Домой Макияж Проблемы репетиторства. На что живут репетиторы. Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Проблемы репетиторства. На что живут репетиторы. Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет людей разных профессий. В новом выпуске - репетитор. Преподаватели ищут клиентов на сайтах или в социальных сетях, либо те обращаются сами, услышав положительные отзывы по сарафанному радио. Гибкий график позволяет совмещать репетиторство с другой работой, хотя в любом случае доход будет нестабильным: летом учеников значительно меньше, чем в разгар подготовки к экзаменам. В среднем частный урок математики, физики или английского языка стоит от 900 до 2 тысяч рублей. При этом не вся сумма отправляется в кошелек репетитора: специализированные сайты с базой клиентов часто берут комиссию, часть денег приходится тратить на перемещения между учениками. Выпускница экономического вуза из Санкт-Петербурга, проработавшая репетитором три года, рассказала о поиске учеников, бессонных ночах и конкуренции с учителями.

Профессия

Репетитор

Доход

45 000 рублей

+15 000 рублей

помощь от родственников

Траты

15 000 рублей

аренда квартиры

9 000 рублей

5 000 рублей

уход за собой

8 500 рублей

развлечения и хобби

9 000 рублей

расходы на проезд

2 500 рублей

комиссия за новых учеников

3 000 рублей

бытовые мелочи

8 000 рублей

накопления на лето

Как стать репетитором

В этом году я отучилась на экономиста в одном из топовых вузов страны. До этого окончила серьезную математическую школу в своем родном городе, участвовала в олимпиадах, уделяла много времени и сил именно математике. Последние три года я работала репетитором, совмещая преподавание с учебой.

В Санкт-Петербург я приехала учиться, и на первом же курсе остро встал денежный вопрос. Сначала я работала в сфере обслуживания, но заработанных там денег едва хватало на еду и самые скромные развлечения пару раз в месяц. Кроме желания вести более расслабленный образ жизни деньги были нужны на аренду квартиры. Общежитие моего вуза находится за городом: дорога до факультета занимала в среднем 2 часа 15 минут. Родители немного помогали, но денег, которые они присылали, хватало только на самую дешевую квартиру в Девяткине.

Работа отнимала много времени, начались проблемы с учебой. Я стала искать новое место: хотелось чего-то более интеллектуального, чем работа продавца. Большинство вакансий отсеивалось из-за графика, который невозможно совмещать с учебой, а также из-за отсутствия законченного высшего образования. Тогда знакомый посоветовал попробовать преподавание. Я не очень верила, что этим получится зарабатывать постоянно. Чтобы получить хоть какой-то опыт, я провела несколько занятий со своим племянником, а потом зарегистрировалась на специализированных сайтах. Сейчас у меня есть аккаунты на пяти или шести таких сайтах, но по факту рабочих всего два. Первый - самый раскрученный, там берут комиссию, равную стоимости первого занятия. Второй имеет самую большую базу преподавателей и учеников, комиссия там в два раза больше. Многие знакомые репетиторы его не любят, но, по мне, лучше переплатить за ученика и иметь возможность выбирать, с кем заниматься, чем хвататься за любой заказ.

Особенности работы

Обычно я нахожу устраивающую меня заявку от клиента на сайте и откликаюсь на нее. Если администратор считает, что я подхожу на заказ, то присылает мне контакты родителя (иногда самого ребенка), и мы договариваемся о первом занятии. После первого занятия я отчитываюсь перед сайтом о результатах и плачу комиссию. На этом этапе сайт обо мне забывает. Бывают случаи, когда клиент сам выбирает репетитора, что, конечно, приятно. Через знакомых нахожу учеников крайне редко, возможно, потому, что в моем окружении нет семей с детьми-школьниками. Сами ученики редко рекомендуют репетиторов друг другу, даже если всем довольны.

Абсолютное большинство детей хотят начинать занятия в промежутке с 16 до 19 часов: к этому времени они успевают прийти со школы и чуть-чуть отдохнуть. Таким образом в один вечер мне удается запихнуть два полуторачасовых занятия, если школьники живут недалеко друг от друга. Некоторые дети могут заниматься только вечером, чаще всего у них есть и другие занятия, например художественная школа. Обычно у таких детей отличный тайм-менеджмент: благодаря им можно уместить не два, а три занятия в день.

Некоторые репетиторы принимают детей у себя на дому - можно успеть больше, не тратить время и деньги на дорогу. Какое-то время я практиковала такой формат, но потом от него отказалась. Слишком большое количество чужих людей в собственной квартире меня напрягало.

Когда я училась в универе, график получался довольно напряженный. Каждые апрель и май - время подготовки к экзаменам - я вообще работала без выходных, во мне говорила жадность. Хотя одна интересная особенность позволяла мне находить время на себя и немного отдыхать: дети - те еще лодыри и очень любят отменять занятия.

Несколько лет назад мне казалось, что репетиторы вообще не нужны. Как же я была удивлена, узнав, насколько эта специальность востребована! Чаще всего репетиторов нанимают для подготовки к экзаменам либо для помощи в подтягивании оценок, реже - для подготовки к олимпиадам.

Гораздо приятнее готовить к экзаменам, а вот с подтягиванием сложнее. Обычно у учеников все настолько плохо, что полгода - это минимум, который нужно потратить на восстановление знаний и развитие какой-то уверенности в своих силах. У меня есть несколько примеров детей, с которыми мне приходилось заниматься год-полтора, прежде чем вытянуть их на четверку. Последний год я стала практиковать бесплатные пробные занятия, но не с целью маркетинга, а чтобы иметь возможность отсеять неадекватных клиентов либо слишком сложных детей. Процент совсем безнадежных стал меньше, но они все равно остаются.

Добиться результата и вытянуть оценки ребенку сложно, это зависит от настроения школьного учителя. Обычно на детей просто вешают клеймо - «троечник» или «двоечник» - и ставят оценки, исходя из этого. А ответственность, хоть и не стопроцентную, должна нести я. Но переломить мнение учителя практически нереально. За время моей работы у меня накопилось больше десяти примеров учеников, которые сдали ОГЭ и ЕГЭ на четверки и пятерки, но у которых в школе оценка была между тройкой и двойкой.

Я стараюсь общаться со всеми учениками как с друзьями: разница в возрасте у нас не такая уж и большая - от двух до девяти лет. На мой взгляд, это более результативно - ребятам приятно и интересно заниматься. Разумеется, есть и минусы: некоторые дети чувствуют мою слабость и садятся на шею, причем не всегда это очевидно сразу. Кроме того, я очень переживаю за их успехи, порой гораздо сильнее, чем сами дети. В этом апреле у меня случился кризис: я могла проснуться в 4 утра от переживаний за одну свою безалаберную ученицу. У меня даже начался нейродермит, которого раньше никогда не было.

С родителями детей я общаюсь гораздо меньше, чем с учениками. Многим вообще неинтересно, что происходит с их ребенком и какие у него успехи. Хотя бывают милые и заботливые мамы. Большой плюс работы репетитора - это фактическое отсутствие начальства. Эту роль вроде как выполняют родители, но их много, и всегда есть возможность не работать с конкретной семьей, не теряя в доходах.

Самое грустное в моей работе - осознание того, как же все-таки плохо работает школа. У меня сложилось впечатление, что в абсолютном большинстве мест у учителей вообще нет никакой заинтересованности в учениках. Ребята рассказывают, что репетиторы сейчас есть почти у всех в классе. Современная школьная программа подразумевает, что учитель кое-как объясняет, а вникает в суть ребенок с репетитором. Пробелы у детей появляются уже в начальной школе: 90 % моих учеников не знали таблицу умножения, а учила я в основном старшеклассников. Не уметь складывать и умножать дроби, раскрывать скобки, решать квадратные уравнения в 11-м классе накануне ЕГЭ - вообще типичная картина. В какой-то момент я перестала удивляться, что дети считают на пальцах. Примерно тогда же перестала думать, что останусь без учеников. Школа как будто заточена на то, чтобы любой выпускник более-менее приличной матшколы мог заработать.

Я сильно осуждала учителей, пока не попыталась устроиться в школу сама. Думала устроиться на четверть ставки: за такую занятость мне предложили 3 750 рублей до вычета НДФЛ. С такой зарплатой сложно делать что-то хорошо, а откуда взять любовь к детям, вообще не представляю.

Доходы

Чаще всего занятия по математике длятся полтора часа. В начале я брала примерно 800 рублей за 90 минут. Сейчас это минимум 1 200 рублей за то же время, заказы за 1 600 рублей считаются выгодными.

Недостатка в учениках у меня никогда не было, даже когда я была студенткой. В неделю могло выйти и 10, и 15 тысяч рублей. Хотя доход настолько непредсказуемый, что назвать точную сумму, которая выходит за месяц, нельзя. Я веду учет доходов и расходов, чтобы хоть как-то контролировать денежный поток. В год выходит около 480 тысяч рублей, то есть примерно 40 тысяч в месяц. В апреле и мае деньги просто сыплются из моих карманов, намного хуже дела обстоят летом - учеников почти нет. Первое лето было самым тяжелым, на второе и третье я догадалась занять у бабули. Вернула долг осенью и теперь учитываю такие особенности в своей бухгалтерии. Кроме денег от репетиторства, родители и бабушка выделяют мне 15 тысяч рублей в месяц.

Траты

Деньги от родственников уходят на жилье и оплату коммунальных услуг. Следующая статья расходов - питание. На продукты я трачу 4 тысячи рублей, еще около 5 тысяч - на обеды. Я не понимаю, почему получается так экономно, ведь я постоянно перекусываю в общепите и выбираю все, что мне нравится. Наверное, я просто не очень много ем.

Каждый месяц я делаю маникюр, на это уходит 1,5 тысячи рублей. Иногда хожу к косметологу или на массаж. У меня сложная в уходе кожа, мне нужны специализированные кремы. На них и редкие покупки лекарств я трачу около 800 рублей в месяц. Могу купить что-то из косметики, обуви или одежды и потратить за раз 10 тысяч рублей. Хотя потом месяц или два ничего не покупаю.

Из-за плотного графика я редко хожу развлекаться куда-то специально. За весь год только один раз была в баре. Хожу в гости к двоюродной сестре, покупаю гостинцы племянникам. Чтобы отдохнуть, выбираюсь в кафе с подружками. Иногда хожу в музеи. В мой любимый Музей политической истории вход для студентов копеечный - 30 рублей. Иногда хожу в небольшие театры вроде театра на Васильевском и в кино. Больше всего денег в этой статье я трачу на подарки родным и друзьям - около 3,5 тысячи рублей в месяц.

Несколько месяцев в этом году я посещала психолога, пару месяцев у меня был преподаватель по вокалу. Тогда на это уходило около 4 тысяч рублей в месяц. Сейчас мое единственное постоянное хобби - шитье, я иногда трачусь на ткани.

Около 4 тысяч рублей я трачу на разъезды вне Петербурга. Мой молодой человек живет в Москве: иногда я могу приехать к нему без предупреждения, в этом случае сама покупаю билеты. Осенью была с родителями на Тенерифе, мой перелет мы оплатили пополам.

На городской транспорт тоже уходит немало. Проездной БСК стоит около тысячи рублей в месяц, маршрутки и такси - еще 4 тысячи. На такси я экономлю в первую очередь, если есть такая необходимость.

Стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, лампочки и прочие повседневные расходы в пределах 200 рублей я отношу в раздел «мелкие покупки», в месяц выходит тысяча рублей. Раньше на мобильную связь уходило около 1,5 тысячи рублей, недавно сменила оператора и сейчас плачу 600 рублей. Жаль, что не сделала так раньше. Отдельная статья бюджета - это новые ученики, за заказ могу отдать от 1 до 3 тысяч рублей. Оставшиеся деньги я откладываю на лето.

Кредитов у меня нет: при такой занятости сложно получить кредитку, да еще и под нормальный процент. Кроме того, если я что и уяснила из университета, так это то, что нельзя брать потребительские кредиты на вещи, которые не будут приносить доход в будущем.

Интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира СОБКИНА "Учительской газете" доказывает: школа окончательно перестала быть тем местом, где ученики получают знания, необходимые им для дальнейшей жизни и обучения. Группа ученых под руководством академика провела фундаментальные социологические опросы. И вот выводы:

"В значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди «со стороны». Школа же просто приписывает себе их заслуги.
К тому же надо понимать цену вопроса. К примеру, если взять расценки за услуги репетитора по Москве примерно в 1500 рублей за час (хотя на самом деле это может быть и 3000, и 5000 и больше рублей), если вспомнить, что одним часом в неделю дело не ограничивается, а многие школьники занимаются с репетиторами по двум, трем и более предметам, в итоге получается астрономическая сумма. И это все сверх того, что государство официально тратит на образование.

И все-таки государство признает эту проблему. Напомню, что недавно в Общественной палате были озвучены следующие цифры: 92 процентов родителей считают, что ЕГЭ требует специальной подготовки, 41,7 процента ответили, что при подготовке к ЕГЭ необходимы дополнительные задания в школе, а 52,9 процента обращаются к услугам репетиторов и платят за них довольно большие деньги.

А вот еще несколько интересных фактов. Плохо успевающие школьники занимаются с репетиторами заметно реже, чем хорошо успевающие. Парадокс? Казалось бы, если ученик и так учится на «4» и «5», зачем ему дополнительные занятия, они куда нужнее тем, кто перебивается с «2» на «3»! Ан нет, все наоборот.

Раньше мы стыдливо замалчивали этот факт, считалось неприличным говорить, что школа все-таки готовит в вуз, и это одна из главных задач, поставленных перед ней родителями. Однако статистика неумолима – прагматика выходит на первый план, можно констатировать: да, вуз для нас все-таки слишком важен, и показатель поступаемости надо принять как основной в оценке успешности. Именно таковы на сегодня требования семьи как основного заказчика образовательных услуг. А посему, если школа не справляется с этой задачей, подключается мощный ресурс репетиторов...

репетиторы очень критично высказываются по поводу закрытости системы финансового поощрения педагогов в школе. У них самих все понятно – один час стоит столько-то, за это время я гарантирую такой-то результат. А вот в образовательной организации далеко не всегда ясно, кто кому и за что доплачивает.
Есть здесь место и реальной несправедливости, поскольку школы очень часто присваивают себе чужие достижения. Победили дети на какой-нибудь Всероссийской олимпиаде или на конкурсе – школа победоносно рапортует о том, как у них хорошо поставлена работа с разными категориями детей. А о том, что с ними за дополнительные деньги из кармана родителей трудились репетиторы, мало кому интересно вспоминать. Лучше заявить, что это заслуга ее школьных педагогов, а про «частников» обычно никто публично доброго слова не скажет...

Репетиторы чаще, чем простые учителя, стремятся к тому, чтобы дать учащимся прочные знания, продемонстрировать им высокие образцы владения предметом. Это, кстати, вполне логично: я задаю высокую планку и показываю, что этой плане сам соответствую. Но вот какая деталь: репетиторы признают, что гораздо чаще, чем обычные учителя, стремятся дать учащимся возможность выразить свою точку зрения, научить их чему-то новому, сформировать у них исполнительность и добросовестность. Они стараются выявить реальные проблемы и интересы учащихся, но при этом и сами сильнее стремятся завоевать уважение и симпатии учащихся.

Настоящий репетитор всегда понимает, что не сможет качественно подготовить ученика, если на первое место будет ставить только материальный аспект. Ему еще очень важен педагогический кураж, связанный с общением в процессе занятия. Отсюда и совместный разбор заданий, обсуждение решений, демонстрация собственных интеллектуальных способностей, обратная связь в виде возможности высказать свое мнение и так далее.
Словом, глубоко ошибочно обвинять репетиторов в том, что они всего лишь гонятся за большими деньгами. На самом деле им очень важна самореализация, правда, в несколько ином плане, нежели та, о которой принято говорить, обращаясь к массовому учителю московской школы.

Мотивы творческой активности у репетиторов заключаются еще и в желании разнообразить содержание профессиональной деятельности и не работать по шаблону, в стремлении к личностному росту, в желании перейти на новую ступень профессионального развития и получать за это финансовое поощрение.

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд рублей.

По запросу «Репетиторы в России» поисковая система Яндекс выдает 57 миллионов результатов.

«Я прекращаю работать с детьми»: шокирующие откровения профессионального репетитора

В наше время репетиторство процветает - никто уже не видит ничего зазорного в том, чтобы пригласить человека «дотягивать» с ребёнком школьную программу, поэтому такие специалисты - нарасхват. И никому почему-тоне приходит в голову, что мода на репетиторов - самое яркое свидетельство зияющих провалов в системе российского школьного образования.

Пост в котором профессиональный репетитор английского языка Мария Ковина-Горелик рассказывает об особенностях своей работы, отношениях с детьми и родителями, а также о своём отношении к школьной учёбе.

Этот пост посвящен работе детского репетитора с того ракурса, с которого вижу ее я. Он адресован в первую очередь родителям школьников (настоящим и потенциальным).

