Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста
Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:
- лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
- расширению кругозора ребёнка;
- расширению знаний в области окружающего мира;
- созданию психологического комфорта при обучении;
- развитию фантазии и творческих способностей.
На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.
В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:
- Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
- Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
- Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
- Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
- Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.
Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).
Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.
Продолжительность обучения: 18 академических часов.
Стоимость обучения: 2 750 рублей.
Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.
При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).
Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».
Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль «Плоскостное моделирование»
Модуль «Объемное моделирование»
Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Мультимедийные презентации:
- «Периметр».
- «Каталог геометрических фигур и тел».
- «Объем».
- «Многоугольники».
- «Симметрия».
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы, стулья - по количеству детей.
- Стеллажи для хранения наглядного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Ирина Иванова
Инновационная образовательная технология «Тико - моделирование» в развитии детей дошкольного возраста
«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта»
Жан Жак Пиаже
(Швейцарский психолог и философ)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству .
Задача современного педагога : научить дошкольников основам технического творчества : конструирования, легоконструирования, техно- моделирования , робототехники , используя современные виды конструкторов.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.
В конце прошлого учебного года в нашей группе появился первый ТИКО –конструктор . Что такое ТИКО ?
ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС» , автор технологии ТИКО - моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников .
Актуальность работы с ТИКО :
обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
развитие мелкой моторики ;
развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
обеспечение развития детского технического творчества .
Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как :
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие );
позволяют педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;
формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна : формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором ТИКО , дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида) .
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.
Как известно, развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития . Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО .
ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях :
1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО -конструктора детали декораций и персонажи для сказок;
2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО -деталей ;
3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель , транспорт ит. д. ;
4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;ит. д.
Таким образом , созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками , инструкциями, чертежами,
развивается логическое мышление , коммуникативные навыки.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста . Увлеченные в процесс моделирования и конструирования , дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи .
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника . Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов , решая проблемы по созданию развивающей среды ; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей , а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками .
Елена Андреевна Матвеева
Консультация для воспитателей «Инновационная методика Тико-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ»
Консультация для воспитателей
Подготовил : воспитатель МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»
Матвеева Е. А.
Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Участие в главных всероссийских конкурсах для дошкольных учреждений («Воспитатель года » , «Детский сад года» ) предполагает наличие внушительного портфолио с примерами использования инновационных технологий . При этом, инновационные технологии в дошкольном образовании могут быть доработкой старых образовательных моделей или представлять абсолютно новую развивающую программу.
Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Награда известна - большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.
Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.
Что такое современные образовательные конструкторы ?
Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов , но все ли они могут называться образовательными.
Каким критериям должен отвечать образовательный конструктор :
o во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть предлагать такое количество вариантов конструирования , которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение. o во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора , что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
o в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов , обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования ;
o в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора . В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.
Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС . С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно , либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля , а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их , расширять технический, математический словари ребенка.
ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. ЭТО требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, попрежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с
образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру.
Необходимо отметить, что наличие различного конструкторского материала активно способствует созданию инновационной образовательной среды.
Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования , наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов .
В современной педагогической практике все чаще используется в работе линия образовательных конструкторов - ЛЕГО . Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал себя как образовательный продукт. ЛЕГО используют, как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.
Технология ТИКО -моделирования разработана педагогами в соответствии ФГОС . Обучение и развитие детей в ДОУ, по их мнению, можно реализовать в образовательной среде с помощью ТИКО – конструкторов .
Кроме того, актуальность предложенной ими технологии ТИКОмоделирования значима в свете внедрения ФГОС , так как : Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
познавательное развитие :
техническое конструирование , воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора ;
речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
художественно-эстетическое развитие : творческое
конструирование , создание замысла из деталей ТИКО- конструктора ;
физическое развитие : координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативная :
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать
образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр ;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между :
Необходимостью внедрения системных обновлений в ДОУ в виде ФГОС и недостаточным владением педагогами новыми педагогическими технологиями.
Требованиями ФГОС , где указывается на активное применение конструктивно -модельной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка, развитию конструктивного мышления и отсутствием в ДОУ Программы работы с детьми с образовательными конструкторами , способствующей организации целенаправленной систематической образовательной деятельности.
Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивномодельной деятельности на развитие личности дошкольников;
Необходимостью создания в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей детей и творческого потенциала, в том числе способствующей формированию конструктивного мышления у дошкольников и недостаточным оснащением детского сада образовательными конструкторами нового поколения .
Идея внедрить технологию ТИКО - моделирования в образовательный процесс ДОУ, сделать работу с ТИКОконструкторами целенаправленным процессом, расширить содержание конструктивно -модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения , а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта .