Домой Уход за волосами Технология тико моделирования. Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста. Формы и режим занятий

Технология тико моделирования. Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста. Формы и режим занятий

Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.

«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:

  • лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
  • расширению кругозора ребёнка;
  • расширению знаний в области окружающего мира;
  • созданию психологического комфорта при обучении;
  • развитию фантазии и творческих способностей.

На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.

В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:

  • Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
  • Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
  • Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
  • Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.

Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).

Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.

Продолжительность обучения: 18 академических часов.

Стоимость обучения: 2 750 рублей.

Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.

При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).

Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».

Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.

Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.

Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.

Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.

ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.

Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.

В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.

Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.

ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.

Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.

Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.

Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Программа состоит из двух модулей:

Модуль «Плоскостное моделирование»

Модуль «Объемное моделирование»

Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задания.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задания.

Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.

Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.

Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».

Мультимедийные презентации:

  1. «Периметр».
  2. «Каталог геометрических фигур и тел».
  3. «Объем».
  4. «Многоугольники».
  5. «Симметрия».

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Столы, стулья - по количеству детей.
  • Стеллажи для хранения наглядного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

Ирина Иванова
Инновационная образовательная технология «Тико - моделирование» в развитии детей дошкольного возраста

«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание

собственного интеллекта»

Жан Жак Пиаже

(Швейцарский психолог и философ)

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству .

Задача современного педагога : научить дошкольников основам технического творчества : конструирования, легоконструирования, техно- моделирования , робототехники , используя современные виды конструкторов.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.

В конце прошлого учебного года в нашей группе появился первый ТИКО –конструктор . Что такое ТИКО ?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС» , автор технологии ТИКО - моделирования Логинова Ирина Викторовна.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников .

Актуальность работы с ТИКО :

обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;

развитие мелкой моторики ;

развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;

обеспечение развития детского технического творчества .

Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как :

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие );

позволяют педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;

формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна : формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором ТИКО , дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида) .

Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.

Как известно, развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития . Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО .

ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях :

1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО -конструктора детали декораций и персонажи для сказок;

2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО -деталей ;

3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель , транспорт ит. д. ;

4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;ит. д.

Таким образом , созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками , инструкциями, чертежами,

развивается логическое мышление , коммуникативные навыки.

Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста . Увлеченные в процесс моделирования и конструирования , дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи .

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника . Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов , решая проблемы по созданию развивающей среды ; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей , а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками .

Елена Андреевна Матвеева
Консультация для воспитателей «Инновационная методика Тико-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ»

Консультация для воспитателей

Подготовил : воспитатель МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»

Матвеева Е. А.

Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ

Инновационные технологии в дошкольном образовании

Участие в главных всероссийских конкурсах для дошкольных учреждений («Воспитатель года » , «Детский сад года» ) предполагает наличие внушительного портфолио с примерами использования инновационных технологий . При этом, инновационные технологии в дошкольном образовании могут быть доработкой старых образовательных моделей или представлять абсолютно новую развивающую программу.

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Награда известна - большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.

Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.

Что такое современные образовательные конструкторы ?

Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов , но все ли они могут называться образовательными.

Каким критериям должен отвечать образовательный конструктор :

o во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть предлагать такое количество вариантов конструирования , которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение. o во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора , что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;

o в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов , обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования ;

o в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора . В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС . С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно , либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля , а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их , расширять технический, математический словари ребенка.

ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. ЭТО требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, попрежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с

образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру.

Необходимо отметить, что наличие различного конструкторского материала активно способствует созданию инновационной образовательной среды.

Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования , наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов .

В современной педагогической практике все чаще используется в работе линия образовательных конструкторов - ЛЕГО . Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал себя как образовательный продукт. ЛЕГО используют, как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.

Технология ТИКО -моделирования разработана педагогами в соответствии ФГОС . Обучение и развитие детей в ДОУ, по их мнению, можно реализовать в образовательной среде с помощью ТИКО – конструкторов .

Кроме того, актуальность предложенной ими технологии ТИКОмоделирования значима в свете внедрения ФГОС , так как : Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей

познавательное развитие :

техническое конструирование , воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора ;

речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)

художественно-эстетическое развитие : творческое

конструирование , создание замысла из деталей ТИКО- конструктора ;

физическое развитие : координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

социально-коммуникативная :

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

2. Позволяет педагогу сочетать

образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр ;

3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между :

Необходимостью внедрения системных обновлений в ДОУ в виде ФГОС и недостаточным владением педагогами новыми педагогическими технологиями.

Требованиями ФГОС , где указывается на активное применение конструктивно -модельной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка, развитию конструктивного мышления и отсутствием в ДОУ Программы работы с детьми с образовательными конструкторами , способствующей организации целенаправленной систематической образовательной деятельности.

Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивномодельной деятельности на развитие личности дошкольников;

Необходимостью создания в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей детей и творческого потенциала, в том числе способствующей формированию конструктивного мышления у дошкольников и недостаточным оснащением детского сада образовательными конструкторами нового поколения .

Идея внедрить технологию ТИКО - моделирования в образовательный процесс ДОУ, сделать работу с ТИКОконструкторами целенаправленным процессом, расширить содержание конструктивно -модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения , а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта .

Новое на сайте

>

Самое популярное