Вообще, дети - ужасные клиенты. Хотя бы потому, что они, как правило, не занимаются летом. С изнаночной стороны это выглядит отвратительно: в мае волна последних звонков выбрасывает на сайты репетиторских услуг смертельно уставших за год, но нуждающихся в работе репетиторов.

В сентябре на мой телефон может поступать до трех заявок в день, в мае сайт любезно сообщает, что на интересный заказ до меня откликнулось 112 коллег. Для репетитора это означает, что весь год нужно заботливо откладывать некоторые суммы на лето, но с наступлением лета выясняется, что как раз теперь (и только теперь) у него есть время съездить в Икею, походить на массаж, вылечить зубы и сделать еще массу совершенно неотложных дел. Сбережения тают к июлю. Август проходит мрачно.

Одного этого уже вполне достаточно, чтобы просьбы взять еще одного ребеночка на борт не казались такими уж безобидными. Если занять «ребеночками» все свое расписание, лето может оказаться более чем унылым.

Но это так, экономическая прелюдия. Секреты профессии. Я уверена, многие совсем не хотели бы в это вникать, но я вижу в разоблачениях определенную пользу. Я хочу, чтобы люди, которые просят меня или другого преподавателя «немножко позаниматься» с их Катями, Васями и Петями, «слегка подтянуть по программе» хорошо понимали, о чем они просят и уважали чужой труд, время, расписание, отказы и мотивы этих отказов.

Надо понимать, что репетитор никогда не работает в вакууме. Он работает в тесной связке с родителями и школой, и ребенок во всей этой канители занимает последнее место, а должен - первое. В принципе, этим сказано все, но я знаю, что это непонятно. Поэтому я продолжу.

Родители нанимают меня как квалифицированного педагога и ожидают высоких профессиональных качеств. Здравые предположения о моих профессиональных качествах выглядят примерно так: я хорошо знаю язык, умею рассказывать о нем интересно, владею методиками, ориентируюсь в пособиях, а также умею находить подход, заинтересовывать, ну и вообще делать весь этот непонятный magic, который заставит их ребенка наконец делать уроки или просто хоть что-то понять.

Родители ожидают от меня, что я распознаю, в чем кроется проблема конкретно с их ребенком, и помогу эту проблему разрешить.

Это - логичные ожидания, и они соответствуют имеющимся квалификациям. Однако важно не это, важно за счет чего, на каком топливе, благодаря чему я умею все это делать. А умею я это делать путем тонкого слушания, видения и понимания, которое, увы, не может быть ограничено.

И это значит, уважаемые родители, что я увижу, услышу и пойму многое не только, про связку «ребенок - английский язык», но и про остальные смежные связки, например, «ребенок - родители», «ребенок - школа», «ребенок - среда», «ребенок - он сам», «ребенок - уровень его интеллектуального, эмоционального и психического развития», «ребенок - его гормональный фон» и так далее. Это значит, что я увижу далеко не только то, что вы хотите, чтобы я увидела.

Если у ребенка есть тревожные звоночки, выходящие за пределы моей компетенции, я это увижу. Если ребенок отстает в развитии, я это увижу. Если ребенок истощен физически или эмоционально, я это увижу. И если вы плохо обращаетесь со своим ребенком, я это увижу.

Рассказываю три реальных случая. Ни в одном из этих домов я не задержалась: в первых двух случаях ушла сама, в последнем - со мной расстались с формулировкой «Вы для нас слишком хороши» (это не шутка, дамы и господа).

1. Мальчик, 11 лет, позвали подтянуть русский и английский. Репетитора, что характерно, запросил сам, поскольку почувствовал, что отстает и не справляется. Прекрасная семья, три пацана, кошку недавно завели. Отношения теплые, у мальчиков по отдельной комнате, хорошие условия. Ребенок учится в элитной школе, причем учится он там ежедневно с 9 утра до 6 часов вечера: утром - обязательные уроки, после обеда - бесконечные драмкружки, лепка, дополнительная физкультура и прочие стихи под баян. Я приходила в 7, и занимались мы до 9.

Через два месяца занятий по 1 разу в неделю я отвела маму в сторонку и сказала, что, увы, мы не прогрессируем, и что, по моим понятиям, нагрузку необходимо не увеличивать, а снижать. То есть отменять хотя бы меня к чертовой матери. Расстались дружелюбно.

Ситуация далеко не самая критическая, однако налицо полное непонимание физических возможностей, норм и ограничений. Мама - психолог по образованию, но почему-то умудрилась проглядеть черные круги под глазами любимого сына.

11-летнему человеку трудно сообразить, что для его непонимания есть веские физиологические причины. Ему и в голову не может зайти, что ОН, ВАШУ МАТЬ, ЗАДРАЛСЯ, КАК СИДОРОВА КОЗА, КАЖДЫЙ ДЕНЬ ХОДИТЬ В ШКОЛУ НА ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ!!! И что так быть не должно.

Последний штрих: на весенние каникулы ребенка отправили в Лондон. Поучить язык. Разумеется, чем же еще заняться на каникулах?! Отдыхать? Валяться дома, играть с братьями и кошкой? Ходить в музеи? На детские представления? Зачем же, если можно поехать с чужими людьми в незнакомую страну, где организованно перемещаться под ор училок и доучивать то, что не выучил за семестр. Мы же даем ребенку Самое Лучшее Образование, которое только в него влезет. Включая любого репетитора, что попросит.

А он и попросит. Не раз еще.

2. Наняли позаниматься с братом (11–12) и сестрой (16). Всего в семье четверо детей, большая квартира, признаки достатка и благополучия. Модно одетые малыши возятся в куче игрушек. Оба ученика говорят неплохо, хотя мальчик заметно ерзает и все время переправляет себя, а девочка вся в нервных тиках и немножко заикается. На втором уроке мальчик внезапно не может сказать буквально ничего, все попытки спутанные, раскачивается на стуле и твердит «Я не знаю» и «У меня не получается», как попугай, состояние близко к истерическому.

