян. Вскоре Тенишева открыла училище ремесленных учеников под Брянском, несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами по подготовке учителей рисования. Просветительская деятельность

Мария Клавдиевна субсидировала издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н. Бенуа, С.П.Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Заветной мечтой М.К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды М.К. Тенишевой были по достоинству оценены и во Франции она была избрана действительным членом общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества. Просветительская деятельность

Истинной страстью Марии Клавдиевны была русская старина. Собранная ей коллекция русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно- прикладного искусства «Русская старина». Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абранцево. Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино. В 1884 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово. Просветительская деятельность

Просветительская деятельность В приобретенном Фленово, Тенишева открывает там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу – с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина. В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже. В 1911 году музей «Русской старины» был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы Мария Клавдиевна активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 году она получила титул почетной гражданки города Смоленска; ее именем назвали одну из улиц города. Обратно в меню

М.К. Тенишева

М.К. Тенишева

Памятник М. К. Тенишевой в Талашкине

Сельскохозяйственная школа

08:47 pm - Мария Клавдиевна Тенишева(1858-1928)
Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...

Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...

Портрет Репина

Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.

После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.


Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.

Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.

С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов

Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев

Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.


При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.

В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.

Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву «гордостью всей России». Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия…

Мария Пятковская родилась в Петербурге. Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.
шестнадцатилетнюю отдали замуж за двадцатитрехлетнего Рафаила Николаевича Николаева. Брак оказался неудачным.

Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что было еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей.

После рождения дочери Мария Клавдиевна решила порвать с тяготившей ее обстановкой. Тайком, продав часть мебели в петербургском доме, она в 1881 году уехала через Крым в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Ведь целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже она берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило – она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась ее дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К.Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент ее дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843 - 1903) – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться.

В одном из музыкальных салонов они познакомились. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е.Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.Ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино - родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.

Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.

В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью - от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь «подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных», способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники - Репин, Рерих, Врубель, Коровин - предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Мария Клавдиевна была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж. Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.

Человек разносторонне образованный, муж М.К.Тенишевой не разделял части ее увлечений и не одобрял ее дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом. В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспохиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 она получила титул почетной гражданки города Смоленска; ее именем назвали одну из улиц города (в советское время переименована).

В сю жизнь Мария Тенишева занималась самообразованием: училась петь, рисовать, изучала древнюю эмаль и даже защитила диссертацию по этой теме. Благотворительности и меценатству она тоже посвящала много времени. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств. И везде, где жила - в Париже, Петербурге, русском имении Талашкино, - Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства.

Ученица парижской вокальной школы

Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в Петербурге в 1858 году. Ее мать вышла замуж лишь после рождения девочки, поэтому в семье отчима Морица фон Дезена ее не признали. По слухам, ее родным отцом мог быть император Александр II .

Положение «незаконнорожденной» отражалось на жизни Марии Тенишевой с самого детства. Она получала домашнее образование, не испытывая нужды практически ни в чем, однако была одинока и заброшена. Девочка «беседовала» с живописными полотнами, которые висели в доме ее отчима. Она называла их «друзьями-картинами» и «благородными созданиями».

В 1869 году Мария Тенишева поступила в частную женскую гимназию Марьи Спешневой - первую в России гимназию, в которой обучение велось по программам мужских реальных училищ. Поначалу, избавившись от давления матери, она училась рассеянно, постоянно шалила, но позже увлеклась русской историей, естественными науками и иностранными языками.

В 1876 году Тенишева окончила гимназию и вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева. Через год у нее родилась дочь. Однако брак не был счастливым - Тенишева называла его «душной скорлупой». Спустя пять лет несчастной семейной жизни она тайно уехала в Париж вместе с дочерью и верной служанкой Лизой Грабкиной. У Марии Тенишевой был красивый голос, и она мечтала о специальном образовании. В Париже беглянка записалась в вокальную школу Матильды Меркези. Опьяненная свободой и культурной жизнью французской столицы, она посещала уроки пения и итальянского языка. Тенишева познакомилась с известными деятелями культуры того времени - Марией Савиной, Иваном Тургеневым , Антоном Рубинштейном и Константином Маковским , который написал ее первый портрет.

