Домой Сад и огород Творческий подход преподавателя по дирижированию.Роль концертмейстера. Дирижирование (Дирижирование оркестром народных инструментов) Что умеет бакалавр дирижирования

Творческий подход преподавателя по дирижированию.Роль концертмейстера. Дирижирование (Дирижирование оркестром народных инструментов) Что умеет бакалавр дирижирования

Частный преподаватель Стаж 18 лет

от 1 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по музыке

Индивидуальные уроки гитары, электрогитары, вокала и сольфеджио для детей и взрослых на любом уровне сложности.Опыт педагогической деятельности Развернуть – более 17 лет. Есть ученики, ставшие лауреатами международных конкурсов и участниками проекта "Голос". Работал в составе музыкальных коллективах Андреа Бочелли и Димы Билана.Собственная учебная программа, применяемая на практике в государственном образовательном учреждении. Индивидуальный подход к каждому ученику, зависящий от желаемого результата. В обучение входят только самые эффективные методики и упражнения, проверенные на практике.Моя практика показала, что не существует людей неспособных к развитию музыкальных данных. Имею многолетний педагогический стаж и большой опыт концертной деятельности. Занимаюсь с учениками разных возрастов. Есть специальная программа для раннего музыкального развития. Внимательно слежу за развитием музыкальной индустрии, но с большим трепетом отношусь к классическому музыкальному образованию и канонам музыкальной педагогики. Изучил и проверил на практике большинство самых известных гитарных школ и техник развития голосовых данных, что позволило создать свою и адаптировать ее к современным условиям. В педагогической деятельности использую только максимально эффективные методики и принципы музыкального образования, что подтверждается быстрым положительным результатом и стабильным ростом учеников. Сложный теоретический и практический материал преподношу максимально доступно и понятно. На моих занятиях, в зависимости от выбранной программы обучения и поставленных задач, вы:быстро получите элементарные навыки игры на гитаре;научитесь играть на гитаре по нотам и по табулатуре;освоите технику игры с медиатором и пальцами;изучите техники игры в различных стилях: академической, рок, латиноамериканской музыки, романсов, бардовской песни, популярной зарубежной и русской эстрадной музыки, джазовой композиции, фламенко;узнаете все тонкости игры аккомпанемента к любимым песням;получите готовые шаблоны для самостоятельного подбора аккомпанемента;научитесь легко транспонировать любимые песни под звучание своего голоса;разовьете необходимые для правильного пения навыки;раскроете естественное звучание вашего тембра;избавитесь от зажимов;улучшите дикцию;разовьете природные голосовые возможности;постигните основы теории музыки и сольфеджио;приобретете качества необходимые профессиональному музыканту.От вас потребуется желание, терпение, трудолюбие и систематичность. Обучающимся предоставляется возможность участия в отчетных концертах, где будет приобретаться необходимый опыт публичного выступления на сцене пред публикой. Возможна запись результатов обучения на профессиональной студии звукозаписи.Переоценить благоприятное воздействие музыки на человека просто невозможно. Детям необходимы музыкальные занятия для полноценного развития. Не откладывайте на неопределенный срок свои давние мечты и желания музицировать, не лишайте своих детей радости общения с музыкой! До скорой встречи на занятиях!

Евгений Борисович прекрасный репетитор. Занятия дочке очень нравятся. Организован, пунктуален, тактичен. Доступно объясняет. Все отзывы (19)

Академический вокал Акустическая гитара Аранжировка Вокал Гармония Гитара +12 Дирижирование История музыки Музыкальная литература Нотная грамота Постановка голоса Ритмика Синтезатор Сольфеджио Теория музыки Фортепиано Электрогитара Эстрадный вокал

Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Пушкинская м. Бунинская Аллея

подготовка к поступлению в муз. уч. заведения Акустическая гитара Бас-гитара Гитара Дирижирование Домра Мандолина +4 Нотная грамота Сольфеджио Фортепиано Электрогитара

Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Рязанский проспект

Павел Олегович

Частный преподаватель Стаж 8 лет

от 800 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по музыке

У ученика, дистанционно

Добрый день!Я – репетитор по музыке, преподаю сольфеджио, нотную грамоту, теорию музыки, дирижирование и игру на фортепиано для Развернуть детей от 3-х лет, школьников и взрослых, с любым уровнем знаний. Отличаюсь внимательным и вдумчивым отношением к каждому, устанавливаю психологический контакт с учениками. Для каждого разрабатываю индивидуальную программу, с учетом его особенностей и темперамента. Использую в работе классическую методику обучения и элементы новаторских программ. 2010 - по настоящее время - частная педагогическая практика (фортепиано, дирижирование, теория музыки, сольфеджио).2019 - Руководитель и дирижер российской премьеры двух барочных месс Дж.Б.Бассани в собственной редакции с участием инструментов XVIII и XIX веков.Дирижерская практика - Государственный академический хор имени А. В. Свешникова, Большой Детский Хор имени В. С. Попова, Камерный хор Московской консерватории, Камерный оркестр Московской консерватории.2010-2019 – артист Камерного хора Московской консерватории (худ. руководитель – проф. Соловьев А.В.)В составе хора выступал под управлением М.Плетнева, В.Юровского, А.Лазарева и др. Выступал в залах Московской консерватории, Большом театре, МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Московском Доме музыки, Кремлёвском дворце, Католическом соборе в Москве, Лютеранском соборе в Москве.Принимал участие в "Фестивале российской культуры в Японии" (2016 и 2019 гг.), гастролях в Китае, Болгарии, Австрии, Словакии и др.Во Всероссийском музыкальном фестивале им. М.И. Глинки в Смоленске (2015-2018 гг.), а также гастролях в Санкт-Петербурге, Туле, Сургуте, Н.Новгороде и др. Выступал на саммите «Большой двадцатки» в Японии (2019 г.)2015-2017 - дирижёр и певец хора Кафедрального католического собора в Москве.Артист Молодежного Синодального хора.Артист Мужского хора им. Патриарха Алексия II.

подготовка к поступлению в муз. уч. заведения Дирижирование История музыки Музыкальная литература Нотная грамота Ритмика Рояль +5 Синтезатор Сольфеджио Теория музыки Фортепиано Хоровое дирижирование

Дети 1-3 года Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Охотный ряд

Цветана Геннадьевна

Частный преподаватель Стаж 26 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по музыке

У репетитора, у ученика, дистанционно

Курсы повышения квалификации работников культуры и искусства комитета по культуре Москвы, по специальности ритмика в ДМШ (1997). Курсы повышения квалификации Развернуть работников культуры и искусства комитета по культуре Москвы, по методике работы старших классов сольфеджио ДМШ (1999). Свидетельство об окончании Творческое объедение "Чистые пруды" - Словесное творчество и духовные основы жизни, христианская педагогика (1994-1998).

Цветана Геннадьевна - отличный наставник, обладающий, помимо прочих необходимых для профессии талантов, самым главным - педагогическим! На интуитивном Развернуть уровне понимает что не получается, почему и как это исправить. Очень рекомендую. Все отзывы (15)

подготовка к поступлению в муз. уч. заведения Вокал Дирижирование Ритмика Сольфеджио Фортепиано

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Марьино

Анастасия Владиславовна

Частный преподаватель Стаж 2 года

от 950 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по музыке

У ученика

Учу детей и взрослых любить музыку так, как люблю сама, при этом не забывая о результате обучения. Сама являюсь мультипедагогом с мультипрофессией Развернуть (дирижёр/худ. рук. академического хора - преподавала частно и в певческой школе). Голос, фортепиано или теория - это инструменты, которыми нужно и очень приятно пользоваться. Я всего лишь подскажу как. Имею опыт работы как с маленькими детьми (от 4 лет), так и взрослыми (верхней границы нет!). Считаю, что совершенству предела нет, к тому же, при правильно подобранном учебном плане совершенствоваться вдвойне приятнее.

Профиль: Дирижирование оркестром народных инструментов

Квалификация : Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель

Область профессиональной деятельности бакалавра дирижирования:

  • музыкальное исполнительство в качестве дирижера, руководителя творческого коллектива, хормейстера хора, дирижера оркестра народных инструментов;
  • музыкальная педагогика в средних специальных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.

Виды профессиональной деятельности бакалавра дирижирования:

  • художественно-творческая
  • культурно-просветительская
  • педагогическая
  • организационно-управленческая

Что умеет бакалавр дирижирования?

  • дирижировать профессиональными, учебными, любительскими хорами и оркестрами, руководить творческими коллективами (хором, ансамблем, оркестром, оркестром народных инструментов);
  • осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля, оркестра народных инструментов);
  • владеет основами анализа оркестровых и хоровых партитур, методикой работы с оркестром; методикой работы с хором;
  • быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора; артиста/солиста оркестров народных инструментов;
  • подбирать репертуар для концертных программ и других творческих мероприятий, осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (программы фестивалей, творческих конкурсов, мастер-классов и т.п.);
  • преподавать дисциплины профильной направленности;
  • осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования.

Где работает бакалавр дирижирования?

  • музыкальные театры;
  • концертная эстрада;
  • творческие коллективы;
  • учреждения культуры и искусства;
  • образовательные учреждения.