Мои нежные заходы с разных концов никаких результатов не приносят. Зову маму. Ребенок, понимая, что сейчас его будут обсуждать, выбегает из комнаты в слезах и с криком: «Я старался, но у меня ничего не получилось!»

Мягко пытаюсь объяснить маме, что происходит с ее сыном, не употребляя при этом опасных слов из области психологии и напирая на то, что ситуация выходит за рамки моей компетенции как преподавателя. Что ребенку требуется помощь (СРОЧНАЯ, МАТЬ ВАШУ!!! КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ!!! ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ!!! ПОМОЩЬ!!!)

Она воспринимает это по-своему, и говорит мне буквально следующее: «Я, конечно, понимаю, что вам платят за то, чтобы вы учили языку, а не укрощали таких вот субчиков». Дальше она давит на меня и манипулирует всеми возможными способами, но, поскольку я видела некоторые эпизоды ее и отцовского обращения с детьми, я держусь твердо, зная, что работать я в этой семье не буду.

Из комнаты мать выходит с текстом: «Ну вот, до чего ты довел. От тебя отказываются!»

Из квартиры я ухожу под истошный ВОЙ. И не удивлюсь, если тем вечером в ход пошел ремень.

Если бы у нас работали хоть какие-то социальные службы, я бы на эту семью заявила. Но они не работают, равно как и школа и многие другие государственные и социальные институты. Зато в Москве более 10 тысяч репетиторов только по моему предмету. Сколько раз мы приходим к кому-то в дом и видим там такое? И видим ли?

3. Уговорили позаниматься с девочкой (хотели именно меня, долго договаривались с мамой, в результате решила взять).

Крошечная хрущевка и внутри - картина замершего времени: ковер на стене, икона на ковре, миллион фарфоровых фигурок, салфетки, пластиковые розы в вазе. Обстановка, от которой хочется взлететь вверх, попутно раздевшись догола и помывшись дождем. Дома бабушка, которая за несколько встреч излагает свою жизнь примерно в таких выражениях: «время-то сейчас какое», «я троих подняла», «35 лет в школе» и т. д.

Во время урока двери не закрываются, бабушка ходит туда сюда. Девочке 12, и она почти не говорит. Ни на каком языке. Особенно она не говорит, когда бабушкин маршрут пролегает мимо нашего стола.

Полтора часа я с мокрой спиной устраиваю девочке кукольный театр, веселые картинки, лучшего друга детей и другие полифонические этюды, потому что девочка молчит. Время от времени цепляюсь за подобие огонька в глазах. Выдавливаю из нее несколько небезнадежных слов.

Через пару занятий приступаем к невинной теме «Семья», и из сбивчивых объяснений я клещами вытаскиваю на божий свет следующее: у девочки есть мама, отчим и брат, с которыми она не живет. Про брата она не может никак определиться, то ли есть он, то ли его нет, и я, совершенно сбитая с толку, вынуждена переспросить несколько раз на все лады на разных языках. Потому что я не сразу понимаю, как это такое возможно.

А потом понимаю. Понимаю, что от мамы у девочки есть хороший компьютер и план поехать вместе в Лондон в марте (и на этот счет бабушка, которая «35 лет в школе», дает мне ценный педагогический совет: на каждом занятии заучивать с ее внучкой по нескольку полезных выражений как раз к поездке).

А вот самой мамы нет. Мама живет с любимым мужчиной и новеньким сыном. А девочка живет посреди икон и салфеток с бабушкой, у которой мозги съехали набекрень и застряли в послевоенном времени.

И дома я две недели пытаюсь как-то примириться с ситуацией, хотя мне хочется долго и продолжительно орать. Позвонить маме - и орать. Поставить бабушку в прихожей - и орать. Но я беру себя в руки, потому что думаю: может, меня туда Господь нарочно привел, чтоб хоть как-то? Чтобы показать девочке, что бывают другие человеческие виды? Какая разница, ну да, через английский язык, раз уж так получилось. Смогу ли я? Ответа на этот вопрос у меня нет.

Пока что девочка боится абсолютно любых моих предложений, что и неудивительно для человека, который боится звука собственного голоса. А тут целая я, у меня красная помада, я улыбаюсь. И ничего не боюсь. Но через пару недель бабушка сама звонит мне и говорит, что у меня прекрасная методика и все их полностью устраивает, только вот девочка слишком загружена, поэтому с языком решили повременить. И я вздыхаю с позорным, тяжелым, как свинец, облегчением.

Нет у вашей девочки проблем с английским языком.

А еще у нее нет мамы.

Какой, к чертовой матери, тут может быть английский язык?! Какой Лондон?

Ужас состоит в том, что абсолютно все эти люди уверены в том, что детей они своих очень любят. Делают для них лучшее. И все у них в семье в порядке, а если и не в порядке, то все же не совсем все плохо, да и вообще это не мое дело. Меня позвали английский преподавать.

МЕСТО ДЛЯ ПАУЗЫ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Краткая ремарка: у меня есть в учениках чудесные детки. Мы с ними долго и продуктивно работаем. У них нормальные родители - не идеальные, нет, тоже есть нюансы, но нормальные. Однако дело не только родителях, так что едем дальше.

О том, как деградировала школа за последние десятилетия, говорить как-то неловко. Во-первых, я там не работала и ни за что не пойду, а хаять то, в чем не преуспел и даже не попытался, - это ниже пояса. Во-вторых, столько уже сказано, что тошно.

Но сути это не меняет. Школа ничему не учит. Достаточно сказать, что у меня целых три ученика из одной специализированной английской школы, где у них английского этого по 7–8 часов в неделю. И им нужен репетитор. Вы только вдумайтесь в эти цифры, это же полное безумие!