Через год Марии Тенишевой пришлось вернуться в Россию. В этот период муж забрал у нее дочь, у самой Тенишевой начались материальные проблемы. Она поселилась в имении Талашкино Смоленской губернии со своей подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской. Этот «типично русский уголок», как она запишет позже, вернул Марии Тенишевой «надежды и любовь к жизни». Однако осенью того же года она вновь уехала в Париж: продолжать учебу у Меркези.

В столице Франции Марии Тенишевой предложили турне по Европе, однако та отказалась: «Пение? Это - забава… Не этого хочет моя судьба» . Все свободное время она проводила с Екатериной Святополк-Четвертинской. Подруги гуляли и ходили по музеям. Мария Тенишева заинтересовалась старинным искусством эмали, начала брать уроки рисования в Лувре - у художника Габриэля Жильбера.

Весной 1885 года она вновь вернулась в Россию. После нескольких лет двусмысленного положения в обществе муж дал ей развод. Дочь он отдал в закрытый пансион. Тенишева снова поселилась в Талашкино - здесь они с Екатериной Святополк-Четвертинской открыли Школу грамоты для крестьянских детей.

Илья Репин. Портрет княгини М.К. Тенишевой. 1896. Смоленский государственный музей-заповедник

Илья Репин. Портрет М.К. Тенишевой. 1898. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Валькирия. Княгиня М.К. Тенишева. 1899. Одесский художественный музей, Украина

Петербургская студия-мастерская и провинциальные «Русские Афины»

Спустя три года Мария Тенишева уехала в Москву, чтобы изучать русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Она познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. А позднее отправилась в Петербург, где продолжила свое самообразование, посещая уроки рисования.

В столице на одном из светских приемов Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым. Начав свой путь техником железнодорожных путей, он стал крупным предпринимателем, которого за энергичность и деловитость прозвали «русским американцем». К тому времени он был не только состоятельным промышленником, но и крупным меценатом, автором книг по агрономии, этнографии.

В 1892 году Мария Тенишева вышла за князя замуж. С этого момента она начала активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил Вячеслав Тенишев, княгиня открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб. В 1894 году Мария Тенишева и Святополк-Четвертинская выкупили у разорившейся помещицы хутор Фленово - неподалеку от Талашкино. В объединенном имении открыли сельскохозяйственную школу.

На зиму супруги переезжали в Петербург. В их доме на Английской набережной собирались известные деятели культуры - Илья Репин , Виктор Васнецов , Михаил Врубель , Петр Чайковский . В 1895 году у себя дома княгиня открыла студию-мастерскую. В ней молодые люди готовились к поступлению в Академию художеств , которой в то время руководил Репин. Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, путешествуя по Европе. Несколько полотен хотел выкупить Павел Третьяков , но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания, позже она передала картины в Русский музей . В марте 1898 года Мария Тенишева стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки мирискусников. Все свободное время княгиня посвящала изучению искусства древней эмали и даже пробовала создавать эмали сама.

В провинциальном культурном центре Тенишевых - «Русских Афинах», как называли имение современники, - кипела жизнь. Там существовал свой оркестр русских народных инструментов и даже театр . В начале ХХ века Мария Тенишева решила построить во Фленово храм. В конкурсе на лучший проект победил план Сергея Малютина и Ивана Барщевского. Работы начались в 1901 году, и к 1903 году внутренней отделкой и росписью отстроенного храма Святого Духа стал заниматься близкий друг семьи Николай Рерих .

«Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед».

Николай Рерих, «Памяти Тенишевой»

В 1903 году супруг Марии Тенишевой серьезно заболел и вскоре скончался. Вместе со Святополк-Четвертинской княгиня отправилась в поездку по городам России - Владимиру, Суздалю, Костроме, Угличу, Новгороду. Во время путешествия дамы скупали старинные произведения искусства. Для выставки собранных работ в Смоленске заложили фундамент музея «Русская старина».

Валентин Серов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898. Смоленский государственный музей-заповедник

Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Дореволюционная открытка. Фотография: wikipedia.org

Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой. 1899. Смоленский государственный музей-заповедник

«Мини-Талашкино» под Парижем

Прервала деятельность Тенишевой революция 1905 года. Начались волнения в ее школах, забастовки в рабочих мастерских. Горели целые деревни.

«Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа - и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».

Из книги Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»

Княгиня приняла тяжелое решение - закрыть школу, приостановить все работы и переехать со Святополк-Четвертинской в Париж. Два следующих года, чтобы сберечь коллекции Тенишевой, их постепенно вывозили из России. Пристанище в Париже стали называть «мини-Талашкино». Как и раньше, Мария Тенишева изучала эмаль и начала записывать свои наблюдения в виде исследовательской работы.