Кто учит бакалавров дирижирования?
Подготовкой бакалавров дирижирования занимается кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования (заведующий В. Г. Лебедев).

Среди преподавателей кафедры:

  • Б. Ф. Смирнов (заслуженный работник высшей школы РФ, доктор искусствоведения, профессор),
  • Н. Н. Малыгин (лауреат международного конкурса, Заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, профессор);
  • В. Д. Мороз (заслуженный артист РФ, доцент);
  • Э. А. Болодурина (кандидат педагогических наук, профессор, заслужанный работник РФ);
  • В. Г. Герасимов (профессор, заслуженный артист РФ)
  • и другие.

Какие предметы изучает будущий бакалавр дирижирования?

  • дирижирование;
  • историю и современное состояние отечественной и зарубежной музыки;
  • музыкальную педагогику и психологию;
  • методику преподавания специальных дисциплин;
  • исполнительство;
  • хоровой класс;
  • оркестровый класс;
  • музыкальную информатику;
  • менеджмент в сфере культуры и искусств;
  • и многое другое.

Кафедра готовит специалистов по двум направлениям: Бакалавриат (квалификация дирижер, хормейстер, артист хора, преподаватель) и Магистратура (с присвоением степени магистра).

История

1959 - заслуженным деятелем искусств РФ, профессором С.В. Поповым основана кафедра

1977 -1999 - кафедру возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор Б.В. Баранов

1999 - 2001 - во главе кафедры стоял народный артист РФ Ю.В. Ухов.

2001- 2007 - кафедру возглавлял заслуженный артист РФ, профессор В.Л. Канаков, который в значительной мере укрепил её материальную базу и создал условия для повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

Последующие годы кафедрой руководили: заслуженный артист РФ, хормейстер Государственного академического ансамбля песни и пляски имени А. Александрова В.И. Кротов, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, профессор Г.А. Дмитряк. В настоящее время кафедрой руководит Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Лауреата международных конкурсов Губернаторского камерного хора Кузбасса, профессор О.И.Шабалина.

Педагоги

На кафедре работают высококвалифицированные, опытные педагоги: заслуженный работник культуры РФ, профессор Е.М. Кругова; доцент Г.Н. Соколова; заслуженный артист РФ хормейстер Государственного академического ансамбля песни и пляски им. А.Александрова В.И. Кротов; главный хормейстер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, доцент, заслуженная артистка РФ М.О. Балянская; лауреат Международных конкурсов, художественный руководитель камерного хора Московского музыкального общества «Озарение», доцент О.Н. Бурова; хормейстер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, доцент А.А. Финашев; доцент Т.К. Середа; Лауреат международных конкурсов доцент Е.В. Радостева; лауреат всероссийских конкурсов вокалистов, солистка ансамбля «Галерея Актуальной Музыки» на базе Московской государственной академической филармонии, старший преподаватель С.М. Безносова; старший преподаватель М.А. Белова; аспирант МГИК, старший преподаватель Ю.С. Лебедева.


Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова


Факультет филологии, журналистики и искусства
Кафедра исполнительского искусства

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности «Музыкальное образование»

(для внутривузовского пользования)

Павлодар


УДК 784.1(07)

кандидат педагогических наук, доцент Сметова А.А.


Составитель У.К. Негманова
М54 Методика преподавания хорового дирижирования: методические указания к практическим занятиям / сост. У.К.Негманова. – Павлодар, 2007 – 23 с.

Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

Тематика практических занятий охватывает весь курс изучаемой дисциплины. Дополнительно к практическим занятиям предлагаются упражнения для развития техники и упражнения для развития воли.

Методические указания разработаны в соответствии с ГОСО РК 3.08.006 – 2004 и типового учебного плана специальности.

УДК 784.1(07)

ББК 85.314я7


© Негманова У.К., 2007

© Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова, 2007

Введение
Содержание дисциплины «Методика преподавания хорового дирижирования» обобщает знания полученные студентом на уроках хорового цикла: по дирижированию, хороведению и в хоровом классе.

Курс призван подготовить студента к профессиональной деятельности,как руководителя хорового коллектива, так и преподавателя по классу дирижирования.

Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» включают материалы постепенного овладения техникой дирижирования в классе на практических занятиях и при самостоятельной работе студента.

Практические занятия курса рассчитаны на обучение и развитие навыкам техники дирижирования, которая составляет тот фундамент, на который опирается дирижер при решении художественных задач, так как именно техника является основным средством общения дирижера с коллективом. Овладение техникой дирижирования, в частности техникой рук,- процесс очень сложный и длительный, достигается путем большой самостоятельной работы.

Студент должен развить гибкость, пластичность, «свободу » рук, овладеть практически рядом приемов, выполняя их абсолютно непринужденно, внешне очень просто легко , без большой затраты физических сил, почти автоматически.

Однако студенты должны понимать, что техника, свободное владение дирижерским аппаратом должна сочетаться с его общим музыкальным развитием. Дирижер активно участвует в исполнении только через посредство жеста, без него он становится «немым». У дирижера, хорошо владеющего техникой, язык жестов полностью заменяет язык слов, и исполнители могут свободно «читать» по руке дирижера все его требования. Отсюда становится ясным, какое большое значение приобретает владение техникой дирижирования для каждого руководителя хора.

В работе предложены упражнения для развития техники, которые полезны тем, что позволяют сосредоточить все внимание студента исключительно на ритмической и динамической сторонах техники дирижирования.

Совершенствовать навыки и воспитывать личность дирижера можно бесконечно. Данные методические указания рассчитаны в помощь студенту, для формирования основных навыков и представлений молодых дирижеров.


  1. Технические средства дирижирования

Дирижер управляет хором при помощи дирижерского аппарата. В него включается: руки, голова (лицо, глаза) корпус, ноги.

Постановка корпуса. На первых уроках преподавателю приходится уделять большое внимание правильной постановке корпуса и предупреждать возможные недостатки. Они могут проявляться в согнутом положении корпуса, сутулости. Фигура дирижера должна быть свободной естественной, без напряжения. Если студент качается из стороны в сторону - это мешает восприятию его хором. Ноги обязательно опираются на всю ступню, равномерно распределяя тяжесть тела.

Наибольшей выразительности следует добиваться исключительно руками, не прибегая к помощи корпуса.

Свобода рук дирижера . Первое условие, предъявляемое к рукам дирижера - их полная свобода, то есть независимость их движений от корпуса, ненапряженность мышц.

Скованные руки не дают дирижеру возможности легко и полно передать хору свои намерения. Чувствуя неубедительность своих жестов, такой дирижер начинает «в помощь» рукам так же двигать и корпусом, головой, словом прибегать к ненужным и мешающим действиям.

Начать занятия по тактированию лучше всего с освобождения рук.


  1. Упражнения для устранения зажатости рук

Зажатость рук можно устранить с помощью специальных упражнений.

Упражнение 1 Студент стоит прямо, руки опущены свободно вдоль корпуса , мышцы их полностью освобождены. Одна рука поддерживает другую около запястья и медленно поднимает ее до уровня груди. Поднимаемая рука лежит свободно со свешенной вниз кистью. При этом у студента должно появиться ясное ощущение различия поведения обеих рук: поддерживающая рука включает только те мышцы, которые необходимы для поднятия ее самой и для поддержания другой руки. Вторая – свободно лежит на первой, полностью выключив свою собственную мускульную энергию. Секунд пять руки остаются в этом положении неподвижными. Далее поддерживающая рука моментально выключает свою (поддерживающую) энергию. Поддерживаемая рука тотчас же бессильно падает вниз под действием собственной тяжести. («как плеть»)

Падения не произойдет, если рука была не полностью освобождена, а сохранила часть своей энергии. В этом случае она опустится не совсем свободно. Упражнение следует проделывать до тех пор, пока в руке не появиться ощущение ее полной свободы. Далее функции рук следует поменять местами.

Упражнение 2 Исходное положение то же. Левая рука медленно и спокойно поднимается вперед-вверх до высоты плеча без поддержки правой. Кисть в процессе не участвует и бессильно свешивается вниз. Проверить степень ее свободы можно путем похлопывания ее правой (свободной) рукой.

По истечении 5 – 10 секунд, энергия, поддерживающая руку, выключается, и рука свободно падает вниз. Упражнение следует повторять обеими руками, сначала поочередно, затем вместе до полного их освобождения. И только тогда, когда это будет достигнуто, можно перейти к следующим упражнениям.

Упражнение 3 Поднять обе руки вверх. Напрячь мышцы рук, затем снимаем напряжение поочередно с пальцев, с кистей, от локтя и полностью со всей руки, одновременно опуская руки вдоль тела. Упражнение помогает студенту осознать, что такое напряжение в руках, и что означает полностью свободная рука. Выполнить 3 раза.

3 Ауфтакт
К извлечению звука исполнитель должен подготовиться.

Предупредительное начальное движение называемое ауфтактом предопределяет и готовит импульс к возникновению звучания.

Ауфтакт готовит: наступление данной счетной доли такта, момент возникновения звучания, темп, характер и динамику музыки. Так, медленный ауфтакт предшествует возникновению медленной музыки. Напротив, быстрый, активный жест предваряет звучание подобного же характера.

Готовясь к ауфтакту, рука ставится в исходное положение, которым является место предыдущей доли такта. Путь руки к первой доле такта выглядит так:

__________________

__________________


__________________
__________________
Ауфтакт (как и все тактирование) производится свободной рукой, однако жест насыщенный, так как вялый и безвольный жест не дает достаточного представления вызываемой им музыке. Количество ауфтактов равно количеству счетных долей.

Халық әні-Ғайни

Е.Хасангалиев –Ауылым әнім

Е.Хасангалиев- Гүл сезім

Абай –Айттым сәлем Қаламқас
Теоретическая часть
Изучение произведения, данные о композиторе и эпохе, в которую он жил. Стиль произведения. Наиболее значительные сочинения этого композитора и наиболее выдающиеся произведения иных видов искусств той же эпохи. Понятие об образах и литературной программе произведений.

Гармонический анализ и разбор формы произведения. Сольфеджирование всех голосов, как по горизонтали, так и по вертикали.

Воспроизведение на фортепиано основных тем и разделов произведения в настоящих темпах, динамике, характера и фразировке.

Практическая часть
Техника рук как средство для воспроизведения музыки хором. Постановка корпуса, свобода рук, упражнения по освобождению рук. Понятие о раздельных функциях рук, выработка техники удара. Дыхание. Кисть руки. Простые схемы «на раз», «на два», «на три», «на четыре». Практическое применение тактирования и схем на музыкальном материале произведения.
7 Упражнения для развития динамических

функций правой руки

Фортиссимо- показывается рукой, максимально удаленной от груди, с очень большой амплитудой и насыщенностью жеста.

Форте – амплитуда движений несколько меньше, чем в предыдущем случае.

Пиано- рука посередине между крайним, вытянутым положением

и грудью, амплитуда сужена, насыщенность жеста невелика.

Пианиссимо-рука почти у груди, амплитуда движений минимальная, насыщенность жеста очень небольшая.

Упражнения для постепенной смены динамики

В первом и третьем тактах рука постепенно уменьшает амплитуду размаха и ауфтакта к последующей доле, доводя ее до нужной величины и вызывая этим ослабление звучания. Во втором и четвертом тактах , напротив, происходит ее увеличение, соответствующее усилению звучания.

Упражнение повторяется в иных схемах (например «на два», «на три», «на шесть»). Точки кульминаций могут быть смещены.

Упражнения для развития самостоятельности обеих рук

Упражнение 1

л.р.mf и т.д.

Правая рука тактирует, как обычно, в нюансе mf, темп andante . Левая рука вместе с правой производит ауфтакт к первой доле, показав ее неподвижно

останавливается или спокойно отводится к корпусу и т.д.

Упражнение 2 р.mf

4/4_______________________________________________________

Правая рука тактирует, как и прежде. Левая рука во втором такте переходит

на показ второй доли, в третьем-третьей, в четвертом-четвертой. Далее повторяется все сначала, начиная с первой доли.
Упражнение 3

пр.р.___________________


л.р.mf и т.д.
mf

Правая рука тактирует, как и прежде. Левая рука показывает уже две доли в такте - первую и третью. Но эти доли длинные, поэтому рука продолжает движение в горизонтальном направлении, «ведя» за собой звучание каждой из долей.


8 Правила показа ферматы
Фермата на звуке может быть взята в любой точке дирижерской схемы. Для ее показа обязательны три момента - постановка ферматы (точка), дальнейшее ведение звучания и снятие его. Наибольшие трудности может вызвать заключительный момент- снятие (прекращение звучания) или переход ферматы в последующее звучание.

При фермате, связанной с усилением или ослаблением звука, правая рука движется не по горизонтали, а в направлении подъема или спуска. Степень воздействия такой ферматы увеличивается соответствующим движением левой руки.

9 Показ штриховых особенностей произведения
Огромное количество штрихового разнообразия может быть объединено в две группы:

1)связные штрихи.

2)раздельные штрихи.

К связным штрихам мы относим legato () и portato (или) представляющее собой утяжеленное legato.

В основе исполнения legato лежит, главным образом, постепенное, неторопливое, плавное движение руки из точки одной доли - в точку следующей. Эластичное и без рывков движение всей рукой завершается легким упором кисти в момент точки удара. Это движение- толчок - смягченно , сглажено, с плавной петлей после него:
________________ ________________ _________________

________________ _________________ _________________
Левая рука при этом может двигаться в горизонтальном направлении от начала legato до его окончания.