Жуткая правда заключается в том, что я не могу полностью переустановить их на нормальные человеческие рельсы, потому что за десять лет школа им вытравливает внутри такие колеи, из которых их потом ничем не выковыряешь. И сколько бы родители не питали надежд на то, что я научу их разговаривать, я не научу. Это можно сделать, если выдрать их из школьного восприятия действительности, и это как раз можно пытаться делать летом, то есть в период, когда школы нет.

Но летом, как я уже писала, они не занимаются. Лето - это святое. Давайте убьемся до заворота кишок в течение года, причем будем убиваться в геометрической прогрессии так, чтобы к концу именно 11-го класса, к ЕГЭ, приползти в реально опасном состоянии под руки с репетиторами по всем сдаваемым предметам, но лето мы трогать не будем. Именно тогда, когда можно было бы делать качественный рывок, маскируя его под приятное времяпрепровождение, с фильмами, песнями, и другими человеческими активностями и т. д., мы не позволим даже 3 часа в неделю выделить на то, чтобы слегка подгрузить отдохнувший и свежий мозг.

В нескольких выданных после проверки контрольных работах я обнаружила непонятные места и спросила: «А ты не подходил уточнить, что здесь имелось в виду?» - на что ребенок мне ответил: «Я убедился, что вопросов лучше не задавать». В некоторых были откровенные ошибки со стороны учителей (английской школы, да). Но вообще, если кто не в курсе, проверенные тесты и другие работы теперь обычно не возвращают. Разумеется, зачем знать, в чем именно состояла твоя ошибка, твое дело - знать оценку и пытаться ее улучшить при следующих попытках. Как? Как хочешь.

Они до сих пор учат топики и пересказывают их в классе. Например, про индейцев. Как сейчас помню, одного из героя текста звали ПОПОКАТЕПЕТЛЬ. Другой топик помню про Москва-Сити. Типа сколько метров Башня «Федерация». После этого они удивляются, что дети плохо говорят. А ЧТО ТУТ ГОВОРИТЬ-ТО, ЕСЛИ ЭТО КАКОЙ-ТО ШИФР, СОВЕРШЕННО НЕУПОТРЕБИМЫЙ В НОРМАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ?!!! И что я могу со своими тремя часами против школьных восьми? Но я, разумеется, стараюсь. И кое-что, надо сказать, у меня получается, хотя и с большим трудом.

Однако ожидания родителей, как правило, в этом месте разбиваются о скалы. Поэтому я скажу прямо и ясно: дорогие друзья, если вы хотите, чтобы ребенок успевал по предмету в школе, то самым безопасным средством добиться этого будет действовать параллельно школе согласно ее установкам, чего я лично делать никогда не буду, потому что не могу. Органически.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил хоть когда-нибудь (в школе этого, скорее всего, не случится, тут нужны более мощные потрясения, чем три часа в неделю с репетитором), то можете сдать его мне, я сверну ему мозги в нужную сторону, и когда школьный морок ослабит свою хватку, у него будет возможность посадить дальнейшее обучение языку на более или менее толковые дрожжи.

Это все, что мне по силам, потому что все остальные «хорошие» результаты достигаются либо путем муштры и насилия, либо при изначально других исходных данных.

Сделать так, чтобы он одновременно хорошо успевал в среднестатистической школе с ее безумными требованиями и непродуманными форматами, и свободно, хорошо разговаривал по-английски на действительно актуальные, жизненные темы, невозможно. Это уравнение не сойдется НИ-КОГ-ДА.

Они не умеют думать здесь и сейчас.

Они не умеют пользоваться источниками и справочниками.

Они не умеют применять известное для выяснения неизвестного.

Они не умеют скрещивать информацию, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Они вообще не знают, что после «не знаю» могут последовать какие-то действия, кроме «садись, два».

Минимальная трудность приводит их в полностью нерабочее состояние (нюансы богаты и соотносятся с их личностными характеристиками: кто-то бесится, кто-то отчаянно тупит, кто-то каждый раз чувствует крушение всех надежд, кто-то бросает все силы на поддержание иллюзии собственной состоятельности). В этот момент они заняты чем угодно, кроме английского языка, а я трачу время, внимание, силы, чтобы вдохнуть в них нормальную жизнь.

Кстати, вдыхается она ТОЛЬКО после таких моментов, пережитых иначе, чем через одергивания, призывы к совести и другие распространенные учительские техники.

Я все это настраиваю, как огромную арфу, а потом они идут в школу, где мне эту арфу - расстраивают.

11 класс достоин отдельного упоминания. Сейчас у меня на руках две обожаемых куклы, скоро выпуск. Сказать, что их интеллектуальные способности пали - это ничего не сказать, а я знаю их 3 года.

Девки похожи на водоросль в малиновом сиропе и не соображают ни черта. Зевают от чудовищной усталости, к тому же влюблены и худеют. Все столы обклеены бумажками с математическими формулами, историческими фактами, цитатами из Пастернака и сердечками более фривольного содержания. Их прихватывает то мигрень, то желудочная инфекция. Мне их безумно-безумно жаль.

В школе весь год они не делают абсолютно ничего, кроме прогонов по форме ЕГЭ, хотя ежу понятно, что тестовый формат может являться только проверочным, но никак не учебным. Повторяю, как мантру: «Спать и мультики», но они не слушают. Они совершенно не в состоянии эффективно учиться, но заниматься ничем другим, кроме как учиться до полного остекленения, они не могут.

В полубреду они ломятся повторить три типа условных предложений (и повторяют, кстати, небезуспешно, потому что это понятная схема, за которую можно уцепиться). Но описать обстановку своей комнаты или картинку из сказки «Золушка», равно как и родить другую собственную мысль они совершенно бессильны.