В 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское. В дополнение к выставке Сергея Дягилева и готовящимся Русским сезонам, Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы.

В 1908 году подруги, тосковавшие по родине, вернулись в Россию. За два с половиной года Талашкино пришло в запустение. В книге «Впечатления моей жизни» Мария Тенишева писала: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо - бывшая мастерская, налево - замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом - бывшая школа…» Княгиня пыталась возродить свое имение, а параллельно спонсировала открытие высших учебных заведений в Смоленске. В Талашкино вновь собирались друзья: Игорь Стравинский и Николай Рерих работали там над балетом «Весна священная». В 1912 году Тенишевский музей в Смоленске посетил Николай II .

С началом Первой мировой войны работы по обустройству Талашкино прекратились. В Смоленске Мария Тенишева открыла лазарет для раненых. Сама княгиня работала над диссертацией «Эмаль и инкрустация», которую защитила в 1916 году. Однако военная обстановка сказывалась на ее эмоциональном состоянии.

В 1918 году княгини Тенишева и Святополк-Четвертинская через Крым выехали во Францию. Небольшая вилла в местечке Воскрессон под Парижем снова стала русским культурным центром, в который приезжали деятели искусства. Княгиня по-прежнему тяжело переживала разлуку с Россией. Она начала писать мемуары, которые позже опубликовала Екатерина Святополк-Четвертинская.

Марии Тенишевой не стало в 1928 году. Ее похоронили на кладбище Сен-Клу. Каменное надгробие на ее могиле выполнил Иван Билибин.




Тенишева Мария Клавдиевна Брянская земля - общественный деятель, меценат.

1892 год. Тенишева.

Мария Клавдиевна Тенишева родилась 20.05 (10.06) 1867 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В возрасте шестнадцати лет выдана замуж за адвоката Р. Николаева. Брак оказался неудачным. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей.

Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

В 1892 году вышла замуж за Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903) - князя, богатого человека, крупного предпринимателя (акционера Брянского рельсопрокатного, железодетального, механического завода), этнографа и социолога, придерживающегося либерально - демократических взглядов на развитее России, сторонника буржуазных реформ.

М.К. Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора - просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.

С 1892 года по 1896 г. - прожила в Бежице. "Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Но только я уже не боялась завода и его обитателей, но он стал дорог мне, как место моего крещения, как поле брани, где я отличилась и мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты. А главное, что удовлетворяло моё самолюбие, - это сознание, что придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что давно уже должно было быть сделано. Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня именно для этого. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье".

За период с 1892 по 1896 гг. в Бежице при участии и содействии М.К. Тенишевой:

  • в 1892 году была открыта платная школа для обучения детей обоего пола более обеспеченных родителей;
  • в 1893 году в женской школе, существовавшей с 1890 г., открылись ремесленные классы по рукоделию, кройке и шитью;
  • в 1893 году было открыто на собственные средства М.К.Тенишевой начальное училище с ремесленными классами в приспособленном здании.
  • 17 мая 1894 года состоялась закладка нового здания ремесленного училища. Тенишевы подарили часть своего парка прилегающего к их дому, под застройку училища. Благодаря усилиям М.К. Тенишевой правление Акционерного общества выделило 100 тысяч рублей, а князь В.Н.Т енишев - 200 тысяч рублей для строительства здания.
  • В мае 1896 года состоялся первый выпуск школы ремесленных учеников имени М.К. Тенишевой.
  • М.К. Тенишевой была открыта народная столовая, построено специальное помещение с кухней, ледниками, позднее столовая была передана местному благотворительному обществу.
  • М.К. Тенишевой было создано потребительское общество (в противовес существующей системе "Квитков" акционерного общества), первыми пайщиками стали супруги Тенишевы, за ними потянулись рабочие. Торговля была организована в помещениях хозяйственных построек бежицкого дома князя Тенишев, доходы от всей торговли стали поступать в пользу потребительского общества, главным достижением было то, что товар продавался только свежий и по доступным ценам.
  • 23 мая 1894 года был открыт Дом общественного собрания. Княгиня выхлопотала у правления разрешение о передаче огромного дома В.Ф.Крахта площадью 297 кв. сажен общественному собранию. Портрет М.К.Тенишевой украшал здание общественного собрания вплоть до 1917 года.
  • По предложению М.К Тенишевой, благодаря её настойчивости, заводская земля стала сдаваться в аренду рабочим, которые пожелали бы построить дома для себя.