Твердые штрихи короткого звучания
Эти штрихи относятся к группе staccato. Для показа этого штриха кисть правой руки всегда находится параллельно плоскости пола. Движение всей руки, соединяющие точки схемы, завершается более быстрым, четким «броском», толчком одной кисти.

Толчок этот значительнее и больше обычной «точки», напоминает как бы «укол», производящийся сверху вниз. После каждого толчка наступает короткая, почти мгновенная остановка. В руке должно присутствовать четкое ощущение точки удара.

Для показа marcato применяется прием протягивания точки «удара» или «вытягивания звука», то есть после твердого падения руки к точке удара она не заканчивает на этом свое движение, но, резко изменив направление (сверху в сторону), продолжает вести звук по горизонтали, протягивая точку удара и как бы «выжимая» звук.

Резкий рефлекс руки к последующему ауфтакту прекращает звучание (напоминая неснимаемую фермату.

Акценты, синкопы.

Акценты и подобные им динамические оттенки кратковременны по своей природе и относятся только к одной доле такта или к части ее. Они требуют точного и четкого жеста, заметно выделяющегося своей относительной силой. В свою очередь, сила акцента зависит от основного нюанса. Следовательно,storzаndо (sf) рiаnо-укол, легкий всплеск. Тоже stоrzаndо, но уже в fоrtе – удар большой силы. Акценты на счетную долю такта требуют сильный энергичный ауфтакт.

Акцент между долями не требует к себе ауфакта и его качество решает рефлекс.
Синкопа
Акцентированная нота, приходящаяся на слабую долю такта, требует применения специальных дирижерских приемов: очень четко, заметного ауфтакта или рефлекса.

Синкопа между счетными долями более сложна и подобна акценту между долями. Ясность и точность выполнения этого вида синкопы обусловливается как подчеркнутой точкой удара основной доли, так и столь же четким рефлексом предшествующим возникновению звука.


Постепенное ускорение темпа
Для ускорения темпа (ассеlеrаndо, stringеndо, и т. п.), дирижер уменьшает амплитуду движения руки между долями и одновременно учащает удары. Этим сокращается время прохождения руки между долями, наглядно отображая в жесте необходимость постепенного ускорения темпа.

Прием, ускоряющий темп, это ускоренный рефлекс руки после точки удара. Рука быстро отлетает от точки и с ускорением движется к последующей доле. Тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления.


Постепенное замедление темпа
Расширение темпа (rаllеntаndо, ritеnutо, ritаrdаndо и т. п.) достигается обратным приемом. Рука задерживается в точке удара, рефлекс увеличивается , одновременно с этим удлиняются и промежутки времени, в течение которых тактируются счетные доли такта.

В особо сложных случаях, дирижер может привлечь еще большее внимание хора применением специального предупреждающего жеста левой рукой («внимание»).


  1. Контрольное задание

Дальнейшая отработка деталей дирижерской техники:

выполнение упражнений для развития динамических функций правой руки, фермат, синкоп и акцентов. Понятие об исполнительском процессе и вопросах интерпретации. Дирижер- аккомпаниатор- следование за солистом и собственное понимание произведения.

Исполнение аккомпанемента средней сложности. Репетиционная работа с хором под наблюдением педагога.


11.Упражнение для развития техники
Приведенные ниже схематические примеры необходимо продирижировать сначала одной правой рукой, потом жестами, свойственными одной левой руке (определяющими характер, динамику и т.д.). В совершенстве освоив примеры каждой рукой, можно перейти к дирижированию обеими рукам.
Largo
3/2______________4/4________________________3/2_______________

f p sff p f ff f pp


Allegretto
2/4__________________________________________________________
Moderato

5/4_______________________________________2/4________________

P f pp mf p sf p ff p pp
Moderato accel a tempo
3/4


Allegro
P f pp ff
3/4
Andante
4/4__________________________________________________________mf f sf sf sp

Sostenuto rit a tempo

5/8__________________________________________________________ ff pp f p mf

Allegro
6/8__________________________________________________________pp f p p f ff


Упражнения полезны тем, что позволяют сосредоточить все внимание исключительно на ритмической и динамической сторонах техники дирижирования, в то же время предоставляя простор для воображения какой-либо весьма условной музыки.

12 Упражнения для развития воли
Главная задача этих упражнений развить способность «вести» за собой исполнителей.

Для воспитания и развития необходимых качеств необходимо проявление инициативы со стороны студента в переменах схем, внезапных и постепенных изменениях динамики и темпа.