Родители упоенно подогревают градус всеобщих нервов. Спрашивают меня: «Как вы думаете, она сдаст?» - «Сдаст» - уверенно отвечаю я, понимая, что хоть кому-то нужно стоять ровно в этом поле спятившего ковыля. Для детей было бы лучше, если бы это были их родители, но кто знает. Может быть, если бы они это умели, во мне вообще не было бы никакой нужды.

Ощущение тотального, повального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. На это все приходит репетитор и пытается что-то сделать. Терпит, по сути, поражение - потому что с моими возможностями и знаниями при поддержке и попутных ветрах я могла бы достигать с этими детьми результатов, о которых сейчас мне приходится только мечтать.

Поэтому на ближайшее время я прекращаю работу с детьми. Я до смерти устала бороться с ветряными мельницами, видеть то, от чего больно, получать шишки за то, чего не делают другие люди. Я люблю детей. Я умею с ними работать. А с родителями и школой - нет, и учиться, пожалуй, не стану. Я лучше подожду, пока эти дети вырастут, и поймут, что к чему. Собственно, именно с такими я и работаю на данный момент с превеликим удовольствием, находя почти в каждом взрослом ребенка, которого когда-то долго и сложно мучили.

А смотреть на это в реальном времени сил моих больше нет.

И пара последних эпизодов из нашей НЕшкольной жизни.

1. Дочка, вернувшись с прогулки с новым знакомым пареньком, рассказала об их разговоре на околоучебные темы: «Когда он узнал, что я учусь дома, сначала сказал, что круто, а потом - что их вообще не готовят к егэ, сами думают, что делать». Вопрос: кому нужна такая школа?

2. Сегодня писали «министерскую» контрольную по русскому. Текст задания составлен «очень специальными людьми»)) В задании по русскому грубые ошибки в русском. Местами настолько косячны формулировки, что выполнить задание с полной уверенностью в том, что понимаешь, что «хотел сказать автор», не представляется возможным.

Родители моих учеников, да и сами ученики всегда спрашивают, какое у меня образование, велик ли опыт преподавания, работала ли я в школе или где-то ещё. Расскажу свою историю о том, почему репетиторство для меня - это престижная профессия, а не подработка, не калым и уж подавно не хобби.

Репетитор и закон

С точки зрения закона репетиторство является предпринимательской деятельностью. Если вы хотите заниматься этим бизнесом масштабно и легально, то вам необходимо либо примкнуть к штату работников официально зарегистрированного репетиторского центра, желательно имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо регистрироваться самостоятельно. Более 70 процентов школьных учителей подрабатывают сегодня репетиторами, формируя теневой рынок образования в России - я подобную активность не поддерживаю, хотя бы потому, что учитель даром получает огромную клиентскую базу, а нам - крутись, рекламируйся, в ФНС ходи.

Часто для достижения цели нужны специальные навыки, и поможет их натренировать репетитор. (Кадр из х/ф «Цвет денег», 1986)

Сразу обозначу свою позицию: репетитор - не учитель, зарабатывающий из подполья. Работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. На одном из образовательных порталов мне довелось выразить своё скептическое отношение к современным школьным учителям. В ответ хлынуло множество комментариев о том, что мне нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой. Не очень понятные советы, так как я позиционирую свою репетиторскую деятельность как предпринимательскую, даже имея законченное высшее в МПГУ по специальности «Организация работы с молодёжью».

«Надо смотреть правде в глаза: часть репетиторов - люди, которые по разным причинам не хотят работать с детьми в школе», - написала журналист «Российской Газеты» .

Я лично не хочу, это верно, а причина в том, что между репетитором и школьным учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер: это правовое основание работы.

Открываем 273-ФЗ . Тот самый, который об образовании. : педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на и : там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет. Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам, о чём я писала выше. Правовое основание работы репетитора, его библия - Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг» . К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 - публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК - частные. Их нельзя ставить в один ряд.

Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком. И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать - не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг - ГК РФ ст. 782.

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы. Всё по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство - абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

В том же материале «Российской Газеты» размещён откровенный отзыв мамы-клиентки:

  • «Беру 800 рублей за занятие. Не важно, у себя дома или у вас», - объявила мне репетитор, найденная по объявлению в Интернете. «У себя» - это кухня в съёмной двухкомнатной квартире, которая не видела ремонта последние сорок лет. На кухне из мебели только стол и два старых табурета. Дети поинтересовались: «Нельзя ли заниматься в комнате?» На что репетитор ответила: «Там всё завалено вещами. Но если очень надо, я приберусь».

Что и требовалось доказать: мало кому хочется заниматься у прыщавого аспиранта в неопрятном помещении или у странной старушки с запахом изо рта, пусть и с багажом из всей советской педагогики.

Репетитор - это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю - делать честно и качественно.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые - три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели - имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка - будут стремиться к нулю. Про «быстро» вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, - особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы - индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может - исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, договор об оказании услуг заключается добровольно - напоминаю о правовом основании. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки от того, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

Является ли репетитор обслуживающим персоналом?

Нет, не является. Тема закрыта, давайте следующий вопрос.

А если серьёзно, то в отношениях между репетитором и клиентом существует система прав и обязанностей, в которую никак не встраивается термин «обслуга». Ибо обслуживающий персонал - это работники, НЕ участвующие непосредственно в процессах оказания услуг и управлении этими процессами. В матрице «родитель (заказчик) - ученик (благополучатель) - репетитор (исполнитель)» профессиональным субъектом является последний, и если кто-то из ваших клиентов считает вас обслуживающим персоналом - расстаньтесь с ним сразу же.

Если и сравнивать деятельность репетитора с какой-то ещё, то больше всего подойдёт деятельность фитнес-тренера: я работала тренером в фитнес-клубе, поэтому знаю специфику. Есть огромные венозные качки - это тренеры для мужчин; есть тренеры по групповым программам - заводные звонкоголосые женщины; есть тренеры по растяжке и йоге - флегматичные, умиротворённые. Вам априори не могут подходить все из перечисленных вариантов сразу: вы всегда будете выбирать, отталкиваясь от ваших целей.