Её убедительным доводом было: "Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками". Так началась плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих. Мария Клавдиевна Тенишева оставила яркие воспоминания в книге "Впечатления моей жизни", изданной в Париже на русском языке в 1933 году. В книге одна из глав называется "Бежица", в ней рассказывается о жизни и деятельности М.К. Тенишевой в Бежице. В 1893 году Тенишевы приобрели Талашкино (ныне Смоленская область). Благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М.К. Тенишевой здесь на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.А. Врубель, С.Б. Малютин, Н.К. Рерих, П.П. Трубецкой, И.Ф. Стравинский, С.П. Дягилев и др.

М.К. Тенишева открыла в Талашкине художественные мастерские, школу с шестилетним сроком обучения (во Фленове), школу в Сож, училище в дер. Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петербурге), выстроила театр, в 1900 году заложила церковь во Фленове, в оформлении которой принимал участие Н. К. Рерих. Постоянно занималась коллекционированием предметов русской старины, народного и декоративно-прикладного искусства, икон, крестов, вышивок, деревянной скульптуры, разнообразных изделий народного быта. Они составили основу музея в Талашкине. В Смоленске княгиней на собственные деньги было построено здание для музея "Русская старина", в котором разместились экспонаты, собранные за многие годы.

Будучи человеком состоятельным, меценаткой М.К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших русских журналов начала двадцатого века "Мир искусства". Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта.

Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции. Умерла 1 апреля 1928 года в Париже. Похоронена на кладбище Сэн-Клу.
В книге "Впечатления моей жизни", впервые изданной в нашей стране только в 1991 году, она писала: "Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности". Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь, творческую деятельность, оставила добрый след в художественной культуре России.

Мария Тенишева. Почётная гражданка Смоленска, почётный член Российского археологического общества, бакалавр Римской академии художеств, почётный член народного образования Франции, действительный член Общества изящных искусств, член Союза декоративно-прикладного искусства княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (жена князя Вячеслава Николаевича Тенишева) вошла в историю Брянска своей благотворительной деятельностью.
Приехав в 1892 году жить в Бежицу (ныне Бежицкий район Брянска), уже три года спустя М.К. Тенишева создала там полноценное ремесленное училище, добилась строительства для него двухэтажного каменного здания. Для этого супруги выделили часть своего усадебного парка, а на пособия, мебель и другие нужды княгиня пожертвовала 200 тысяч рублей. По настоянию родителей и учеников училище стало носить имя М.К. Тенишевой. Дело было столь значимым, что в 1896 году за создание ремесленной школы в Бежице благодарность Тенишевым выразил сам император Николай II.
В 1897 году княгиня открыла низшую ремесленную школу. Не оставляла она без внимания и общеобразовательные школы. Заслугами Тенишевой стали создание в посёлке общественной столовой, организация сдачи внаём земли возле завода и кредитование жилищного строительства. В доме директора завода по инициативе Тенишевой был открыт клуб с читальней и библиотекой. В 1894 году княгиня основала Бежицкое заводское общественное собрание.
Перед отъездом из Бежицы Мария Клавдиевна успела создать потребительскую кооперацию. Первыми пайщиками стали сами Тенишевы. Когда супруги уезжали в Петербург, провожать их вышла почти вся Бежица...