Студент должен приучать себя к мысли что он – дирижер! Именно он ведет за собой исполнителей. Разумеется, концертмейстеры обязаны безропотно повиноваться каждому его жесту и следовать за каждым его движением.
Andante accel. Moderato rit. Lento
4/4__________________________________________________________

f p p pp sf p sp


accel. Presto

f sf
Andante

аccel.4/4_________________________________________________________

mf sf p f pp p
rit. molto Sostenuto

____________________________________________________________

f p pp f p f
Moderato
_3/4__________3/8_________________2/4___________5/8___________

P f p f
Заниматься упражнениями следует до тех пор , пока студент не приобретет требуемое от него качество- уменье вести за собой исполнителей, пока не разовьется в нем необходимая дирижерская воля.

13 Контрольное занятие

В классе должно больше внимания уделяться работе с «мнимым» хором, повторению пройденного материала, отработка и совершенствование дирижерского жеста. Упражнения, ежедневный тренаж, работа над партитурами произведений различных жанров, стилей и эпох, знакомство с более сложным репертуаром, которым студенту придется овладеть впоследствии в работе с профессиональными коллективами.

Литература
1 Птица К. «Работа в хоре»: учебное пособие для вузов. – М. : 1975 г., – 156 с.

2 Птица К. «Очерки»: – Москва «Музыка» 1991 г, – 230 с.

3 Данилин Н.«Искусство хорового пения»: учебное пособие для вузов, музыкальных училищ, художественной самодеятельности – Москва, Государственное музыкальное издательство. 1963 г, – 230 с.

4 Ольхов К.«О дирижировании»: учебное пособие для вузов. – М.: 1975 г., – 156 с.

5 Дмитревский Г.«Хрестоматия по дирижированию»: учебное пособие для вузов. – М. : 1967 г., – 175 с.

6 Мюнш Ш.«Я дирижер»: учебное пособие для вузов. М.: – «Советский композитор» 1975 г., – 158 с.

7 Багриновский М. «Дирижерская техника рук»: учебное пособие для вузов. М. : – «Музыка» 1974г., – 150 с.

8 Птица П. «О хоровом дирижировании»: учебное пособие для вузов. М.: 1963г, – 256 с.

9 Маталаев Л. «Основы дирижерской техники»: учебное пособие для вузов. М. : – «Музыка» 1991г., –156 с.

1 Технические средства дирижирования………………………………4

2 Упражнения для устранения зажатости рук………………………....4

3 Ауфтакт………………………………………………………………...5

4 Схемы тактирования…………………………………………………..7

5 Сложные схемы……………………………………………………….10

6 Контрольное занятие…………………………………………………13

7 Упражнения для развития динамических функций правой руки….15

8 Правила показа ферматы ……………………………………………..16

9 Показ штриховых особенностей произведения…………………….17

10 Контрольное занятие ……………………………………..………...19

11 Упражнение для развития техники…………………......................19

12 Упражнения для развития воли…………………………………… 20

13 Контрольное занятие………………………………………………. 21

Литература……….………………………………………………….22

Составитель: ст. преподаватель Негманова У.К.

Кафедра исполнительское искусство

Утверждено на заседании кафедры «__»______2007 г. Протокол №___

и.о. заведующего кафедрой__________________ Акаева А.Т.

Одобрено методическим советом факультета филологии,

журналистики и искусства.

«__»_______2007 г. Протокол №___


Председатель МС_____________________ Шаймарданова С.К.

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета______________ Сарбалаев Ж.Т. «__»_______ 2007г.

Нормоконтролёр ОМК__________ Баяхметова Г.С. «__»______ 2007г.

ОДОБРЕНО УМО

Начальник УМО ______________Головерина Л.Т. «__»_____ 2007г.


председатель предметно-цикловой комиссии

художественный руководитель и главный дирижёр оркестра русских народных инструментов и камерного оркестра,


стаж работы в качестве преподавателя: 8 лет

Выпускник Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке (специальность «оркестровое дирижирование»), класс профессора И.Ю. Громова, (2011 год) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Г.Н. Рождественского (2016 г.).

В Московском областном музыкальном колледже имени С.С. Прокофьева работает с 2011 года. Является художественным руководителем и главным дирижёром оркестра русских народных инструментов и камерного оркестра.

...


преподаватель высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 40 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 39,1 лет

Родился в 1955 году в Подмосковном городе Электросталь. Любовь к музыке и музицированию на баяне воспитал замечательный и талантливейший педагог – Леонид Викторович Горячев. В 1971 году поступает во 2-ое Московское областное музыкальное училище в класс Заслуженного работника культуры России В.И. Логачева, которое с отличием заканчивает в 1975 году.

...