То же самое с репетитором: это не более дорогостоящая разновидность школьного учителя с универсальной компетенцией, это специалист, фокусирующийся на развитии одного или нескольких смежных навыков.

У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я - мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

В коммуникации между репетитором и учащимся существует особая этика, где-то более мягкая, а где-то более суровая, если сравнивать со школьной.

Одной из моих клиенток меня порекомендовал другой репетитор, женщина в возрасте. На телефонный вопрос о том, как меня представить будущей ученице, я ответила только своё имя. «Нет, ну как же так, нужно обязательно по отчеству», - возразила коллега. И я принципиально не согласна с этой позицией: всегда общаюсь на «ты», тип обращения ко мне учащийся выбирает сам. Процентов 30-40 предпочитают на «вы», процентов 10 пользуются исключительно звучным «Дарья Дмитриевна», остальные на «ты». Ведь дело в том, чтобы учащийся мог на занятии максимально свободно излагать свои мысли и демонстрировать действительный уровень знаний. Уважение кроется не в формализованном общении, а в признании компетентности и авторитета.

Расскажу историю из жизни: я летом 2016-го устраивалась в один центр по подготовке к экзаменам. Туда берут очень молодых специалистов (даже второкурсников), поэтому я со своим толстым портфолио, педагогическим образованием и вторым почти законченным юридическим (всё вместе читайте как «я со своим раздутым чувством собственной важности») сидела на собеседовании «лайк э босс».

Отбор преподавателей был четырехэтапный. На первом нужно было поболтать на свободную тему, никак не связанную с предметом преподавания, этот этап я прошла без проблем. А вот второй этап заключался в имитации занятия. Только вместо учеников были сотрудники центра: они пытались разыгрывать всякие нестандартные ситуации, проверяя, видимо, стрессоустойчивость кандидатов.

Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что я достаточно вольности позволяю своим ученикам: им можно пить чай, отвечать на важные звонки, выбирать способ запоминания информации с написанием или на слух, шутить шутки. Короче, я не тиран. Но та ситуация, что была разыграна сотрудниками центра, была прям гротескной. Две девушки поначалу усердно смотрели в телефон, после задавали неуместные вопросы по предмету, а потом начали демонстративно в голос общаться друг с другом.

И тут одна из них задаёт другой вопрос: «Ну что, куда сегодня в кино пойдем - на ужасы или драму?»

Честно, для меня это нестандартная ситуация: просто обычно работаю с адекватными людьми, которые достаточно внимательно слушают то, что я говорю, ибо, полагаю, ценят информацию. И не переигрывают. Я решила пресечь дальнейшее безобразие фразой: «Я вам драму или ужасы сейчас здесь устрою». Естественно, работать меня туда не взяли, сказали, что слишком агрессивный образ.

Но мораль истории в другом: поведение, мешающее занятию, будет просто пресекаться. Вплоть до принципиального отказа работать с клиентом - такое тоже было. Важно понять, что вы платите репетитору как профессионалу своего дела, имеющему полный контроль над вашим образовательным процессом по его предмету. Репетитор - не обслуга, а ваш наставник, который имет право отказаться от неудобного клиента. Я стараюсь строить ту модель отношений, в которой будет соблюдён хрупкий баланс между дружеской нотой и менторством, диалогом и руководством, вольностью и дисциплиной.

Престиж репетиторской деятельности

Престижно ли быть репетитором? Да, если вы не учитель, который втихаря вытаскивает своих учеников на платные индивидуальные. Если вы подходите под это описание, то вернитесь в начало статьи, там много полезного.

Репетитор - это предприниматель, а оно (предпринимательство) у нас в чести по результатам опросов. Вдобавок у этой профессии огромный творческий потенциал в плане выбора или создания методик преподавания.

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью», в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах - и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Человек может прийти с конкретной проблемой, сильным желанием чего-то добиться и интуитивным знанием о том, что для этого нужно поступить в хороший вуз, а ты помогаешь ему поставить цель, поделить её на этапы и постепенно приближаться к её достижению - это ли не благородно?

В школе нет времени учить каждого по особым программам, да и нет такой цели: на то оно и общее образование, чтобы быть универсальным и единообразным.

У всех разный потенциал, разные способы восприятия информации и, что главное, разная мотивация. Каждый год встречаются дети, которых на занятия пригнали родители или какое-то необъяснимое ярмо необходимости подготовки: «Мне вот надо сдать именно этот предмет, но не знаю, с какой целью». Таких детей процентов 40.

Многие репетиторы обещают «возбудить интерес к предмету», «привить охоту к учёбе» - простите, но это только популизм для привлечения клиентуры, не будем идеализировать.

Нельзя управлять симпатиями ребёнка, а потому невозможно заставить человека любить предмет, если изначально он не имеет к нему интереса и склонности. Зато можно на основе утилитарных рассуждений, налегая на прагматизм, донести, что если запомнить вот этот перечень информации, то сможешь сделать задание под номером таким-то, таким-то и таким. И человек запоминает. И человек правильно выполняет задание под номером таким-то, таким-то и таким. Ведь у юного человека с первого класса в голову вбита необходимость что-то сдать и куда-то поступить.

За качество и кастомизацию услуги люди готовы платить, отсюда мы можем сделать вывод и о финансовом престиже профессии репетитора.

Главная идея моей деятельности: репетитор - это предприниматель. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество», а потому я стараюсь сделать его основным символом своей работы. Надеюсь, эта статья сможет изменить отношение к действительно профессиональным репетиторам и понять их вклад в современное образование.

Новое на сайте

>

Самое популярное