Когда Тенишева взялась за народное образование, первым делом упразднила монополию на торговлю канцелярскими товарами и учебными пособиями.
В бывшем здании детского сада княгиня открыла ремесленное училище, выписала различные инструменты: слесарные, кузнечные, столярные и чертежные. Организовала два класса на 60 человек. В училище открыли и вечерние занятия по черчению, но мест для желающих учиться катастрофически не хватало. Мария Клавдиевна выпросила у мужа часть их парка и получила у петербургского управления огромную сумму в 100 тысяч рублей на постройку большого каменного здания на 200 человек для ремесленного училища с целью дать заводу нужные кадры, чтобы не приходилось приглашать иногородних специалистов.
Княгине в голову пришла гениальная идея, ее она и отстояла перед правлением завода: рабочим стали выдавать землю под строительство жилья по найму и некоторую сумму денег на возведение дома. Причем землю давали на льготных условиях под маленький процент, а иногда и вовсе договаривались: мол, работаешь на заводе 15 лет, тебе дают землю и деньги на жилье.
Вскоре появились домики рабочих с садами и огородами. На окнах - занавески, цветы в горшках, в садах- георгины и подсолнечники.
Кроме семейных рабочих на заводе трудилось множество холостых, бездомных, заезжих людей. В основном они кормились в артелях, а те отпускали зачастую недоброкачественную пищу... Вот княгиня Тенишева и задумала народную столовую. Ее построили в сквере, где сейчас стоит бюст знаменитого танкостроителя А.А. Морозова. В народной столовой рабочие могли недорого получить хороший свежий обед. Тенишева пригласила некоторых знакомых дам, жен заводских работников, чтобы те следили за качеством провизии и правильностью отпускаемых порций.
Тенишева обращает внимание и на общественную жизнь Бежицы: она упросила заводское начальство отдать пустующий дом одного из директоров завода, уволенного за финансовые махинации, под Общественное собрание. Это, если выражаться современным языком, заведение более весомое, чем Дом культуры. Здесь располагались библиотека, театральная сцена, всевозможные кружки, был разбит парк. Рабочие почитали за честь приглашение на устраивавшиеся там балы.
...Потом была еще борьба с монополией на торговлю, школа для крестьянских детей в Хотылеве и еще шесть образовательных заведений. Тенишевы прожили в Бежице четыре года. Когда срок службы вышел и они уезжали в Петербург, рабочие на руках подкатили их вагон к перрону и, тысячами высыпав на платформу, провожали своих благодетелей.
В 1917 княгиня Тенишева эмигрирует во Францию. На ее долю выпала тяжелая судьба - видеть, как все, созданное с такой любовью, рушится и гибнет. Она прожила еще 11 лет и умерла в 1928 году на чужбине, так и не увидев любимой, но уже чужой ей России.

Памятная медаль в честь княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.

********************************

Дорогие читатели!

Вы держите в руках первую книгу из серии «Историко-культурное наследие

Брянщины», посвященную известной просветительнице и меценатке Марии Клавдиевне

Тенишевой и ее духовному наследию на Брянщине.

Благотворительный фонд имени братьев Могилевцевых планирует издать в этой серии

Книги об известных брянских меценатах, архитекторах, скульпторах, писателях и поэтах, о

Людях, оставивших значительный след в истории земли брянской.

Судьбы меценатов начала 20 века блестящи и трагичны. Все отдано России, слава и

Почет при жизни и полное забвение после…

Но после разрушений и отрицаний во всей истории человечества наступали периоды

Созидания. Отрадно, что имена людей, так много и бескорыстно сделавших для процветания

Земли брянской, сегодня возвращаются из забвенья.

Год 150-летия со дня рождения Марии Тенишевой отмечен выставками, посвященными

Ей в Русском музее Санкт-Петербурга и Историческом музее Москвы, открытием памятника

Во Фленове.

Брянск, ставший стартовой площадкой для Тенишевой во всех ее начинаниях, не мог

Остаться в стороне от этой знаменательной даты, и отозвался на нее проведением

Международной конференции «М.К. Тенишева и ее время», организованной нашим

Благотворительным Фондом. И мы со словами огромной благодарности вспоминаем сегодня

Об удивительной женщине, смысл жизни которой был в неустанном жизненном творчестве и

Вечном пути усовершенствования.

Председатель

Попечительского Совета

Фонда им.братьев Могилевцевых Ю.П. Петрухин

Имя Марии Клавдиевны Тенишевой (1858-1928 гг.) не может быть связано только с

Каким-то одним районом или областью России или даже только с одной страной.

Деятельность Тенишевой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский

Края, Москву и Петербург. Круг деятельности Тенишевой с течением времени расширялся,

Включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, пропаганду российской

Культуры за рубежом. Как меценат она поддержала целую плеяду русских художников и ряд

Ученых, способствовала развитию музеев в стране. Во Франции имя Тенишевой ставится

Непосредственно за именем С.П.Дягилева – крупнейшего пропагандиста русского искусства

Во Франции в начале ХХ в. Тенишева являлась почетным членом Римского археологического

Общества, почетным членом народного образования Франции.

Брянщина стала тем местом, где начиналась разнообразная по содержанию

Представлено сравнительно скромно. Тем не менее жители этой части России помнят и

Доктор исторических наук, профессор А. М. Дубровский

Мария Клавдиевна Тенишева

Современники называли Марию Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были веские

Основания. Вся ее жизнь, неутомимая творческая деятельность была посвящена служению

Русскому искусству, отечественной культуре.