дирижёр духового оркестра, преподаватель дисциплин дирижёрского цикла, кандидат наук

общий стаж работы (на 01.09.2019): 6 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 5 лет

Родился в 1981 году, окончил музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по классу трубы (2000 г.) В 2005 году С.В. Буймистр завершил обучение на военно-дирижёрском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Годом позже, после окончания аспирантуры (кафедра инструментовки и чтения партитур института военных дирижеров Военного университета, 2010 г.) С.В. Буймистр успешно защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению в МГК им. П.И. Чайковского (тема исследования – «История оркестровой педали как элемента функциональной музыкальной ткани», 2011 г.), имеет ряд публикаций в научных журналах.


...

концертмейстер отдела
концертмейстер первой категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 17 лет
стаж работы в качестве концертмейстера: 17 лет

В 2004 году с отличием окончила Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева. Училась в классе Нины Викторовны Миловановой, Натальи Васильевны Артемьевой. За годы обучения в колледже стала лауреатом фестиваля «Дни юного органиста», «Новые имена Подмосковья» (как участник камерного ансамбля), победителем I Открытого Конкурса композиции и импровизации имени С.С. Прокофьева, участвовала в I Международном юношеском конкурсе композиции имени Альфреда Шнитке. В 2012 году окончила Российскую Академию Музыки имени Гнесиных (факультет «Специальное фортепиано», класс профессора Григория Борисовича Гордона). В настоящее время является ассистентом-стажёром на кафедре специального фортепиано в РАМ имени Гнесиных (класс профессора Г. Б. Гордона).

...

дирижёр оркестра русских народных инструментов преподаватель дисциплин дирижёрского цикла
преподаватель первой категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 12 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 12 лет

Кирилл Александрович Горячкин (род. 1982 г.) – выпускник РАМ им. Гнесиных (класс балалайки – заслуженный артист РФ, профессор В.Б. Болдырев, класс дирижирования – заслуженный артист РФ, профессор Б.С. Ворон).
Лауреат премии Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы.
Дипломант I Всероссийского студенческого конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов.
В МОМК имени С.С. Прокофьева работает с 2017 года дирижёром Оркестра русских народных инструментов и преподавателем дисциплин дирижёрского цикла.
...

композитор, преподаватель дисциплин дирижёрского цикла, кандидат наук
преподаватель высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 11 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 11 лет

Григорий Зайцев (1983) – композитор, кандидат искусствоведения, член Правления Союза московских композиторов (2012-2017), член Союза московских композиторов, член Союза композиторов РФ, председатель предметной комиссии оркестрового дирижирования Московского Государственного Института Музыки им. А. Шнитке (2013-2016), доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского Государственного Института Музыки им. А. Шнитке, доцент Института журналистики и литературного творчества (Москва), доцент Белгородского института искусств и культуры, руководитель лаборатории Актуального Искусства Шнитке-Центра (2016-2017), руководитель ансамбля современной музыки «Свобода звука» (с 2011), лауреат более 20 Всероссийских и международных композиторских конкурсов (проходивших как в России, так и за рубежом), инициатор и руководитель просветительского проекта «Булез-Ликбез» (с 2016). Общий стаж педагогической работы – 10 лет, стаж работы в ВУЗах – 8 лет.

В Московском областном музыкальном колледже имени С.С. Прокофьева Григорий Зайцев начал работать с 2017 года (предметная комиссия оркестрового дирижирования).

...

преподаватель дисциплин дирижёрского цикла
преподаватель высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 39 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 32 года

общий стаж работы (на 01.09.2019): 29 лет
стаж работы в качестве концертмейстера: 29 лет

В 1990 году с отличием окончила 2-ое московское областное музыкальное училище, класс фортепиано преподавателя Ерошкина Г.М., концертмейстерский класс и камерный ансамбль – класс преподавателя Артемьевой Н.В. В 1995 году – Cаратовскую государственную консерваторию им. Л. Собинова, класс профессора Шугома Л.И.

...

концертмейстер отдела
концертмейстер высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 22 года
стаж работы в качестве концертмейстера: 22 года

Окончила Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева в 1997 году по специальности «Фортепиано» в классе Гарри Телемаковича Арутюняна. В 2002 году окончила Московский государственный гуманитарный университет (МГОПУ) имени Шолохова по двум специальностям: «Концертмейстер» в классе доцента Российской академии музыки имени Гнесиных, композитора Андрея Иштвановича Микиты; и по специальности «История Мировой культуры» у доктора искусствоведческих наук, профессора, автора целого ряда книг по истории мировой культуры - Рапацкой Людмилы Александровны.

Новое на сайте

>

Самое популярное