Княгине Тенишевой выпало жить в сложный и во многом трагический период русской

Истории. Как будто рожденная не в свое время, она задумывала и осуществляла то, что часто

Превосходило понимание окружающих ее людей. Тенишева была крупнейшим

Коллекционером; трудно определить масштабы ее деятельности в этой области. Она оставила

Нам три известных коллекции, сохранившихся до сих пор: русской и зарубежной графики

(Государственный Русский музей), декоративно- прикладного и народного искусства,

Эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике). К тому же ряд коллекций

Растворились в собраниях других музеев.

Дворянской семье. Долгое время существовала путаница с датами ее рождения.

Исследователи называли то 1867, то 1868 г. И только в 2002 г., когда исследователь русской

Штрихи к портрету княгини Марии Клавдиевны Тенишевой», на основании подлинной

Записи о рождении Марии Клавдиевны Пятковской, сделанной в книге Новосельцевской

Марии Клавдиевны.

После окончания частной гимназии Марию выдали замуж за адвоката Р. Николаева. Брак

Оказался неудачным. В 1881 вместе с дочерью Мария уехала в Париж, где получила

Музыкальное образование, став профессиональной певицей.

Мария Клавдиевна представляла собой уникальную личность, в которой прекрасная

Внешность и внутренняя глубина находились в гармонии и дополняли друг друга, поэтому в

Нее влюблялись очертя голову. Художники, видя ее, тянулись к кисти. Только один Репин

Написал с нее восемь портретов. Но только Валентину Серову удалось оставить вечности

Главное, что было в Тенишевой, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она шла, не

Обращая внимания на неудачи.

Словно вторым рождением стал для нее в 1892 г. брак с князем Вячеславом

Николаевичем Тенишевым – крупнейшим российским промышленником. Благодаря

Вячеславу Николаевичу Тенишева получила возможность в полной мере проявить свои

Творческие способности и таланты в сохранении культурного наследия русского народа,

Собирании бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти

XIX, начала XX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с П.И.

Губониным и В.Ф. Голубевым учредил в июле 1873 г. «Акционерное общество Брянского

Рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне Брянский

Машиностроительный завод). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое

Руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и

Уже к 1900 г. занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по

Объему выпускаемой продукции. Вскоре Тенишев стал крупнейшим Российским

Промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей.

Кроме практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в

Области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем

Организованного по его инициативе «этнографического бюро» по сбору и изучению

Сведений о жизни и быте крестьян.

После замужества Тенишева с 1892 по 1896 гг. прожила в Бежице, где находились

Заводы мужа. Бежица стала для нее поистине «боевым крещением». Ее поразило тяжелое

Положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие, темнота и

Безграмотность.Ее возмущало поведение горстки инженеров и мастеров с непомерно

Большими окладами и мизерными интересами. Тенишева основала в Бежице несколько

Учебных заведений для детей рабочих и учреждила благотворительное общество для

Оказания помощи сиротам и вдовам.

Кроме того Тенишева создала потребительское общество, в пользу которого поступали

Доходы от торговли а, главным достижением стали доступные цены на повседневные

Мария Клавдиевна организовывает народную столовую с обедами за умеренную

Плату. Первые рабочие, вошедшие в светлое, просторное помещение, остолбенели в

Изумлении - на раздаче стояла сама княгиня, уговаривая не стесняться и подходить за

Своим обедом. Вступив в борьбу с местными дельцами, она добивается, чтобы рабочим

Продавали высококачественные и недорогие продукты питания. Тенишева добивается, чтобы

Семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли, и начинается

Расселение из тесных и душных бараков. Рабочие семьи стали жить в своих домах с

Огородом и палисадником, вести хозяйство. Её убедительным доводом было: «Построив

Свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками». Так началась

Плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих.

Тенишеву интересует проблема досуга и рабочих и она организовывает в Бежице

Театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты. И везде

Княгиня становится живым центром, вокруг нее кипит и преображается жизнь. Рабочие

Горячо любили княгиню, знали, что у нее всегда можно найти защиту и покровительство. В

Результате на заводе резко сократилась «текучка кадров», повысилась производительность

Труда, за бежицким заводом надолго закрепилась репутация самого благополучного

Предприятия в округе.

Говоря о своей бежицкой эпопее, Тенишева ничего из сделанного не ставила себе в

Заслугу. По ее словам, она просто стремилась возвратить долг «немым, безымянным

Труженикам взамен пролитого пота, утраченных сил, преждевременной старости...».

Правления разрешение о передаче огромного дома В. Ф. Крахта площадью 297 кв. сажен

Общественному собранию. Портрет Тенишевой украшал здание общественного собрания

Вплоть до 1917.

Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, в своей книге «Впечатления моей жизни»

Тенишева писала: «Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на

Заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург,

Отрываясь от дела. Но только я уже не боялась завода и его обитателей, но он стал дорог мне,

Как место моего крещения, как поле брани, где я отличилась и мне удалось стяжать славу,

Развернуться, выполнить все заветные мечты. …мне удалось создать то, что давно уже

Должно было быть сделано. Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня

Именно для этого. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством

Избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье».

Теперь она знала ответ на так долго мучивший ее вопрос: для чего родилась и что должна

Сделать на этой земле. Когда Тенишев завершил свои дела в Бежице и супругам предстояло

Вернуться в Петербург, Мария долго собиралась с духом - она покидала край, к которому

Прикипела всем сердцем, где выиграла первый свой бой.

Благотворительная деятельность переносится в Смоленск. Она становится создательницей

Передачи княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой музея «Русская старина» в дар

Московскому археологическому институту, его директор Александр Иванович Успенский

Закончил свою речь словами: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина,

Проявившая такую любовь к просвещению, - есть гордость всей России». В 1911 г. Тенишева

Получила звание Почетной гражданки города Смоленска, ее именем была названа улица.

Имя князей Тенишевых хорошо известно любителям русской истории и культуры.

Но, как это ни удивительно и парадоксально, заслуги этой фамилии ассоциируются у

Современников прежде всего с культурно-просветительской и меценатской деятельностью

Княгини Марии Клавдиевны. Между тем эта деятельность осуществлялась княгиней на

Деньги ее мужа - князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Яркий образ Марии Клавдиевны, блиставшей разными талантами, как бы заслонил,

Оставил в тени истории фигуру Вячеслава Николаевича. И это несправедливо, ведь князь

Обладал оригинальной программой предпринимательской, научной и благотворительной

Деятельности.

К концу прошлого века состояние Тенишева было миллионным, и это позволило

Ему удалиться от дел и заняться научным трудом, общественно-полезной и

Благотворительной деятельностью.

Благотворительность князей Тенишевых приносила фамилии известность, почетное

Положение в обществе, уважение среди современников и, можно сказать, европейское

Признание.

Однако, чета Тенишевых занималась благотворительностью по разным направлениям, имея

Разную программу, разные методы и принципы. Усилия Марии Клавдиевны в чем-то можно

Сопоставить с деятельностью С. И. Мамонтова, С.П. Дягилева: она осуществлялась в

Определенных, уже выработанных и опробованных культурой рамках. Тенишева отдавала

Свои силы коллекционированию, поддержке начинающих художников, созданию

Национального культурного и духовного центра в Талашкино, образованию и просвещению

Народа. Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к

Общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам

Новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки,

Открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели. Энергия

Князя была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием

Молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической

Деятельности.

Вячеслав Николаевич участвовал в деятельности Русского императорского музыкального

Общества, серьезно занимался наукой, являлся основателем и попечителем престижного

Учебного заведения (Тенишевское училище), организатором научного центра

(Этнографическое бюро).

Когда усталая, расстроенная или, наоборот, сияющая жена после очередной схватки с

Чиновниками или посещения первых уроков в школе появлялась в доме, В.Н. Тенишев, глядя

На нее, невольно себя спрашивал: «Для чего, зачем все это нужно женщине, которая рождена

Править бал в столичных дворцах?» И не находил ответа.

Во всех исследованиях, посвященных Тенишевой, чувствуется явная недосказанность и

Незавершенность, поэтому образ княгини по-прежнему сохраняет некую таинственность и

Загадочность.

Тенишева была замечательным художником и мольером. Она выставляла свои работы в

Салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906 - 1908). В 1914 она

Показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом

Обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему Эмаль и

Инкрустация в Московском археологическом институте. Как художник, собиратель и

Исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Как написали в 1933 году, «Имя кн. Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному

Русскому человеку. В культурной жизни России, с конца прошлого века... и до самой войны,

Тенишева играла роль во всяком случае заметную и очень своеобразную. Ее личные

Дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с

Этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и

Кончая организацией русских спектаклей в Париже».

Париж сыграл особую роль в судьбе Тенишевой. Отсюда начиналась ее блистательная

Музыкальная карьера. В 1900 году она помогает мужу в организации русского отдела

Всемирной выставки в Париже, что вызвало подлинное восхищение ее участников. Именно в

Этот город бежит она, спасаясь от волны революции, накрывшей Россию. В период

Эмиграции Тенишева активно занималась художественным творчеством. Её произведения из

Эмали обращали на себя внимание не только посетителей выставок, но и приносили автору

Усадьба и парк в Хотылеве

Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это

Была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Тенишева.

Тенишев дал жене Марии Клавдиевне не только княжеский титул, но и духовную опору,

Большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы,

Художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов,

Тенишева вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылеве.

Парк и постройки усадьбы в нем, как в основном расположении, так и до мельчайших

Деталей, являются продуктом ее творческого труда.

Широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых

Сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», - писала в своих

«Впечатлениях моей жизни»

В столице, Хотылеве и в Талашкине М.К. Тенишева была окружена видными русскими

Художниками. Ее круг составляли С. Малютин, Н. Рерих, В. Серов, В. Поленов, М. Врубель,

Хотылеве М.А. Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б. К.

Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на

Открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е. Репин. Он

Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался

Тенишеву связывала многолетняя дружба. Великий художник был увлечен идеей М.К.

Тенишевой об организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также

Портреты Тенишевой.

Но вернемся к усадебному парку. Покинув вагон электрички на платформе «Хотылево»

И пройдя полосу соснового леса, вас ожидает широкий простор Деснянской поймы.

Благоуханные луга с зарослями тальника по берегу разбегаются влево и вправо в

Бескрайнюю даль. На противоположном берегу Десны, среди уходящих за горизонт

Всхолмленных полей, зеленым сказочным дворцом высится парк. Взор сразу же

Приковывается к нему. Возникает желание направиться туда - что-то интригующее и

Немножко загадочное влечет под его «лесов таинственную сень».

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М. К. Тенишевой в

1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой

Вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у

Сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, построенный Фаддеем

Тютчевым в 1763 году, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны.

Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья толпятся у самой реки, а некоторые

Даже спустились в воду.

Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны

Определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки

Усадьбы, имеет регулярную планировку.

Композицию парка «держит» поперечная аллея. Она связывает «Железные ворота»

Входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров.

Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался усадебный дом. Одноэтажный и

Нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных

Итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности,

Которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая

Давала повод называть этот стиль «венским ренессансом»). Построен он был по проекту

Архитектора Н.Д. Прокофьева под непосредственным влиянием М.К. Тенишевой. М.К.

Тенишева вспоминает: «При въезде в усадьбу стояла красивая белая каменная церковь

Приблизительно в том же стиле». Хотылевский дом был сожжен во время войны.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая,

Длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом,

Расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает

Перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад

Она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным «зеленым залом» - окруженным

Стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом

Смотрел на реку. Перед ним была площадка, от которой начинается гранитная лестница

Спуска к реке. В верхней части лестницы устроен грот. В него можно войти и отдохнуть в

Прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим

Сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с

Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков,

Соединялась с верхним парком.

Внимательно посмотрим на план парка и убедимся, что его композиция логично

Сочетает регулярные устройства с «натуральными», четкие прямые аллеи, «зеленые залы» и

«кабинеты» - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой,

Приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше «зеленый зал»

Цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот,

Поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют

Размещались игровые и спортивные площадки для игр в русскую лапту, лаун-теннис, крокет

И другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней

Стоял «Летний дом». Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка

Сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: железные ворота, две гранитные

Лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один

Арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного

Партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой

Продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено.

По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные

Породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и

Берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень,

Бузина и другие. Сохранился единственный экземпляр кедровой сибирской сосны.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и

Уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих

Местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание

Зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки «Летнего дома»

Открывается вид сверху на «рыбный пруд», нижний парк и на уходящую вдаль пойму с

Серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну «в упор» на коротком участке,

Вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней.

Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды,

Обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся

Прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль.

Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы

Раздвигает его границы далеко, далеко.

«Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и

Новое на сайте

>

Самое популярное